Зоя Гаврилова
Проект по экологии «Карелия» для детей старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, родители.
Цель:
• ознакомление детей с водными ресурсами нашего края,
• формирование навыков бережного отношения к воде.
Задачи:
• способствовать закреплению у детей представлений о Карелии;
• познакомить детей с водоемами Карелии Онежским и Ладожским озерами, а также реками Шуя и Лососинка;
Публикация «Проект по экологии „Карелия“ для детей старшего возраста» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика Карелия
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
• способствовать повышению познавательного интереса детей к родному краю через исследовательскую деятельность;
• способствовать формированию у детей представлений о значении воды для всего живого в окружающем мире;
• организовать работу с родителями по данной теме.
Продолжительность проекта : краткосрочный (1 неделя).
Обеспечение проекта :
Плакаты с видами водоемов Карелии, глобус, карта Карелии, музей «Царица вода», иллюстрации по теме, дидактические игры, оборудование для опытов и занятий, конспекты занятий, иллюстрации на тему: «Берегите воду!», модель Капельки, художественная литература по теме, картотека потешек, стихов, чистоговорок, загадок по теме, картотека опытов с водой, аудиозаписи песен о Карелии.
Актуальность проекта :
Наш край уникальный по своим водным ресурсам, которые являются достоянием и богатством Карелии. Знают ли наши дети свой край, озера и реки, составляющие гордость республики? Вода – это и великая ценность. А умеем ли мы ее беречь? Практика показывает недостаток осознанного, действительного отношения к ней.
Предполагаемые результаты проекта :
• повышение интереса у детей к окружающему миру, воде, как великой ценности для всего живого;
• расширение знаний детей о Карелии и водоемах края;
• осознание детьми себя представителями республики Карелии;
• осознанное действительное отношения к воде.
Этапы проекта.
1. Организационный (подготовительный) этап.
Организационный этап включает в себя ряд следующих мероприятий:
• подборка и оформление тематической выставки книг «Карелия-край озер и рек»;
• оформление выставки иллюстраций видов Карелии;
• беседы с детьми о родном крае, рассматривание карты Карелии, нахождение Карелии на глобусе – модели Земли;
• чтение детям «Экологической сказки», сказки «Путешествие Капельки»;
• слушание с детьми песен о Карелии, карельской народной музыки;
• приглашение родителей для участия в проекте.
2. Основной этап. Планирование деятельности.
Раздел плана Формы работы
1. Ознакомление с окружающим.
Занятие «Карелия – край озер и рек».
Ситуации общения
Опыты с водой:
«Есть ли форма у воды?»
«Тонет – не тонет»
«Зачем деду Морозу и Снегурочке шубы?»
«Звенящая вода»
«Прозрачная вода»
Дидактические игры:
«Кто живет в Онежском озере?»
«Дорисуй, на что похоже Онежское (Ладожское) озеро?»
«Мир звуков»
«Экологическое лото»
2. Изобразительная деятельность. Занятие по рисованию на тему: «Дождик по земле прошел босиком»
Упражнение по рисованию:
(индивидуальная работа)
«Речка Лососинка» (рисование карандашом, гуашью)
«Тучка-закорючка» (рисование карандашом, гуашью)
«Весенняя лужица» (рисование карандашом, гуашью)
Аппликация. Коллективная работа
на тему: «Мой город на берегу Онеги»
Упражнения (индивидуальная работа) :
- вырезаем озеро, речку, капельку, лужу, тучку.
3. Развитие речи. Занятие «Водичка-водичка…»
Ситуации общения
Индивидуальная работа:
чтение, повторение и разучивание потешек о воде, дразнилок, чистоговорок, разучивание стихотворения о Карелии К. Рыжова.
4. Математика. Занятие «Прогулка на берег Ладоги».
Дидактические игры:
«Сравни ручейки», «Сравни два озера», «Перейди на другой бережок», «Проведи путь реки»,
«Сосчитай проталины»,
«Найди пару», «1, 2, 3 путь кораблику покажи!»,
«Найди отличия».
