оксана Силаева
Проект «Как хорошо, что есть семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект "Как хорошо, что есть семья".
Цель: формирование положительных детско-родительских отношений.
Задачи:
- Формировать у детей представление о семье, о профессиях членов семьи.
- Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях.
- Вызвать радость и гордость за то, что у него есть семья.
- Развивать социально-коммуникативные навыки детей.
- Формировать положительные детско-родительские отношения путем совместной творческой деятельности.
Публикация «Проект „Как хорошо, что есть семья“» размещена в разделах
- Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.
- Установление партнёрских отношений с семьёй каждого ребёнка.
Проект состоял из трех этапов: подготовительный, практический, итоговый (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
На подготовительном этапе проекта (01.10.14-15.10.14гг.) провели
родительское собрание, цель которого было познакомить родителей с темой проекта с основными направлениями и этапами проекта.
Провели консультации на темы: "Возрастные особенности детей 5-6 лет", "Поощрение или наказание?", а так же анкетирование на тему "Ваши взаимоотношения с детьми", провели семинар-практикум "Типы семейного воспитания", цель которого: определить психологические причины отклонений в семейном воспитании, и беседу с родителями по теме "Игра, как средство воспитания дошкольников ".
На подготовительном этапе проекта был организован круглый стол на тему: «Роль семейного микроклимата в развитии детско-родительских отношений», целью которого было ознакомление родителей с взаимосвязями семейного микроклимата и развитием личности ребенка.
На практическом этапе проекта (16.10.2014-15.01.2015г) был проведен день открытых дверей "Детский сад глазами детей, где родители ненадолго становились детьми и путешествовали по станциям, выполняли различные физические и творческие задания. В результате у родителей формировалось представление о том, чем же их ребенок занимается и как он развивается каждый день, был установлен эмоциональный контакт между родителями и детьми, который способствовал развитию межличностного общения и позволил установить доверительные отношения между родителями и педагогами.
Еженедельно обновляли информацию в родительском уголке по таким темам, как: "Воспитываем добротой", "Как правильно общаться с детьми", "Роль отца в воспитании ребенка", "Азбука общения с ребенком", "Как провести выходной день с ребенком?", "Как правильно общаться с детьми старшего дошкольного возраста", что бы родители получили новые педагогические знания о правилах общения с детьми, что отец играет значительную роль в воспитании ребенка, так же, провели семинар-практикум по теме "Типы семейного воспитания".
Проводили консультации для родителей: "Как отвечать на детские вопросы", "Чаще разговаривайте со своими детьми"; беседы: "Возможные формы совместного отдыха родителей и детей", "Детский рисунок – ключ к внутреннему миру ребенка".
Так же для родителей были оформлены буклеты: " Проведение совместной деятельности вне детского сада", с целью информирования родителей о способах укрепления семейных отношений.
Два раза в месяц организовывали совместные с родителями и детьми досуги в игровой форме, каждый из которых имел свои цели: "Наша дружная семейка"; "Уроки доброты"; "Давайте общаться"; "Давай сделаем это вместе!", Установление оптимальных межличностных отношений между родителями и детьми направленные на развитие доверительных отношений между родителями и детьми через игровые ситуации.
Участие родителей и детей в культурно - досуговых мероприятиях способствовало установлению доверительного отношения между родителями и детьми и ощущения радости от совместной деятельности и установления эмоционального контакта:
- Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым и дидактическим играм.
- Физкультурные досуги: «Мама, папа и я - спортивная семья», «Сто затей для друзей».
- Акция "Пусть прогулка станет интересней", которая была направлена на благоустройство участка детского сада. День добрых дел "Наши меньшие друзья" (изготовление кормушек)
- Игротерапия по сценариям русских народных сказок "Гуси лебеди", "Красная шапочка", которая способствовала развитию позитивных детско-родительских отношений.
- Творческие конкурсы и выставки: "Осенний букет", "Мама, папа и я - счастливые мгновения", "Елочка - красавица", "Наша дружная семейка встречает Новый год". Такая форма детско-родительского взаимодействия способствует развитию детского воображения, сближает детей и родителей.
Социально-коммуникативное развитие проходило через беседы: "Добрые дела", "Профессия наших родителей", "Я и моя семья", "Как мы отдыхаем с семьей" и др., обыгрывали ситуации на тему "От чего мама грустит", все это было направленно на углубление у детей чувства привязанности и любви к родным, чувству семейной сплоченности.
