Ольга Фролова
Проект по театрализованной деятельности «Островок сказок» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по театрализованной деятельности «Островок сказок»
Продолжительность проекта : долгосрочный
Тип проекта : познавательно-творческий, групповой.
Участники проекта : дети старшей группы для детей с речевыми нарушениями «Ириски», родители воспитанников, воспитатели.
Возраст детей: 5 - 6 лет.
Публикация «Проект по театрализованной деятельности „Островок сказок“ в старшей группе» размещена в разделах
- Проекты
- Сказка. Проекты по сказкам
- Старшая группа
- Сценарии по сказкам
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Образовательные области: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Актуальность темы.
«Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества, воображения, фантазии, а без этого он засушенный цветок» В. Сухомлинский
Актуальность выбранной темой на современном этапе очевидна, так как нашему обществу необходимы творческие люди с живым умом.
Нам, как педагогам, очень важно, чтобы в мире, насыщенном информацией новыми технологиями ребенка не потерял способность познавать мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу, мог познать радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
Духовное воспитание как одна из форм развития личности, является одновременно необходимым аспектом других элементов воспитания, формирования мировоззрения личности. Специфика такого воспитания заключается в том, что его конечной целью выступает гармонически развитая личность. Оно направлено на активизацию творческих способностей человека, на повышение его общей
культуры. Поэтому сегодня духовное воспитание приобретает особое значение. На общетеоретическом плане духовное воспитание – это эстетическое, нравственное становление личности человека, воспитываемое через музыку, театр, живопись, сказку, религию и т. д.
Сказочный мир замечательно приспособлен для игр. Композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и очень определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамики событий, причинно-следственные связи, явления, доступные пониманию дошкольника, результаты разных поступков – все это делает сказку особенно интересной и волнующей для
детей. Большие резервы в деле приобщения детей дошкольного возраста к миру духовной красоты скрыты в детской театральной-игровой деятельности с ее радостной эмоциональность, образностью, моторной активностью, коллективного участие развитием творческой инициативы, разнообразными воспитательными и образовательными возможностями.
Театральная деятельность в ДОУ - это палочка выручалочка для педагога, а самое главное дети в восторге!
Театральная деятельность – универсальная : она выполняет одновременно познавательную, коррекционную, воспитательную и развивающую функции.
Театральная деятельность это самый распространенный вид детского творчества. Она позволяет удерживать внимание детей на высоком уровне и через интерес повышает умственную активность ребят, помогает достичь быстрых и качественных результатов в развитии творческих способностей детей. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно,
потому что связана с игрой, а потребность в игре у детей, несомненно, велика.
Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенка хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, получая огромное эмоциональное наслаждение.
Но самое главное, что театральная деятельность способствует развитию у ребенка общечеловеческой способности к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, помогает адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным.
Цель проекта : Формирование художественного творчества, чувства прекрасного, умения понимать и ценить окружающий мир и способность к взаимодействию с ним. Приобщение детей к театральной культуре.
Задачи:
. последовательное знакомство детей с видами театра;
. совершенствование артистических навыков детей;
. раскрепощение ребенка;
. работа над речью, интонацией;
. коллективные действия, взаимодействия; пробуждение в детях способности живо представлять себе происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать.
Задачи по центрам активности.
Игровая деятельность.
. разыгрывать литературные сюжеты, используя различные виды театра;
. передавать характер персонажей;
. учить передавать различные эмоциональные состояния через мимику, жест, движение;
. учить сочетать движение и речь;
. формировать интонационно – образную речь;
. развивать инициативу и фантазию.
Речевое развитие.
Формировать умение:
. понимать основную идею произведения и выделять единицу сюжета;
. давать словесную характеристику персонажам, используя эпитеты, сравнения, образные выражения;
. использовать выразительные средства интонационно – образной речи;
. пользоваться прямой и косвенной речью в инсценировках;
. развивать диалогическую и монологическую речь, их форму.
Социализация.
. расширять представления детей об окружающей действительности;
. уточнять представления о предметах, игрушках, декорациях;
. воспитывать бережное отношение к реквизиту, игрушкам, куклам, костюмам,
декорациям, уважение к труду взрослых и детей;
. закреплять представление о различных видах кукольных театров.
Изобразительная деятельность.
. учить рисовать эскизы (рисунки, отражающие основные действия спектакля;
. развивать умения создавать по эскизу и словесной инструкции персонажей и декорации из различных материалов (бумага, соленое тесто, ткань и др.)
. создавать на плоскости композицию, соответствующую мизансценам.
Конструирование и ручной труд.
. Познакомить детей с назначением деталей и способами их соединения в
ручных инструкциях;
. Учить различать геометрические объёмные фигуры (куб, цилиндр, конус);
. Развивать потребность в творческой деятельности при работе с бумагой,
картоном, бросовым и природным материалом.
. Развивать умение работать иголкой, нитками, ножницами.
Принципы:
1. Импровизационность.
2. Гуманность.
3. Систематизация занятий.
4. Учет индивидуальных способностей каждого ребенка.
Гипотеза.
Театрализованная деятельность оказывает положительно влияние как на эмоционально-личностную сферу ребенка, а именно на способность различать и дифференцировать эмоции, так и на развитие речи детей.
Ожидаемые результаты:
1. Развитие ребёнка по всем направлениям образовательных областей.
2. Значительное расширение представлений детей о театральной культуре.
3. Создание предметной среды, способствующей развитию у детей театральной культуры.
Формы работы:
. организация обучающих, развивающих и творческих занятий;
. организация совместных с родителями мероприятий;
. организация театральных вечеров (показ сказок и представлений);
. организация посещений культурных мероприятий.
