елена зубанова
Проект по экологии «Мир глазами детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по экологии «Мир глазами детей»
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение.
2. Этапы работы над проектом.
3. Календарно - тематическое планирование.
4. Приложение.
5. Мониторинг реализации проекта.
Актуальность
Публикация «Проект по экологии „Мир глазами детей“» размещена в разделах
- Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
Природа хрупка и ранима. В настоящее время безжалостно загрязняются и становятся безжизненными водоёмы, обедняются флора и фауна – всё это тревожный сигнал, призывающий разумно относиться к окружающему нас миру. В связи с этим, тема экологического воспитания подрастающего поколения становится актуальной как никогда. В настоящее время в области экологии просматриваются новые тенденции и проблемы, свидетельствующие о необходимости выхода экологического воспитания на качественно новый уровень. Если в недавнем прошлом наблюдалось бурное проникновение экологической проблематики в отечественную педагогическую науку и практику, во все звенья образовательного процесса, то в настоящее время такая активность заметно снижается. Все более очевидным становится противоречие между теми требованиями, которые предъявляет к человеку эпоха экологических катастроф, и реальным уровнем экологической воспитанности подрастающего поколения. Низкая эффективность предпринимаемых усилий приводит к необходимости повышение уровня экологической воспитанности дошкольников. Потребительское отношение к природе и ухудшение экологии требует формирование основ экологической культуры у дошкольников. Ведь именно в дошкольном возрасте начинается становление осознанно правильного отношения к объектам природы. Правильное понимание строится на основе знаний особенностей жизни живых существ, их взаимодействия со средой обитания, где немало важную роль играет не только знание взрослого, но и его личный пример. Осознанное отношение к природе проявляется в разнообразной деятельности экологического характера.
Государство одним из приоритетных направлений ставит вопрос об охране окружающей среды. Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе, могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.
Таким образом, проблема экологического образования подрастающего поколения - актуальная и главная задача ДОУ.
В теоретических основах экологического воспитания дошкольников (П. Г. Саморукова, С. Н. Николаева, Н. А. Рыжова и др.) указывается на необходимость максимально использовать данный период детства, так как в это время ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Самоценность дошкольного детства очевидна : первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.
Процесс это сложный и длительный, поэтому, целью экологического воспитания должно стать формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Новые требования к системе дошкольного образования диктуют и новые условия организации педагогического процесса в ДОУ, в том числе и организации экологического воспитания и образования.
Необходимо создать систему экологического воспитания дошкольников, направленную на формирование у детей научно – познавательного, эмоционально - нравственного, практически - деятельностного отношения к окружающей среде, на формирование основ экологической культуры личности. Необходимо найти эффективные формы воспитания и обучения дошкольников без ущерба для здоровья.
Вид проекта : творческий.
Продолжительность проекта : долгосрочный.
Участники проекта : дети средней группы, родители, музыкальный руководитель.
Цель проекта : формирование системы осознанно-правильных экологических представлений о природе у детей дошкольного возраста, создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры.
Задачи проекта :
- создать поэтапную систему по экологическому воспитанию дошкольников с составлением перспективных планов работы с детьми и с родителями по каждому этапу работы, проведение диагностики знаний детей;
- формировать у дошкольников основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе;
- развивать понимание взаимосвязей в природе и места человека в них;
- воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому на Земле;
- вовлекать детей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране;
- формировать навыки экологически грамотного, нравственного поведения в природе;
- обеспечить непрерывность экологического образования в системе: ДОУ - семья;
- воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому и развивать эстетическое восприятие природы.
Этапы работы над проектом
Подготовительный:
* постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования;
* предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями;
* выбор оборудования и материалов;
(сентябрь 2015 г.)
Практический:
* собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами;
(сентябрь 2015 – май 2016 г.)
Оценочный:
* обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ;
* закрепление полученных знаний, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций.
(май 2016 г.)
Ресурсное обеспечение проекта
Кадровый потенциал:
- педагоги,
- родители,
- дети,
- инструктор по физическому воспитанию,
- музыкальный руководитель.
Методическое:
- теоретическая и методическая литература,
- периодическая печать,
- материалы по передовому педагогическому опыту.
Информационное обслуживание проекта :
- интернет - сайты (сайт ДОУ, странички воспитателей в социальной сети)
- выпуск фотоотчетов.
Ожидаемый результат
* у детей будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе;
* дети поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым;
* у детей разовьется интерес к явлениям и объектам природы;
* дети научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы;
* приобретение педагогами нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повышение профессионального мастерства;
* повысится экологическая культура педагогов, появится понимание необходимости в экологическом просвещении воспитанников;
* пополнится развивающая среда в группе;
* повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей;
* обогащение уровня экологических знаний родителей;
* повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей;
* создание единого воспитательно - образовательного пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников;
* возможность участвовать в совместных экологических проектах.
Тематический план
Месяц Тема
Сентябрь
Диагностика экологической воспитанности детей по методике С. Н. Новиковой.
Занятие по познавательному развитию "Путешествие в осень".
Анкетирование родителей "Экологическое воспитание детей".
Октябрь Консультация для родителей "Развитие познавательных интересов у дошкольников в процессе ознакомления с природой".
Занятие по познавательному развитию "Овощи и фрукты".
Ноябрь Экологическая тропа детского сада.
Фотовыставка " Я и животные".
Декабрь Занятие по познавательному развитию "Кошка и собака – наши друзья".
Дидактические игры. " Дикие и домашние животные".
Январь Занятие по познавательному развитию. "Мои зеленые друзья".
Рисование с натуры комнатного растения.
Дидактические игры по ознакомлению детей с комнатными растениями.
Февраль Развлечение для детей " В нашем саду".
Консультация для родителей "Восприятие красоты окружающего мира природы".
Март Посадка лука.
Занимательные опыты и эксперименты с водой.
Занятие по познавательному развитию "Вода - источник жизни".
Апрель 1 апреля - "Международный день птиц".
Рассказы о птицах для детей.
Занятие по лепке с элементами конструирования из природного материала "Петя - петушок, золотой гребешок".
Май Экскурсия к цветущим плодовым деревьям.
Диагностика экологической воспитанности детей по методике С. Н. Новиковой.