Проводили познавательные занятия по темам: "Состав семьи", "Работа моих родителей", "Моя дружная семья".
Так же приобщали детей к правилам безопасности жизнедеятельности через беседы: "Электроприборы и электричество дома", "Один дома", "Полезные и вредные привычки", игра-ситуация "Помоги бабушке перейти дорогу".
Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в жизни общества осуществлялось через игровые ситуации "Каждой вещи свое место", "Наведем порядок в шкафчиках, чтобы порадовать маму"; беседы: "О труде в городе и селе", "О труде помощника воспитателя", дидактические упражнения: "Пыли нет, грязи нет" игры воспитывали у детей желание помогать близким людям.
Индивидуальные беседы велись на темы, такие как: "Как мы с семьей провели выходные", "Как я помогаю дома", "Кем работают мои родители".
Уточнению и активизации представлений детей о семье способствовали сюжетно-ролевые игры разнообразные виды игр: "Семья", "Поликлиника", "Магазин", которые служили развитием у детей самостоятельности в игре, коллективной игре. В этих играх дети учились подражать взрослым маме, папе, бабушке, дедушке; воспитывали уважение к труду.
Для познавательного развития детям предлагались настольно-печатные игры: "Семья", "Кем быть?", "Кому, что нужно для работы"; дидактические игры "Засели домик", "Дружная семья", "Что может порадовать маму", "Мамины помощники", игры воспитывали у детей желание помогать близким людям.
Словесные игры: "Кто старше?", "Кто младше? ", "Подскажи словечко", "Родственные отношения", "Я знаю ласковое слово", были направлены на расширение представлений о ближнем окружении, учили разбираться в родственных связях, развивали речь и память.
Помощь в формировании у детей представлений о семье, о взаимоотношениях близких людей, оказывали художественные произведения: Е. Благинина "Посидим в тишине", "Научу обуваться братца", "И. Суриков "Вот моя деревня"; рассказ Л. Н. Толстова "Бабушка и внучка", "Косточка", Э. Шима "Брат и маленькая сестра", М. Родина "Мамины руки", Я. Аким "Моя родня", Г. Виеру "Мамин день", О. Ю. Липатова "Я люблю свою сестричку", В. Осеева "Три сына"); рассматривание картин соответствующего содержания (Б. Кустодиев "На террасе", "Родовое дерево", Ф. Славянский "Семейная картина", и др. На примере литературных героев у детей формируются чувства доброты, эмоциональной отзывчивости, заботы о старших. Так же использовали пословицы, поговорки и загадки на тему семья. Использовали дидактическое упражнение "Очень мамочку люблю, потому, что. ", "Назови ласково". С детьми проводились беседы по картинам, составляли рассказы о семье : "С кем я живу", "Моя комната", рассматривали семейные фотоальбомы.
Организовывали игры - драматизации: "Гуси лебеди", "Репка", "Красная шапочка", "Теремок", с целью воспитывать у детей уважение к старшим, послушание, приветливость, вежливость; учить ценить добро, осуждать зло, находить правильный выход в непредвидимых ситуациях; готовить атрибуты к драматизации, творчески подходить к изображению её сюжета, ярко, выразительно отображать нравственную сущность персонажей.
Художественно-эстетическое развитие было направлено на развитие творческих способностей детей, на привитие аккуратности в работе.
На занятиях по рисованию темы подбирались в соответствии с темой проекта : "Моя дружная семейка", "Роспись кувшина", "Нарисуй дом, в котором ты хотел бы жить", "Мой выходной день с семьей", "Новый год с семьей", "Как я с мамой и папой иду домой", "С кем я живу", "Нарисуй свое настроение".
На занятиях по лепке детям предлагались темы: "Моя любимая игрушка", "Сестренка в зимней шубке", " Угощение для мамы", "Наша дружная семейка".
На занятиях по аппликации темы были такие, как: "Осенний ковер", "Подарок всей семье", "Дома на нашей улице", "Новогодняя поздравительная открытка" и др.
На занятиях по конструированию подбирали темы такие как: "Дом, где я живу", "Подарок для мамы" и др.
