Туяна Цыремпилова
Проект «Моя семья» по социально-коммуникативному развитию с детьми второй младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Семья - это самое важное для многих из нас! Отношения в каждой семье разные, и для каждого норма в отношениях. Ребенок является зеркальным отражением ситуации в семье, отношений между родителями, хотят этого признавать родители или нет.
Виилма Лууе
Актуальность проекта
Содержание нравственного воспитания дошкольников включает в себя решение множества задач, в том числе и воспитание любви к Родине, семье, уважительного отношения к своим родителям.
Семья для ребенка – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям.
Публикация «Проект „Моя семья“ по социально-коммуникативному развитию с детьми второй младшей группы» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Проекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает качества людей.
Поэтому мы должны помочь детям понять значимость семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.
Актуальность данного проекта обусловлена социальной значимостью духовно-нравственного развития личности ребенка, начиная с младшего возраста, когда его восприятие открыто к формированию духовно-нравственных ценностей. Особую актуальность данная задача приобретает в условиях внедрения ФГОС в системе дошкольного образования.
В младшем дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения. Детям этого возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет воспитывать в них любовь, добрые чувства и отношения к окружающим людям и, прежде всего, к близким, к своей семье. А ведь это основа из основ нравственно – патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Ребёнок должен осознать себя членом семьи. Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей. Ознакомление детей с понятием «семья невозможна без поддержки самой семьи».
Наш проект – прекрасный повод поразмышлять о роли семьи в жизни каждого человека, о семейных традициях и их развитии в современных условиях. Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепления и развития детско-родительских отношений. Родители должны дать понятие ребёнку, что он часть семьи, что это очень важно. Мы взрослые должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать к детям чувство привязанности к семье и дому.
Проект «Моя семья» ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в его реализации, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями. Работа в условиях реализации ФГОС ДО требует интеграции семейного воспитания и дошкольного образования, изменения стиля и форм взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, что в итоге будет содействовать выработке общих принципов в работе по развитию личности дошкольника, формированию общего образовательного пространства ребенка дошкольного возраста.
Новизна проекта заключается в выработке новых подходов по приобщению детей к семейным традициям, ценностям и взаимодействию с семьёй по патриотическому воспитанию ребёнка. Совместная исследовательская деятельность дошкольников, родителей и педагогов по изучению истории семьи и рода способствует формированию патриотизма, культурно - ценностных ориентаций, духовно - нравственному развитии.
Технологическая карта проекта
№ Содержание Пояснение
1 Название проекта «Моя семья»
2 Тип проекта Познавательно-воспитательный
3 Вид проекта Групповой
4 Время проекта Ноябрь 2016-март 2017
5 Участники проекта Дети 2,6 -3 лет и их родители, воспитатели, музыкальный руководитель
6 Организаторы проекта Воспитатель Цыремпилова Т. Г
7 Цель проекта Создание единого пространства воспитания и развития детей в ДОУ и в семье. Развитие партнёрских отношений с семьями воспитанников через организацию разных видов совместной деятельности
8 Задачи • Повышать уровень педагогической культуры родителей, их заинтересованности в воспитании и развитии детей.
• Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада, обогащать детско-родительские отношения опытом совместной деятельности;
• Познакомить детей с понятиями «семья», «имя», «фамилия», учить называть свое имя, фамилию, называть по имени членов семьи и ближайших родственников;
• Воспитывать любовь и уважения к членам семьи, учить проявлять заботу о родных и близких.
• Формировать элементарные представления о родословных отношениях, расширять представления о семье – у каждой семьи есть история.
• Гармонизировать детско-родительские отношения с помощью проведения совместных мероприятий.
9 Ожидаемые результаты • Расширение знаний детей о своей семье : о членах семьи, традициях.
• Проявление уважения и заботливого отношения ко всем членам семьи.
• Понимание значимости семьи в жизни каждого человека.
• Повышение педагогической культуры родителей, установление с ними доверительные и партнёрские отношения.
• Распространение опыта работы в СМИ по вопросам семейного воспитания, традиций семьи.
1. Подготовительный этап проекта
• Определение целей и задач;
• Составление плана работы по реализации проекта;
• Составление технологической карты проекта;
• Изучение методической литературы и периодических изданий по дошкольному воспитанию;
• Подбор детской художественной литературы;
• Подготовка консультаций, составление буклетов, рекомендаций для родителей.