5. Физическое воспитание. Занятие «Веселый дождик»
Занятие «Весенний ручеек»
Занятие «Поход на озеро»
Подвижные игры:
«Солнышко и тучка», «Ручеек», «По ровненькой дорожке».
6. Работа с родителями. Оформление музея «Царица Вода».
Конкурс плакатов «Берегите воду!».
Заключительный этап.
Заключительный этап включает в себя ряд итоговых мероприятий:
• Проведение интегрированного занятия по аппликации на тему: «Мой город на берегу Онеги»;
• оформление музея «Царица Вода»;
• организация конкурса плакатов «Берегите воду!»;
• подготовка и демонстрация презентации на тему: «Люблю тебя, моя Карелия!».
Список литературы:
1. «От рождения до школы». Основная образовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А.. Васильевой. М. : Мозаика-синтез, 2016.
2. Буре Р. С. Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. Дружные ребята. – М. : Просвещение, 2004.
3. Бондаренко Т. М. Экологические занятия. Учебное пособие для дошкольников. М. : Центр педагогического образования, 2006.
4. Зацепина М. Б., Т. В. Антонова Т. В. Народные праздники в детском саду. М. : Мозаика – синтез, 2015.
5. Загадки в нашем доме пособие для воспитателей ДОУ, Воронеж, 2005.
6. Мальми Х. Маленький хоровод. П. : Карелия, 1990.
7. Лойтер. С. М. Русский музыкальный фольклор Карелии. П. : Карелия, 1991.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Экологическая сказка.
Высоко в небе есть прекрасный замок, но он так далеко, что его никто никогда не видел. Живет в этом замке Королева – Вода. В ее замке ледяной, прозрачный пол, сквозь который она смотрит на Землю. У Королевы-Воды много маленьких помощниц - капелек, их Королева посылает на Землю помогать людям. Одни капельки возвращаются обратно к своей хозяйке, другие остаются жить на Земле, их домом становятся реки, моря, ручьи, озера. Королева-Вода наблюдает за людьми и видит, как они ждут ее помощницу – ведь без воды нельзя ни умыться, ни поесть, ни попить. Люди всегда воду и берегли ее, Королева тоже любила людей и всегда посылала вовремя своих помощниц на Землю к людям. Так прошло много лет. Люди придумали машины, заводы, фабрики. Из-за их дыма и копоти Королева-Вода не могла наблюдать за Землей. Но она верила, что они радуются дождю и берегут каждую капельку воды.
Однажды Королева заметила, что капельки возвращаются с Земли грустные. Тогда она сама решила посмотреть, что происходит на Земле. Королева превратилась в тучку и полетела на землю. То, что она увидела, очень потрясло и обидело Королеву. «Дома» ее капелек были ужасны – на морях и океанах, таких красивых и голубых раньше теперь плавали огромные пятна нефти и другие масляные отходы, от которых гибли обитатели глубин. Реки стали мелкими, по берегам лежали груды мусора. По ручьям и озерам всюду плавали бутылки и банки. А в домах людей зря льется вода из крана и ее маленькие, трудолюбивые капельки утекают в грязную канализацию. Ну, нет, - подумала Королева-Вода, - так обращаться с собой я не позволю! И она улетела в свой замок, забрав всех своих помощниц.
Люди сначала ничего не поняли. Почему-то в домах не стало света, перестали работать заводы, фабрики, не стало в квартирах. Люди пошли на речки, озера, но там было пусто, лишь один мусор на дне. Очень тяжело пришлось людям. Они часто поднимали руки к небу, они ждали дождя. Дым, копоть постепенно рассеялись, и Королева - Вода снова увидела Землю и людей, они просили у нее воды, Королева смолилась над людьми, послала немного своих помощниц. Увидев воду, люди очень обрадовались. Они поняли, что были сами во всем виноваты. Люди даже удивились, что не замечали, как обижали воду. Они очистили водоемы, и капельки на этом не успокоились, не остановились. Им очень понравилось дышать чистым воздухом и пить чистую воду. Ученые всей Земли собрались и придумали специальные очистительные фильтры для фабрик и заводов. В домах снова появился свет, в кранах вода, в водоемах заплескалась рыба. Все стало как прежде. Только никто уже не мог бросить в реку мусор или оставить не закрытым кран. Опять люди стали беречь воду. А Королева-Вода снова могла любоваться прекрасной зеленой планетой.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Картотека опытов с водой
1. Тонет - не тонет.
