Людмила Пургина
Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию в старшей группе «Я, ты, он, она — вместе целая семья»
▼ Скачать + Заказать документы
МБОУ СОШ № 8
Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию в старшей группе
Тема: «Я, ты, он, она – вместе дружная семья»
Составила воспитатель:
Пургина Людмила Викторовна
. г. Куса
2016 год.
Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию
в старшей группе
Тема: «Я, ты, он, она – вместе дружная семья»
Цель: обобщить и расширить знания детей о дружбе.
Публикация «Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию в старшей группе „Я, ты, он, она — вместе целая семья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Задачи образовательной области «Социально- коммуникативное развитие» :
- развитие у ребенка осознанного эмоционально - положительного отношения к себе, другим людям, окружающему миру
- умение обходиться с эмоциональными состояниями, мнениями и желаниями самого себя и других
- развитие социально - значимых навыков поведения, навыков регуляции своего поведения
- формировать умение понимать и оценивать чувства и поступки других,
- формировать положительное взаимоотношение между дошкольниками, взаимовыручку,
- закреплять умение участвовать в совместном деле.
- развивать у детей способность к сопереживанию, желание прийти друг к другу на помощь в сложной ситуации, развивать социальные чувства.
Задачи образовательной области: «Познавательное развитие» :
- обобщить знания детей по теме дружба.
- учить понимать и оценивать чувства и поступки других людей,
-познакомить детей с правилами дружбы.
Задачи образовательной области: «Развитие речи» :
- закреплять умение детей вести беседу, поддерживать
диалог в ситуации творческого и игрового общения.
Задачи образовательной области: «Физическая культура» :
- закреплять умение выполнять движения в соответствии с текстом во время динамических пауз
Задачи образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» :
- совершенствовать навыки работы с различными изо. материалами.
- формировать опыт создания коллективной работы.
Интеграция образовательных направлений: «Социально-коммуникативное», «Художественно-эстетическое», «Познавательное».
Используемые материалы и техническое оборудование: кукла Чиполлино, аудиозаписи песен «От улыбки» В. Шаинского и М. Танича «Когда мои друзья со мной». Подбор сюжетных картинок, ватман, цветные карандаши, фломастеры, цветной картон, бросовый материал, клей.
Методы и приемы: игровые, наглядные, словесные.
Предварительная работа:
-чтение литературных произведений о дружбе (В. Осеевой, Н. Носова, Л. Пантелеева, В. Драгунского.);
- беседа «Крепкую дружбу топором не разрубишь»;
- заучивание пословиц и поговорок о дружбе;
- заучивание стихов о дружбе;
- разучивание песни В. Шаинского «От улыбки»;
- разучивание песни М. Танича «Когда мои друзья со мной»;
- решение проблемных ситуаций;
- сюжетные игры.
Ход непосредственно образовательной деятельности.
Вводная часть:
Воспитатель предлагает встать детям в круг.
Воспитатель:
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся.
И друг другу улыбнёмся.
Раздается стук в дверь.
Воспитатель: Кто это к нам в гости пришел?
Входит Чиполлино.
Воспитатель: Здравствуй, Чиполлино. Почему ты такой заплаканный?
Чиполлино: Почему-то со мной никто не хочет дружить, я хочу подружиться с вашими ребятами.
Воспитатель: Заходи к нам, Чиполлино, мы тебе очень рады. Конечно мы будем с тобой дружить.
Основная часть:
Беседа на тему «Что такое дружба?»
- Ребята, а вы знаете, что такое дружба, друг? (ответы детей)
- А вы - дружные ребята? (да)
_А где больше всего у вас друзей? (в детском саду,
_ А можно назвать детский сад «дружная семья»?
- А почему вы так думаете? (потому что мы помогаем друг другу, заботимся, стараемся делать так, чтобы не обижать друг друга)
Чиполлино наверное тоже очень хотелось бы жить в такой дружной семье, давайте все вместе построим дом, а стенами в нём будут секреты (правила, законы) дружбы.
- А с чего начинается дружба? (с улыбки, со знакомства, с ласкового слова, с общих интересов и т. д.) ЭТО ПЕРВАЯ СТЕНА.
- Как вы думаете, какого цвета дружба? А какого запаха? (ответы детей)
А что значит быть доброжелательным? Как другие узнают, что ты человек, доброжелательный? Слово «доброжелательность» состоит из двух частей «добро» и «желать». Значить доброжелательный человек – тот, кто желает вам добра.
Воспитатель: А теперь друзья я хочу знать крепкая ли у вас дружба и доброжелательные ли вы?
Игра «Дружный клубочек». Упражнение «Нити добрых слов». У меня есть «клубочек дружбы», который я передам Юле. Она обмотает два раза свободный конец нити вокруг ладони и покатит клубок в сторону одного из ребят, например Осману, сопровождая движение добрым пожеланием или комплиментом. Принявший клубок, обматывает нитью свою ладонь и с добрыми словами передает клубок другому ребенку и т. д.
Воспитатель: И снова клубочек вернулся ко мне. Ниточка не порвалась, она состоит из множества тонких нитей, которые переплелись вместе и стали прочными и крепкими. Так и у нас: ниточка связала нас, и дружба наша стала крепче. А теперь посмотрите, какая паутина добрых слов у нас получилась. Какое у вас сейчас настроение?