2. Основной этап
Направление работы Виды деятельности Содержание деятельности
1. Работа с детьми НОД (ФЦКМ, речевое развитие, художественная литература) «Мои бабушка и дедушка»
«Мама спит, она устала»
«Моя семья»
«Папы-сильные, смелые, ловкие, умелые»
НОД (художественно-эстетическое развитие) Аппликация «Букет цветов для мамы»,
«Подарок папе»
Рисование «Цветы для мамы»
Лепка «Самолеты стоят на аэродроме»
Ситуативный разговор «Меня дома называют…»
«Как я провел выходные дни»
«Как я дома помогаю»
«С кем я живу»
«Мои любимые бабушки и дедушки»
«Как зовут моих родителей»
«За что я люблю свою маму»
«Кем работает моя мама (папа)
Беседы по картинкам и иллюстрациям Сюжетные картины «Семья», «День 8 Марта».
Демонстрационный материал на тему «Семья», «Защитники Отечества»
Иллюстрации «Кто чем дома занимается»
Художественная литература Е. Благинина «Посидим в тишине»
И. Косяков «Все она»
А. Барто «Разговор с мамой»
С. Маршал «Что у вас»
В. Руссу «Моя мама»
Д. Габе «Самые лучшие»
Загадки, стихи о семье
Игровая деятельность Сюжетно-ролевая игра «Семья»
Игровые ситуации: «Мама пришла с работы»
«Дочки-матери»
«Папа-хороший хозяин»
«Пора обедать»
Бабушка приехала»
Дидактические игры:
«Чья вещь?»
«Кто кому кем приходится»
«У бабушки в деревне»
«Семья»
«Я и моя семья»
Пальчиковые игры: «Семья»
«Пианино»
«Моя семья»
«Пальчик-мальчик»
«Гномики»
2. Работа с родителями Анкетирование «Стиль воспитания в семье»
«Ценности и традиции нашей семьи»
Консультации «Типичные ошибки семейного воспитания»
«Кто такой родитель-воспитатель?»
«Папа, как важный фактор воспитания»
«Права ребенка»
«Виды семейных традиций»
«Роль бабушки и дедушки в воспитании ребенка»
Папки-передвижки «Маленький помощник»
«Здоровый образ жизни семьи»
«Хвалим ребенка правильно»
«8 Марта»
«День Защитника Отечества»
«Будущий мужчина» (Как правильно воспитывать мальчика)
«Будущая женщина»(Как правильно воспитывать девочку)
буклеты «Заповеди семейного воспитания»
«Ребенок получает право на жизнь без насилия»
«Играть или не играть»
«Счастье быть отцом»
3. Заключительный этап
Педагог
• Оформление фото-альбома «Моя семья»;
• Оформление гербов семьи;
• Выпуск стенгазет к Дню матери, 8 Марту и 23 февралю.
• Утренник к Дню матери, 8 Марта, 23 февраля.
• Итоговое занятие по социально-коммуникативному развитию «Моя семья».
• Презентация проекта «Моя семья»
• Организация выставки работ детей «Портрет моей мамы»
• распространение опыта работы в СМИ.
• Дети:
• - выступают с поздравлением на праздниках
• - приглашают родителей на совместное чаепитие после концерта
• Родители:
• - участвуют в совместном празднике «Я и моя семья»
• - показывают культурные ценности своей семьи
• - участвуют в совместном чаепитии с детьми.
• - Совместная презентация «Генеалогическое древо нашей семьи».
• распространение опыта работы в СМИ.
•
Результативность проекта
Родители принимают активное участие в проекте. При создании гербов семьи, стенгазеты, они отразили основные традиции, ценности своей семьи, жизнедеятельность ее членов, место детей в семье. Приняли активное участие в подготовке к утреннику. В процессе работы над проектом педагоги более подробно изучили семьи воспитанников, познакомились с особенностями их методов воспитания.
Работа по реализации проекта более сплотила родителей, детей и воспитателей.
Вывод:
Взаимодействие с семьей в соответствии с ФГОС позволило обеспечить оптимальные условия для осуществления образовательной деятельности в условиях ДОУ, где родители, становясь активными участниками общественной жизни и процесса обучения своих детей, чувствуют себя хорошими мамами и папами, поскольку вносят свой вклад и приобретают все новые умения. Таким образом, взаимодействие с родителями является важнейшим условием развития образовательного учреждения, так как оказывает значительное влияние не только на разностороннее развитие детей, но и, в конечном итоге, на повышение статуса дошкольного образования. Так, постепенно и появляется главный результат социального партнерства - не отдавать ребенка на хранение и воспитание, а действовать сообща, вместе с педагогами детского сада для всестороннего развития личности ребенка.
Литература
1. Горшенина В. В., Самошкина И. В., Черкасова Н. П. Система работы детского сада по вопросам семейного воспитания. – М. : Глобус, Волгоград: Панорама, 2007.
2. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. – М. : ТЦ Сфера, 2008.
3. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М. : ТЦ Сфера, 2007.
4. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для Руководителей и практических работников ДОУ/Авт. -сост. : Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. – М. : АРКТИ, 2010.