Формы работы с родителями:
1. Совместное изготовление игрушек и пособий для организации предметно-развивающей среды.
2. Привлечение родителей к проведению совместных мероприятий.
3. Открытые показы занятий и театральных представлений.
4. Консультирование родителей по ведущим и текущим вопросам.
5. Организация посещений объектов культуры и культурных мероприятий.
Этапы разработки и реализации проекта
Этапы Содержание Срок
1 этап –
подготовительный - выбор тематики проекта;
- вовлечение детей и воспитателей в работу над проектом;
- подбор материала для проекта;
- планирование основных мероприятий. Ноябрь-апрель
2 этап – основной Реализация плановых мероприятий
Декабрь-апрель
3 этап –
заключительный Итоговое мероприятие __Инсценировка сказки «!Волк и семеро козлят»___
___
Презентация проекта на педагогическом совете.
Подведение итогов.
апрель
Реализация проекта через разные виды детской деятельности
Виды деятельности Формы и методы работы
Коммуникативная Беседы:
. «Что такое театр?»
. «Театральные термины».
. «Театры г. Саратова» (общая беседа)
. «Правила поведения в театре»»
Вечер загадок
Театральная викторина «Из какой сказки отрывок?»
Этюды с настольными куклами на основе хорошо знакомых русских
народных сказках.
Продуктивная,
музыкально-
художественная
1. Выставка детских рисунков
. «Театральная палитра».
. «Любимые сказки».
2. Аппликация: «Театр зверей»
3. Рисование:
. «Я рисую сказку»
. «Любимый герой мультфильма»
4. Музыкальные импровизации (песенные, инструментальные, танцевальные)
5. Игра-конструирование
. Сооружение из строительного материала театра.
. Сооружение из строительного материала сцены, партера,
гримерной.
6. Ручной труд
. Изготовление афиш и пригласительных билетов
. «Изготовление из природного и бросового материала персонажей
для настольного и пальчикового театра»
7. Этюды
. «Органическое молчание»
«Беспредметное действие»
. «Свяжи этюд».
. «Ожидание»
. «Новый финал»
. Игра “Оркестр”
. Упражнение “Передай маску”
. Упражнение “Передай хлопок”
Игровая
Сюжетно- ролевые игры:
. «В гримерной»
. «Театр»
Дидактические игры «Что перепутал Незнайка?», «Найди одинаковые декорации», «Что лишнее?», «Что изменилось?» и др.
Чтение художественной
литературы
Чтение художественной литературы:
А. Барто «Девочка Чумазая»,
Остер Г. «Вредные привычки»,
Русские народные сказки,
Сказки народов мира
Сказки А. С. Пушкина
В. Степанов «Профессии» и др.
Коррекционная Артикуляционная гимнастика
«Назойливый комар», «Хомячок», «Рожицы»
Упражнения для губ
«Улыбка – хоботок», «Часы», «Веселый пятачок», «Шторки»
Упражнения для языка
«Уколы», «Змея», «Самый длинный язычок», «Чаша», «Коктейль»
«Львёнок и варенье», «Жало змеи», «Конфетка», «Колокольчик»
«Язык на ребро»
Взаимодействие с родителями Консультации:
. «Театр – помощник в воспитании детей»
. «Как устроить домашний театр для детей»
. «Сказочные герои глазами детей»
. «Роль художественной литературы в развитии речи детей»
. «Пальчиковый театр своими руками»
Информационные файлы «Памятка. Поход в театр»
Совместная деятельность детей и родителей
Фотовыставка «В театре всей семьей»
Театрализованные представления с участием детей и родителей
Оформление альбомов:
«Театры города Саратова»,
«Детям о театре»,
Обеспечение:
Литература
1. Г. В. Лаптева «Игры для развития эмоций и творческих способностей». Театральные занятия для детей 5-9 лет. С. -П. :2011г.
2. И. А. Лыкова «Театр на пальчиках» М. 2012г.
3. О. Г. Ярыгина «Мастерская сказок» М. :2010г.
4. А. Н. Чусовская «Сценарии театрализованных представлений и развлечений» М. : 2011г.
5. А. Г. Совушкина «Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика).
6. Л. В. Артемова «Театрализованные игры дошкольников» М. :1983г.
7. Ю. Алянский «Азбука театра» М. :1998г.
8. Н. Ф Сорокина. «Играем в кукольный театр» М. : АРКТИ, 2002.
9. Е. В. Мигунова «Театральная педагогика в детском саду». Методические рекомендации. М. : 2009г.
10. А. Г. Распопов «Какие бывают театры» Изд-во: Школьная пресса 2011г.
11. Е. В. Мигунова Организация театрализованной деятельности в детском саду : Учеб. -метод. пособие; Великий Новгород, 2006.
12. Н. Б. Улашенко «Организация театральной деятельности. Старшая группа» Волгоград 2009г.
13. О. И. Лазаренко «Артикуляционно-пальчиковая гимнастика». Комплекс упражнений. М. :2012г.
Ресурсное обеспечение:
1. Центр народной сказки. Здесь размещены:
- сказочные образы
- картины, изображающие эпизоды сказок;
2. Мини-библиотека:
- книги с народными сказками на русском языке;
- детские книги разных форматов (книжки-малышки, книжки-раскладушки и т. д.);
- комплекты иллюстраций к сказкам;
- СD диски с записями песен и сказок.
3. Театрально-игровой центр :
- костюмы героев сказок для театрализованной деятельности;
- театр на фланелеграфе;
- пальчиковый театр;
- куклы Би-ба-бо;