Татьяна Шитова
Проект «Лекарственные растения родного края»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательный проект «Лекарственные растения родного края»
Тип проекта : коллективный.
По числу участников: 19 человек.
Длительность проекта : краткосрочный.
Участники проекта : дети средней группы, родители, воспитатель
Публикация «Проект „Лекарственные растения родного края“» размещена в разделах
- В мире растений. Проекты
- Лекарственные растения и травы. Зеленая аптека, фитотерапия
- Лекарственные растения. Проекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты
- Растения. Изучаем мир растений
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
Актуальность проекта : наблюдая и рассматривая растения на улице, на картинках, и узнав, что обычные растения ближайшего окружения могут помочь здоровью человека, решили узнать об их значимости в жизни людей, их целебные свойства, правила сбора.
Цели: формировать представления детей о лекарственных растениях, их свойствах.
Задачи:
• Расширять и формировать знания детей о лекарственных дикорастущих растениях, их ценности для здоровья, правил пользования.
• Развивать речь: обогащать словарь, побуждать задавать вопросы, развивать игровое творчество, смекалку, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
• Воспитывать у детей любознательность, бережное отношение к растениям, любовь к родному краю.
1. Узнать:
а) что такое лекарственные растения;
б) где и как их можно использовать;
в) место их произрастания;
г) простейшие профилактические
рецепты.
2. Собрать коллекцию книг, альбомов, энциклопедий, загадки, стихи, пословицы и поговорки о лекарственных растениях.
3. Совместно с родителями изготовить альбомы для выставки: «Лекарственные растения», «Ядовитые грибы и растения», «Съедобные грибы»
4. Проведение профилактических мероприятий (полоскание горла календулой).
Предварительная работа: Экскурсия в парк, на участок д/с, сбор лекарственных растений и их засушка для гербария, беседы о пользе применения растений в лечебных целях, разучивание стихов, загадок, пословиц, чтение детям художественной литературы о лекарственных растениях, разные виды игр.
Словарная работа: Отвар, настой, лекарственные растения.
1. Чтение литературных произведений.
• Чтение отрывков из рассказа "Огород на опушке" А. Стрижева.
• Чтение А. Онегова "Тропинка полевая",
• Ю. Дмитриева "Кто в лесу живёт и что в лесу растёт",
• Н. Павловой "Загадки цветов",
• А. Плешакова "Зелёные страницы" и др.
• Заучивание загадок и стихов о растениях.
2. Беседы.
2.1. Беседа "Лесная аптека"
Рассказать детям о том, какую большую пользу приносят человеку лекарственные растения, расширить представления детей о мире растений, о взаимосвязи растительного мира и человека. Познакомить детей с правилами сбора и сушки лекарственных растений. Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.
Материал: Иллюстрации с изображением лекарственных растений, засушенные лекарственные растения.
2.2. "Друг или враг"
Рассказать детям о многообразии растений, отличии лекарственных растений от ядовитых (по внешнему виду, строению, запаху). Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
3.3 «Подорожник – лекарственное растение»
Познакомить детей с подорожником и его целебными свойствами.
Материал: иллюстрации с изображением лекарственных растений, а также с
3. Дидактические игры.
3.1. изображением ядовитых для здоровья человека растений. Дидактическая игра "Вершки - корешки" - в игре познакомить детей с тем, какие части лекарственных растений используются для лечения. Одуванчик – листья, корень. Календула – цветы, семена. Ромашка – цветы. Лопух – листья, корни. Шиповник – плоды. Мята – листья. Подорожник – листья.
3.2. Дидактическая игра - "Узнай растение", «От какого растения часть?», «Что лечит это растение?» - упражнять в умении распознавать растение по его частям, по строению, по запаху.
Материал: разные виды лекарственных растений (душица, пижма, подорожник, ромашка, чистотел, отдельные части лекарственных растений (стебель, корень, листья) .
3.3. Дидактическое упражнение "Определи по запаху" (мята, душица и др.) - упражнять детей узнавать лекарственное растение по запаху, закреплять знания о лекарственных растениях.
4. Игра-викторина «Вспоминай и быстро называй!».
5. Оздоровительный комплекс «Прогулка в лес».
