елена ничипорчук
Проект по социальному становлению старших воспитанников «Нет друга — ищи, а есть — береги»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по социальному становлению старших воспитанников
«Нет друга – ищи, а есть - береги»
Елена Викторовна Ничипорчук
МБДОУ№11 «Яблонька» г. Канск, Красноярский край
Использование метода проектов в социальном становлении воспитанников.
Проект «Нет друга – ищи, а есть - береги».
Публикация «Проект по социальному становлению старших воспитанников „Нет друга — ищи, а есть — береги“» размещена в разделах
- Проекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2016
Усвоение детьми правил поведения и элементарных основ этикета начинается в младшем дошкольном возрасте. Поэтому важная задача воспитателей и родителей – сформировать эти навыки и умения.
Наблюдая за общением детей во всех видах деятельности (игровой, продуктивной трудовой) заметила, что не всегда дети умеют сотрудничать – договариваться, отстаивать свою точку зрения без обид, обидных слов и скандалов.
Нравственные нормы не являются врожденными, а усваиваются ребенком в практике отношений с окружающими людьми, зависят от отношения к нему окружающих, от того, как и кто его воспитывает, от социальной среды, в которой он живет.
Я обратила внимание, что у детей возникают трудности, когда надо уступить, или, видя затруднения другого ребенка, просто подойти и предложить помощь. Детям, в силу конкретности мышления и недостаточного жизненного опыта трудно соотнести моральные нормы в конкретной ситуации, понять суть происходящего и перенести на нее знакомое правило.
Например: Ребенок плачет – потерял игрушку, сверстник пытается успокоить, гладит по голове, говорит ласковые слова.
Но такое действие не соответствует возникшей ситуации, в которой следует всего лишь помочь отыскать игрушку.
Актуальной становится задача применения таких методов формирования у детей представлений о нормах и правилах взаимодействия, которые бы обеспечили дошкольнику овладение способом саморегуляции поведения.
В исследованиях Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева обоснованы положения о ведущей роли практической деятельности в организации и регуляции собственного поведения.
«Если уделять внимание лишь формированию нравственных представлений, не заботясь о практике взаимоотношений детей с окружающими людьми, могут возникнуть случаи «нравственного формализма», когда дети хорошо знают правила, нравственные нормы и даже правильно о них рассуждают, но сами эти правила нарушают».
А. В. Запорожец.
Для предупреждения подобного расхождения эффективным методом является – метод проектов. Он является способом организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии взрослых и воспитанников, проводится поэтапная практическая деятельность на достижение цели.
Применение метода воспитывает в детях умение работать в коллективе сверстников, самостоятельно мыслить, развивает активность.
Сотрудничество детей в процессе работы является началом становления навыков межличностного общения.
Формируя у детей умение сотрудничать, мы разработали и реализовали несколько проектов «Вежливые слова», «Нет друга – ищи, а есть береги», «Животные и растения Красноярского края»,
провели акции «Чистый город», «Королевство вежливых слов», с изготовлением листовок.
Но подробнее остановлюсь на проекте. «Нет друга – ищи, а есть - береги».
Цель: Развивать навыки эффективного взаимодействия детей, используя различные методы и приемы.
Задачи:
- Закрепить правила общения детей друг с другом.
- Побуждать детей оказывать поддержку друг другу.
- Формировать умение замечать положительные качества другого человека и говорить о них.
- Формировать умения правильно оценивать свои поступки и своих друзей.
- Побуждать детей к взаимопомощи.
- Активизировать детей к совместной деятельности.
- Вовлечь родителей в участие в проекте, делая их активными субъектами образовательного процесса воспитания.
Проект предполагает 3 этапа.
I этап
Подготовительный
Выявить проблему
Работать над проектом начали с сентября месяца
• Я наблюдала, как дети умеют общаться, слушать, сопереживать
• Дети отвечали на вопросы
Умеете ли вы дружить? (Да, учимся, пробуем)
Как это получается? (Помогаем друг другу, жалеем, вместе играем)
• Модель трех вопросов
1. Что вы знаете о дружбе?
Дети ответили, что друг другу помогают, не обижают, говорят хорошие слова.
2. Что хотите узнать?
- что значит слово «Дружба»
- откуда взялась дружба
- почему люди дружат
3. Где вы можете узнать?
Библиотека, интернет, ТВ, книги.
IIэтап (основной)
Выполнение проекта
Социализация
На этом этапе проводили дидактические игры: «Зеркало», «Добрый друг», «Хорошо - плохо».
Рассматривали проблемные ситуации: «Засели домик».
Выполняли упражнения: «Кому больше сочувствуете», «Кто поможет мальчику», «Закончи рассказ».
Познание
Проводили беседы по теме: «Что такое Дружба?», «Каким должен быть друг?»,
«Правила дружбы».
Заучивали пословицы: «Кто скуп и жаден, тот в дружбе не ладен»,
«Добрый человек поймет по взгляду, в трудную минуту будет рядом».
Коммуникация, развитие речи
Составляли рассказ: «Расскажи о друге».
Общение: «Давайте говорить друг другу комплименты».
«Не подарок дорог, а внимание».
Тренинг: «Трудное дело - дружить».
Чтение художественной литературы
И. В. Вачков «Праздник Дружбы»
Р. Н. С. «Заюшкина избушка»
Р. Н. С. «Зимовье зверей»
И. Сутеев «Под грибом»
О. Гавриченко «Незабудка не смогла подружиться»
Художественное творчество
Рисование: «Портрет друга», «Дом дружбы»
Оформили уголок Дружбы, выбрали эмблему, девиз, правила, флажки.
Аппликация: «Букет Дружбы»
Работа с родителями
Консультация: «Дружба и друзья», «Счастье – это когда тебя понимают»
Наглядная информация: «Учимся дружить»
IIIэтап
Презентация проекта
• Занятие по нравственному воспитанию «Остров Дружбы»
• Театр для малышей «Вежливые слова»
• Памятка для родителей
Во время работы над проектом интегрировали следующие области:
- социально – коммуникативная
- познавательная
-художественно – эстетическая
Результатом нашей проектной деятельности являются следующие моменты:
- дети знают правила общения друг с другом;
- умеют договариваться;
- оказывают поддержку друг другу;
- оценивают свои поступки и поступки своих друзей;
- меньше стало конфликтов;
- умеют самостоятельно организовать игры.
Все поставленные задачи выполнены.