Оборудование: тазик с водой, несколько предметов из разных материалов: перышко, гвоздик, пластмассовый шарик, прищепка, бусинка, бумажка.
В ходе эксперимента ребенок должен распределить предметы по признаку «Тонет-не тонет»
1. Тонет сразу.
2. Тонет после намокания.
3. Не тонет.
2. Волшебное свойство воды.
Оборудование: резиновая перчатка, надувной шарик, шарик, кувшин с водой, бутылка, губка.
Ребенок в ходе эксперимента получает знание о том, что вода принимает форму заполняемого предмета.
3. Имеет ли вода цвет, вкус и запах?
Оборудование:
Воспитатель ставит на стол стакан с водой и банку с молоком, рядом кладёт лист чистой белой бумаги. Какого цвета молоко и бумага? (Белого). А вода? Можно ли про воду сказать, что она белого цвета? (Нет). Есть цвет у воды? (Нет, вода бесцветная).
Воспитатель предлагает понюхать воду и ответить на вопрос: пахнет ли вода чем-нибудь? (Нет, вода ничем не пахнет, у неё нет запаха). А теперь попробуйте воду на вкус. Какая она? Сладкая? Горькая? Кислая? Солёная? (Вода без вкуса, она безвкусная)
Вывод: вода - это жидкость, не имеющая ни формы, ни цвета, ни запаха, ни вкуса.
4. Подушка из пены
Оборудование: на подносе миска с водой, венчики, баночка с жидким мылом, пипетки, губка, ведро, деревянные палочки, различные предметы для проверки на плавучесть.
Все ли предметы тонут в мыльной пене? Как приготовить мыльную пену?
Дети пипеткой набирают жидкое мыло и выпускают его в миску с водой. Затем пробуют взбивать смесь палочками, венчиком. Чем удобнее взбивать пену? Какая получилась пена? Пробуют опускать в пену различные предметы. Что плавает? Что тонет? Все ли предметы одинаково держатся на воде?
Все ли предметы, которые плавают, одинаковые по размеру? От чего зависит плавучесть предметов? (Результаты опытов фиксируются на фланелеграфе.)
5. Зачем Деду Морозу и Снегурочке шубы?
Оборудование: Подносы для снеговых фигурок, меховой лоскут.
На прогулке спросить у детей, где живут Дед Мороз и Снегурочка? (Там, где холодно – на Севере; им хорошо, когда холодно). Предложить детям вылепить маленькие фигурки Деда Мороза и Снегурочки, и внести их в группу. Деда Мороза закутать меховой тканью, а Снегурочку оставить на подносе. Через несколько минут Снегурочка станет таять, а Дед Мороз будет таким же прочным, каким его принесли. Дети высказывают предположения: шуба защищает от тепла комнаты, снежный Дед Мороз не растаял. Дети выясняют, что Дед Мороз и Снегурочка приходят в шубах и тем самым, спасаются от тепла.
Вывод. Одежда может защищать не только от холода, но и от тепла.
6. Замерзание жидкостей.
Оборудование: Формочки с одинаковым количеством обычной и солёной воды, молока, сока, растительного масла.
Дети рассматривают жидкости, экспериментируют с ними и определяют различия и общие свойства жидкостей (тягучесть, способность принимать форму ёмкости). Дети выносят формочки с различными жидкостями на холод. После прогулки дети рассматривают и определяют, какие жидкости замёрзли, а какие – нет.
Вывод. Жидкости замерзают с разной скоростью, некоторые не замерзают вообще. Чем жидкость гуще, тем длительнее время замерзания.
7. Откуда берётся иней?
Оборудование: Термос с горячей водой, тарелка.