Упражнение “Я цветок”, “Я бутон”, “Цветы и ветерок”
Физминутка: “Мой цветок”, «Лес», «Одуванчики»
Подвижные игры «Лечебная полянка», «Цветы и дождик»
Упражнение на дыхание «Одуванчик», «Я цветок»
Цель: регуляция циклов мышечного напряжения и расслабления, воспитание потребности вести здоровый образ жизни.
6. Решение проблемных ситуаций - (Как оказать помощь).
7. Изготовление детских рисунков «Носит одуванчик желтый сарафанчик», аппликации «Одуванчик в белом платьице».
8. Выставка альбомов и гербариев, совместной работы воспитателя, родителей и детей на тему «Лекарственные растения».
Заключение: В ходе исследовательской работы дети многое узнали. Все мы являемся частью природы и должны бережно относиться к ней и решили, что надо выращивать лекарственные растения на своих участках и огородах, чтобы не наносить вреда природе. Тогда она предстанет перед людьми доброй, дарящей свои богатства и радость общения.
Беседа: «Подорожник — лекарственное растение»
Цель: Познакомить детей с подорожником и его целебными свойствами.
Материал: Иллюстрация с изображением подорожника.
Крот, дятел или шапочки - маски для детей.
Ход занятия:
Воспитатель читает стихотворение:
Лесом можем мы гордиться,
Лес – зелёная больница,
Лес - как сказочное царство:
Тут кругом растут лекарства.
В каждой травке, в каждой ветке
И микстура и таблетки.
- Дети, как вы понимаете эти стихи? Как это могут в лесу расти лекарства?
В лесу много растений, которые называются лекарственными. Из них готовят лекарства. Сегодня я вам расскажу об одном из них. Вот послушайте, какая история случилась однажды в лесу.
Воспитатель разыгрывает перед детьми сценку с помощью специально подготовленных детей.
Воспитатель:
Под землёю роя ход
Как то лапу ранил крот.
Дятла просит:
(Крот подходит к дятлу)
- Помоги!
Вдруг останусь без ноги! "
Дятел:
- Ерунда:
Лапу вылечить не сложно –
Мой совет вам от души –
К свежей ранке подорожник –
Осторожно, приложи!
(Показывает детям подорожник, отдает кроту. Крот прикладывает к ноге, благодарит).
Воспитатель: - Что за чудодейственную траву предложил дятел кроту? Как лечатся этой травой? А кто знает, почему подорожник так называют. Выслушивает мнения детей.
Воспитатель: Там, где побыл человек, там и остаётся растущий вдоль дорог и тропинок, по пустырям подорожник. Дело в том, что его мелкие семена, когда созревают, становятся клейкими, легко прилипают к обуви, копытам животных, колесам. И на таком «транспорте» подорожник расселяется по дорогам.
Подорожник - многолетнее растение. У самой земли – розетка широких листьев, из середины розетки поднимается один или несколько высоких цветоносов – стрелок.
Лечебные свойства имеют листья подорожника. Отваром из листьев промывают глаза, чистый свежий листок подорожника прикладывают к ранам.
Итог: - О каком растении мы сегодня говорили? Почему оно так называется? Почему подорожник называют лекарственным растением? (воспитатель обобщает ответы детей).
- В заключении послушайте стихотворение «Подорожник»
Вырастет подорожник,
На земле сухой и твёрдой,
Около дорог.
Говорят о нём в народе
Добрые слова:
Всем поможет подорожник-
Скромная трава.
Если ты поранишь руку,
Если ногу сбил,
Он тебе залечит рану
И прибавит сил.
В. Валюшев
Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе «Растения лечат»
Цель: Познакомить детей с лекарственными растениями.
Задачи:
1. Дать знания о простейших способах использования некоторых лекарственных растений для лечения.
2. Формировать представления детей о лесе, как «зеленой аптеке».
3. Развивать образное восприятие, воображение, творчество.
4. Воспитывать бережное отношение и любовь к природе.
Материал: картинки с лекарственными растениями, разрезные картинки ромашки, тропинка, полянка, речка.
Ход занятия:
Воспитатель: Жили – были в одной деревушке дедушка да бабушка. Дедушка весной в поле трудился, летом по грибы, по ягоды в лес ходил, рыбу в озере ловил, осенью охотился – лису да белку бил, а зимой лапти плел. Бабушка хозяйство вела, да за скотиной ухаживала, а зимой шерсть пряла, да теплые вещи вязала. Так они и жили, не тужили. Но шли годы, стали бабушка с дедушкой стареть, да сильно уставать.