Физическое развитие была направлена на формирования представлений о здоровье, его ценности, полезных привычках и охраны здоровья и способствовала становлению устойчивого интереса к правилам и нормам здорового образа жизни. В данном направлении с детьми проводили: комплекс утренней гимнастики "Я узнал, что у меня есть огромная семья", "Медвежья семья"; подвижные игры: "Посадка картофеля", "Кто сказал мяу?", "Помоги маме", "У дедушки Егора", "Найди свой домик"; так же мы использовали физкультминутки: "Семейная зарядка", "Помогаем маме", "Кто живет у нас в квартире", "Девочка Мила", "Пингвины"; пальчиковые гимнастики, проводили развлечения: "Любим вместе отдыхать, бегать, прыгать и скакать" и др.
В рамках итогового этапа проекта (16.01.2015-30.01.2015г) был организован круглый стол с родителями и детьми в виде чаепития, где показали презентацию по теме "Семья – это важно", обсудили результаты проделанной работы, детьми были продемонстрированы достижения (стихи, танцы, сценки т. д., родители приняли участие в конкурсе "Сладкоежка", в котором победила дружба.
В ходе реализации улучшились взаимоотношения воспитанников, был заметен положительный и заинтересованный отклик со стороны родителей. Произошел некоторый прорыв в развитии творческих способностей и коммуникативных навыков детей дошкольного возраста. Результатами нашей работы мы остались довольны.
П Р И Л О Ж Е Н И Е
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Проект "Как хорошо, что есть семья"
Актуальность реализации проекта : Семья всегда стоит на первом месте у каждого человека. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. А семья для ребенка - это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы. В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте». Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
Авторы проекта : воспитатели: Силаева О. С.
Тип проекта : творческий, информационно-познавательный.
Вид проекта : семейный, групповой.
Продолжительность проекта : долгосрочный
Сроки реализации: с 01.10.14г. по 30.01.15г.
Участники проекта : воспитатели, дети старшей группы и родители.
Цель проекта : Формирование положительных детско-родительских отношений.
Задачи:
- Формировать у детей представление о семье, о профессиях членов семьи.
- Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях.
- Вызвать радость и гордость за то, что у него есть семья.
- Развивать социально-коммуникативные навыки детей.
- Формировать положительные детско-родительские отношения путем совместной творческой деятельности.
- Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.
- Установление партнёрских отношений с семьёй каждого ребёнка.
Интеграция образовательных областей: "Социально-коммуникативное развитие", Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Физическое развитие".
В процессе реализации проекта проводятся тематические занятия. В помощь родителям предлагаются папки передвижки, даются рекомендации, домашние задания для детей и родителей по определё нной тематике: сбор материала для выпуска семейных газет и групповой, фотоальбомов, составление рассказов о семье. Общение с детьми в свободное от непосредственно образовательной деятельности время (беседы) Формы и методы реализации проекта :
- взаимодействие с семьей;
- непосредственно образовательная деятельность;
-рассматривание семейных фотоальбомов, репродукций картин, иллюстраций, фотографий;
- создание и просмотр презентаций;
- чтение произведений художественной литературы;
- утренние беседы;
- выставки творческих работ (индивидуальных, коллективных и выполненных совместно с родителями);
- индивидуальная работа с детьми;
- игровая деятельность.
Предполагаемые результаты: Воспитание чувства гордости за свою семью и любви к её членам. Расширение кругозора детей, представлений о родственных отношениях, о своих родителях, о прошлом своих семей, их традициях и реликвиях; сплочение коллектива детей и взрослых. Установление доверительных детско-родительских отношений. Повышение педагогической культуры родителей и заинтересованности их в продолжении сотрудничества.
Этапы проведения проекта "Как хорошо, что есть семья"
№ Этапы проекта Цели Участники
Подготовительный
1 Родительское собрание с презентацией проекта Знакомство родителей с темой, с основными направлениями и этапами проекта Воспитатели
2 Консультации, беседы:
"Возрастные особенности детей 5-6 лет", "Поощрение или наказание", "Игра, как средство воспитания дошкольников"
Просвещение родителей
Воспитатели
3 Анкетирование: " Ваши взаимоотношения с детьми " Выявить особенности общения между родителями и детьми.
4 Круглый стол "Роль семейного микроклимата в развитии детско-родительских отношений" Ознакомление родителей с взаимосвязями семейного микроклимата и развитием ребенка. Воспитатели, родители
Практический этап
1 День открытых дверей
Установить эмоциональный контакт между родителями и детьми, а так же доверительное отношение к педагогам. Воспитатели, родители и дети
2
3
4
Консультации:
"Воспитываем добротой", "Как правильно общаться с детьми", "Самооценка старших дошкольников", "Роль отца в воспитании ребенка", "Азбука общения с ребенком", "Как провести выходной день с ребенком?", "Как правильно общаться с детьми старшего дошкольного возраста", "Как отвечать на детские вопросы", "Чаще разговаривайте со своими детьми" Помочь родителям проанализировать своё родительское поведение, заострить внимание на положительных моментах воспитания ребёнка, формах проявления любви к нему.