На прогулку выносится термос с горячей водой. Открыв его, дети увидят пар. Над паром необходимо подержать холодную тарелку. Дети видят, как пар превращается в капельки воды. Затем эту запотевшую тарелку оставляют до конца прогулки. В конце прогулке дети легко увидят на ней образование инея. Опыт следует дополнить рассказом о том, как образуются осадки на земле.
Вывод. При нагревании вода превращается в пар, пар - при охлаждении превращается в воду, вода в иней.
8. Прозрачная вода
Оборудование: две непрозрачные банки, одна стеклянная банка, с широким горлышком заполненная водой, ложки, маленькие ковшики, таз с водой, поднос, предметные картинки.
На столе две непрозрачные банки закрыты крышками, одна из них наполнена водой. Детям предлагается отгадать, что в этих банках, не открывая их. Одинаковы ли они по весу? Какая легче? Какая тяжелее? Почему она тяжелее? Открываем банки: одна пустая — поэтому легкая, другая наполнена водой. Как вы догадались, что это вода? Какого она цвета? Чем пахнет вода?
Взрослый предлагает детям заполнить стеклянную банку водой. Для этого им предлагаются на выбор различные емкости. Чем удобнее наливать? Как сделать, чтобы вода не проливалась на стол? Что мы делаем? (Переливаем, наливаем воду.) Что делает водичка? (Льется.) Послушаем, как она льется. Какой слышим звук?
Когда банка заполнена водой, детям предлагается поиграть в игру «Узнай и назови» (рассматривание картинок через банку). Что увидели? Почему так хорошо видно картинку?
Какая вода? (Прозрачная.) Что мы узнали о воде?
9. Звенящая вода
Оборудование: поднос, на котором стоят различные бокалы, вода в миске, ковшики, палочки-удочки с ниткой, на конце которой закреплен пластмассовый шарик.
Перед детьми стоят два бокала, наполненные водой. Как заставить бокалы звучать? Проверяются все варианты детей (постучать пальчиком, предметами, которые предложат дети). Как сделать звук звонче?
Предлагается палочка с шариком на конце. Все слушают, как звенят бокалы с водой. Одинаковые ли звуки мы слышим? Затем взрослый отливает и добавляет воду в бокалы. Что влияет на звон? (На звон влияет количество воды, звуки получаются разные.)
Дети пробуют сочинить мелодию.
10. Тающий лед
Оборудование: тарелка, миска с горячей водой, миска с холодной водой, кубики льда, ложка, акварельные краски, веревочки, разнообразные формочки.
Воспитатель предлагает отгадать, где быстрее растает лед — в миске с холодной водой или в миске с горячей водой. Раскладывает лед, и дети наблюдают за происходящими изменениями. Время фиксируется с помощью цифр, которые раскладываются возле мисок, дети делают выводы.
11. Почему снег мягкий?
Оборудование: Лопатки, ведёрки, лупа, чёрная бархатная бумага.
Предложить детям понаблюдать, как кружится и падает снег. Пусть дети сгребут снег, а затем ведёрками носят его в кучу для горки. Дети отмечают, что ведёрки со снегом очень лёгкие, а летом они носили в них песок, и он был тяжёлым. Затем дети рассматривают хлопья снега, которые падают на чёрную бархатную бумагу, через лупу. Они видят, что это отдельные снежинки сцепленные вместе. А между снежинками – воздух, поэтому, снег пушистый и его так легко поднять.
Вывод. Снег легче песка, так как он состоит из снежинок, между которыми много воздуха. Дети дополняют из личного опыта, называют, что тяжелее снега: вода, земля, песок и многое другое.
Обратите внимание детей, что в зависимости от погоды меняется форма снежинок: при сильном морозе снежинки выпадают в форме твёрдых крупных звёздочек; при слабом морозе они напоминают белые твёрдые шарики, которые называют крупой; при сильном ветре летят очень мелкие снежинки, так как лучики у них обломаны. Если идти по снегу в мороз, то слышно, как он скрипит. Прочтите детям стихотворение К Бальмонта «Снежинка».