Бабка: Вот уже и устала,
А раньше, бывало,
Я таких слов и вовсе не знала.
Дед: А меня, видать, продуло,
Знобит так, что мочи нет,
То ноги, то живот, то голова!
Что поделаешь, старость пришла.
А таблетки аптечные мне пить непривычно,
Мне отвары растений целебных
Помогают отлично.
Бабка: Нет у меня сил, за травами идти,
Ты, старик, лечись, чем есть
И не ворчи!
Воспитатель: - Ребята, как же нам помочь бабушке и дедушке? (ответы детей). Давайте сами отправимся в лес за лекарственными растениями. Вы согласны (ответы детей). Начнем наше путешествие. (Дети встают и идут по «тропинке»)
По тропинке в лес пойдём, (шагают)
Лужу мимо обойдём, (обходят воображаемую лужу)
Перепрыгнем ручеек, (перепрыгивают через «ручеек»)
Посмотрели мы налево, (смотрят налево)
Посмотрели мы направо, (смотрят направо)
Посмотрели вверх на солнышко (смотрят вверх, стоя на носочках)
Ах, какая красота! (удивляются, разводят руки в стороны).
Воспитатель: - Чтобы найти нужное лекарственное растение, нам нужно знать, как оно выглядит. А в этом нам поможет Тётушка природа, она будет оставлять подсказки. А вот и первая подсказка под кустиком. (Конверт с загадкой) Давайте прочитаем, о каком же растении здесь написано. (Дети садятся на «полянку»)
Тонкий стебель у дорожки.
На конце его — серёжки.
На земле лежат листки —
Маленькие лопушки.
Нам он — как хороший друг,
Лечит ранки ног и рук. Что это? (Подорожник).
На доску выставляется картинка подорожника.
Воспитатель: - Ребята, почему это растение назвали подорожник? (ответы детей) Посмотрите, у подорожника много широких листьев на длинных ножках — черешках, они неострые — округлые и плотные, с прожилками. Посмотрите, какие плотные листья, прожилки можно почувствовать пальчиками. Подорожник цветёт, цветочек у него похож на колосок. (Дети рассматривают картинку). Колосок расцветёт, и начнут созревать семена. Подорожник расселяется там, где ходят люди и животные. Его семена осенью вместе с грязью прилипают к обуви и копытам животных и путешествуют вместе с ними. Там, где они упадут, там и произрастут в следующем году, в основном вдоль дороги, поэтому и название такое – подорожник. Он – великий путешественник, потому что его семена очень давно переправились в Северную Америку. Возьмём его с собой. И идём дальше. Снова на нашем пути препятствие – речка. Давайте ее перепрыгнем. (Дети по очереди перепрыгивают «речку»).
И здесь Тётушка природа оставила нам подсказку. (Конверт с загадкой). Прежде, чем я загадаю вам загадку, давайте поиграем в игру «Скажи наоборот»
Игра «Скажи наоборот» (Дети встают в круг, воспитатель по очереди кидает мяч каждому ребенку) :
Деревья высокие – деревья низкие
Трава мокрая – трава сухая
Тропинка длинная – тропинка короткая и т. д. Молодцы!
Вот и загадка.
Горел в траве росистой,
Фонарик золотистый,
Потом померк, потух
И превратился в пух. Что это? (Одуванчик).
- Ложитесь на полянку и послушайте историю про одуванчик.
Ранней весной на опушке старого леса появился маленький одуванчик. Был он желтенький, тихий и очень внимательный. Слушал голоса трав и цветов, запоминал разговоры птиц, их рассказы о дальних странах и долгих перелетах. Сам был не очень разговорчивым. У него был единственный друг – забавный ветерок. Одуванчик очень хотел бы летать как ветерок, но корни крепко держали его на земле. Прошло целое лето. Одуванчик подрос и был уже не желтенький, а белый и пушистый. Вдруг прилетел ветерок, чтобы рассказать Одуванчику о новых приключениях, как семена одуванчика, как на парашютиках поднялись вверх и разлетелись в разные стороны. Одуванчик был очень горд, что его семена прорастут и на других лугах и лесах.