Доброжелательность это ВТОРАЯ СТЕНА нашего дома.
Следующее правило «зашифровано» в картинках. (Выставляются сюжетные картинки).
Чтобы его расшифровать, попробуйте определить, что в них общего. (На всех картинках люди помогают друг другу, животным, растениям).Дети рассматривают и обсуждают изображенные ситуации. Это еще одно правило дружбы - помогай всем, кто нуждается в помощи и у тебя будет много друзей.
ТРЕТЬЯ СТЕНА нашего большого дома.
Продолжаем строить дружный дом.
Проблемные ситуации
«Саша принес в детский сад новую игрушку - самолет. Bceм детям хотелось поиграть с этой игрушкой. Вдруг к Саше подошел Кирилл, выхватил самолет и стал с ней играть. Тогда Саша…»
Воспитатель: Что сделал Саша? Почему? (ответы детей)
- Посоветуемся все вместе, как выйти из такого положения. Есть правила, которые помогают жить мирно. Хотите их узнать?
• Соблюдай правила.
• Не смейся над товарищами.
• Не жадничай.
• Уступай.
• Не злись на тех, кто лучше что-то делает, чем ты (не завидуй).
- Кто в нашей группе умеет мирно жить?
- Кто умеет мириться?
«Мирилка» :
Давай мы не будем ссориться, с тобою никогда,
Давай еще раз помиримся навсегда, навсегда.
А теперь вы догадались, что за следующий секрет дружбы, ЭТО МИР(4)
А сейчас немного отдохнём
Физминутка:
Ты дрозд и я дрозд (показывают)
У тебя нос и у меня нос.
У тебя щёчки красненькие и у меня щёчки красненькие,
У тебя губки аленькие и у меня губки аленькие.
Мы два друга, мы любим, друг друга (обнимаются)
Воспитатель: Вы разгадали 4 секрета дружбы. Но есть еще один секрет.
Я вам сейчас прочитаю рассказ Валентины Осеевой «Синие листья». А вы сидите тихонько, и приготовьтесь вновь рассуждать!
У Кати было два зелёных карандаша. А у Лены ни одного. Вот и просит Лена Катю:
- Дай мне зелёный карандаш. А Катя и говорит:
- Спрошу у мамы.
Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена:
- Позволила мама?
А Катя вздохнула и говорит:
- Мама-то позволила, а брата я не спросила.
- Ну что ж, спроси ещё у брата, - говорит Лена. Приходит Катя на другой день.
- Ну что, позволил брат? - спрашивает Лена.
- Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.
- Я осторожненько, - говорит Лена.
- Смотри, - говорит Катя, - не чини, не нажимай крепко, в рот не бери. Да не рисуй много.
- Мне, - говорит Лена, - только листочки на деревьях нарисовать надо да травку зелёную.
- Это много, - говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо недовольное сделала. Посмотрела на неё Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя, побежала за ней:
- Ну, что ж ты? Бери!
- Не надо, - отвечает Лена. На уроке учитель спрашивает:
- Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?
- Карандаша зелёного нет.
- А почему же ты у своей подружки не взяла? Молчит Лена. А Катя покраснела как рак и говорит:
- Я ей давала, а она не берёт. Посмотрел учитель на обеих:
- Надо так давать, чтобы можно было взять.
Воспитатель: Запомните, ребята, жадность может разрушить дружбу. Поэтому друзья должны по отношению друг к другу всегда быть отзывчивыми, добрыми.
– Вы разгадали еще один секрет дружбы? Как назовем этот секрет? Честность, доброта, взаимовыручка. Вот вам и пословица – Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
Давайте вспомним еще пословицы о дружбе: «С другом веселее при удаче, легче в беде», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Один за всех, и все за одного», «Нет друга – ищи, а нашёл – береги!», «Старый друг лучше новых двух», «Друг познаётся в беде», «Недруг поддакивает, а друг спорит»;
Заключительный этап:
Воспитатель: Сегодня мы разгадали секреты дружбы, и построили настоящий Дружный Дом, и Чиполлино стал членом нашей большой, дружной семьи, и теперь он будет со всеми дружить и выполнять правила дружбы. Давайте вспомним их:
• улыбка
• помощь
• мир
• доброта
• честность
Ну, вот стены у нашего ДРУЖНОГО ДОМА есть, а на крыше дома пусть у нас будет девиз кота Леопольда из мультфильма, «Ребята давайте жить дружно».
Как вы думаете, кого не хватает в этом доме? Не хватает в нём сказочных друзей. А откуда можно взять друзей? Давайте поможем Чиполлино, и сделаем ему друзей, кто из чего хочет. Ведь правила дружбы он теперь знает, и дружить надеемся, умеет. (Детям предоставляется свободный выбор материала для изготовления друзей.)
Воспитатель предлагает детям спеть песню М. Танича «Когда мои друзья со мной»
Воспитатель: Дети, я надеюсь что вы никогда не забудете правила дружбы.
Всем дружить необходимо –
Ане, Вите, Насте, Диме,
Все мы – лучшие друзья,
Друг без друга нам нельзя.
Мы умнеем и растём,
Весело в саду живём.