Одуванчик — очень полезное растение. Из одуванчика делают варенье! Да, настоящее, похожее на мед. Так его и называют «мед из одуванчиков». Но для такого варенья нужно собирать цветки очень далеко от города и от дорог. Как вы думаете, почему? Корни одуванчика осенью выкапывают и применяют для лечения разных болезней. Ведь одуванчик – лекарственное растение, им лечились люди еще в древности. Из молодых листьев одуванчика делают салаты. Но чтобы листья не были горькими, их сначала держат полчаса в соленой воде. Вот какой одуванчик!
Воспитатель: Нам пора отправляться дальше. Что же нас ждет? Посмотрите, паук сплел паутину прямо на нашем пути, давайте не будем ее портить и просто наклонимся. (Идут гусиным шагом). Вы не видите подсказку от Тетушки природы. (Дети находят подсказку). А это не загадка. Нам нужно собрать это растение из частей.
Игра «Собери ромашку». (Дети делятся на 3 команды и собирают растение за столами). Что же это такое? (Ромашка). Хорошо, все справились с заданием от Тетушки природы. Как вы думаете, почему ромашка тоже лекарственное растение? Что оно лечит? (ответы детей). Ромашка очень полезное растение для организма. Трудно перечислить все лечебные и целебные свойства ромашки. Она останавливает кровь, утоляем боль и когда у нас болит горлышко, мы полощем его настоем ромашки. И это растение возьмем с собой.
Ну, вот наше путешествие подошло к концу. Отправляемся в деревню в бабушке и дедушке.
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну-ка плечи распрямите.
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись,
Руками коленей коснулись.
Сели - встали, сели - встали
И на месте побежали.
- Вот мы и пришли. Дедушка и бабушка мы вам принесли растения, которые помогут вам поскорее выздороветь. Не болейте. А мы пойдем в садик, мы обязательно приедем к вам еще.
Литература:
1. Дьякова Н. М. «Лекарственные растения — детям», Барнаул 1992 г.
2. А. В. Кочергина «Сценарий занятий по экологическому воспитанию», Москва 2005 г.
3. Н. А. Рыжова «Экологические рассказы, сказки, праздники», Москва 2002.
4. С. Н. Николаева «Юный эколог», Москва 2002.
Занятия по основам здорового образа жизни в средней группе на тему: «Лесная аптека».
Цель: Уточнить и закрепить элементарные знания детей о лекарственных растениях, их применении в лечебных целях человеком.
Задачи:
1. Учить их называть и группировать: лесные, огородные и комнатные.
2. Развивать умение детей согласовывать слова в предложении, отвечать на вопросы воспитателя, давая полный ответ на поставленный вопрос.
3. Активизация словаря: ромашка, календула, алоэ, тысячелистник.
4. Объяснить детям, что ни в коем случае нельзя принимать без взрослых какие-либо таблетки и даже лекарственные травы - это опасно.
5. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней, беречь растения и соблюдать чистоту в лесу.
6. Индивидуальная работа: закреплять умение правильно произносить названия лекарственных растений.
Экскурсия в парк. Наблюдения, рассматривание и изготовление гербария лекарственных растений, уход за комнатными растениями (алоэ).
Сюжетно-ролевая игра: «Лесная аптека». Придумывали загадки о лекарственных растениях (описывая их).
Аудиозапись лесных звуков: пение птиц, шелест листочков,
Альбом с гербариями лекарственных растений, иллюстрации и лото, дидактическая игра с лекарственными растениями.
Ход работы:
Сначала дети стоят перед воспитателем, а затем садятся на ковре (предполагаемая поляна, вокруг изображения деревьев, кустарников, различных растений.
На игру и рисование садятся за столы.
(Звучит аудиозапись лесных звуков, дети заходят и встают перед воспитателем, воспитатель загадывает загадку).
- Ребята, послушайте внимательно и отгадайте загадку:
-Есть у ребят
Зелёный друг,
Весёлый друг,
Хороший.
Он нам протянет
Сотни рук
И тысячи ладошек.
- Это лес (ответ детей).
- Правильно, зелёный друг-это лес. Давайте представим, что мы с вами в лесу.
Поудобнее рассаживайтесь солнечной поляне (дети располагаются на ковре).
- Кто помнит, как надо вести себя в лесу и почему нельзя сорить? (ответы детей, добиваюсь, чтобы дети давали полный ответ и правильно согласовывали слова в предложениях). Молодцы!
- Конечно, надо бережно относиться ко всему живому. Ребята скажите, что растёт в лесу (дети перечисляют деревья, кустарники, грибы, цветы и ещё много разных растений).
- Вот сегодня давайте поговорим о лекарственных растениях. Назовите, какие лекарственные растения вы знаете? (ответы детей)
- А почему эти растения называют лекарственными? (ответ детей).
- Правильно, из лекарственных растений делают различные настои и лечатся, употребляя их. Молодцы!
- А сейчас давайте немного отдохнё м:
Руки подняли и помахали –
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем –
Крылья мы сложим назад.
(Дети садятся на ковре. Появляется доктор Айболит и куда-то спешит).
- Здравствуйте, добрый доктор Айболит! Куда вы так спешите, что случилось?
А. – Спешу на помощь лесной детворе, но вот беда, я где-то потерял свой чемоданчик с лекарствами.
В. – Не беда, мы вам поможем. Ребята знают всё о лекарственных растениях : и их названия и как их применять в лечебных целях. Вы пока присядьте, отдохните.
- Ребята, давайте поиграем в игру «Лесная аптека», в которой расскажем всё, что мы знаем о лекарственных растениях (ромашке, календуле, тысячелистнике и алоэ).
(Предлагаю детям перейти за столы, на которых, перед каждым ребёнком, лежит карточка с изображением того или иного лекарственного растения, изображением вниз).
Даю задание: по очереди каждый ребёнок переворачивает карточку и рассказывает, как называется и как применяется лекарственное растение, которое изображено у него на карточке.
Ромашка – водный настой ромашки применяют для умывания малышей, а также для полоскания горла при кашле, применяется при болях в животике.
Календула (ноготки) - настойка календулы применяют при головной боли, для улучшения сна, полоскать горло при ангине, а также делают компресс для заживления ран и ушибов.
Тысячелистник – настой этого растения применяется, как кровоостанавливающее средство, поласкают рот при зубной боли, для заживления ран прикладывают свежие измельчённые листья.
Алоэ – сок листьев улучшает аппетит, пищеварение, свежие листья алоэ применяются для быстрого заживления ран.
– Молодцы ребята, спасибо вам за ваши рассказы, теперь я и без чемоданчика смогу помочь своим больным. Я побегу, будьте здоровы! (Айболит уходит).
- Ну, а мы ребята продолжим игру. Ни все те лекарственные растения, о которых вы рассказывали, растут в лесу.
Даю задание: у меня три карточки, на них изображены: лес, клумба и подоконник.
Надо расположить своё лекарственное растение туда, где оно растёт.
(ромашка, тысячелистник – лесные; календула – клумба; алоэ – комнатное). Индивидуальные и хоровые ответы детей.
Молодцы, все справились с заданием.
- Ребята, а какое у нас сейчас время года? (Наступило лето).
- А что с растениями происходит летом? (Они распускаются).
- Правильно и так становится радостно, а давайте, чтобы стало ещё приятнее, нарисуем, а что вы отгадайте: - Стоят в лучах сестрички:
Золотой глазок,
Белые реснички.
- Правильно, это ромашки.
- Давайте с вами нарисуем целое поле ромашек. Читаю стихотворение:
- Ромашка, ромашка,
Душистый цветок.
Жёлтая серединка,
Белый лепесток.
и показываю, как рисовать. Дети рисуют свои ромашки (за столами). Молодцы!
- А теперь давайте, разложим их по ковру, у нас получилось целое поле ромашек
(незаметно, обращаю внимание детей на чемоданчик).
- Ребята, посмотрите, что я нашла, это ведь чемоданчик с лекарствами доктора Айболита (подвожу к обсуждению того, что нельзя трогать лекарства без взрослых и тем более употреблять их, т. к. можно отравиться).
-Надо чемоданчик обязательно вернуть Айболиту.
Итог занятия: А сейчас давайте вспомним, о чём мы сегодня с вами говорили.
Кому помогли и в какую игру играли…
Что рисовали и запомнили:
Что нельзя трогать лекарства (таблетки) без взрослых, это очень опасно!
Молодцы!