Воспитатели
Семинар-практикум: "Типы семейного воспитания"
Определить психологические причины отклонений в семейном воспитании
Беседы:
"Возможные формы совместного отдыха родителей и детей";
"Детский рисунок – ключ к внутреннему миру ребенка";
Буклеты: " Проведение совместной деятельности вне детского сада". Педагогическое просвещение родителей о формах совместного отдыха.
5 Развивающие занятия в игровой форме: "Давайте общаться"; "Наша дружная семейка"; "Уроки доброты"; "Давай сделаем это вместе!"; "Давайте сочинять"; "Назови ласково". Установить доверительные отношения между родителями и детьми через игровые ситуации Воспитатели, родители и дети
6 Культурно - досуговые мероприятия:
- Физкультурные досуги: «Мама, папа и я - спортивная семья», «Сто затей для друзей»; "Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых, хранит меня!";
- Акция "Пусть прогулка станет интересней", которая была направлена на благоустройство участка детского сада. День добрых дел "Наши меньшие друзья" (изготовление кормушек);
- Игротерапия по сценариям русских народных сказок "Гуси лебеди", "Красная шапочка";
- Творческие конкурсы и фотовыставки: "Осенний букет"; "Елочка красавица"; "Мама, папа и я - счастливые мгновения"; "Наша дружная семейка встречает Новый год". Привлечение родителей к активному участию в мероприятиях.
Развитие позитивных взаимоотношений между родителями и детьми.
Вызвать у детей эмоциональный заряд, хорошее настроение; развивать ловкость, меткость, стремление к победе; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, тесную взаимосвязь детей, родителей и педагогов. Воспитатели, родители и дети
7 Образовательные области:
"Социально-коммуникативное развитие"
Беседы: "Добрые дела", "Профессия наших родителей", "Я и моя семья", "Как мы отдыхаем семьей"; Обыгрывание ситуации "От чего мама грустит";
Познавательные занятия по темам: "Состав семьи", "Работа моих родителей", "Моя дружная семья".
Беседы на тему: "Электроприборы и электричество дома", "Один дома", "Полезные и вредные привычки", игра-ситуация "Помоги бабушке перейти дорогу";
Игровые ситуации "Каждой вещи свое место", "Наведем порядок в шкафчиках, чтобы порадовать маму", беседы: "О труде в городе и селе", "О труде помощника воспитателя";
Дидактические упражнения: "Пыли нет, грязи нет" игры воспитывали у детей желание помогать близким людям.
Индивидуальные беседы:
"Как мы с семьей провели выходные", "Как я помогаю дома", "Кем работают мои родители".
Сюжетно-ролевые игры: "Семья", "Поликлиника", "Магазин".
"Познавательное развитие"
Настольно-печатные игры: "Семья", "Кем быть?", "Кому, что нужно для работы"; Дидактические игры: "Засели домик", "Дружная семья", "Что может порадовать маму", "Мамины помощники";
Словесные игры: "Кто старше?", "Кто младше? ", "Подскажи словечко", "Родственные отношения", "Я знаю ласковое слово".
"Речевое развитие"
Чтение художественных произведений: Е. Благинина "Посидим в тишине", "Научу обуваться братца", "И. Суриков "Вот моя деревня"; рассказ Л. Н. Толстова "Бабушка и внучка", "Косточка", Э. Шима "Брат и маленькая сестра", М. Родина "Мамины руки", Я. Аким "Моя родня", Г. Виеру "Мамин день", О. Ю. Липатова "Я люблю свою сестричку", В. Осеева "Три сына"); рассматривание картин соответствующего содержания (Б. Кустодиев "На террасе", "Родовое дерево", Ф. Славянский "Семейная картина". Пословицы, поговорки и загадки на тему семьи. Дидактические упражнения "Очень мамочку люблю, потому, что. ", "Назови ласково".
Беседы по картинам, составляли рассказы о семье : "С кем я живу", "Моя комната", рассматривали семейные фотоальбомы.
Постановки спектаклей по сказкам: "Репка", "Красная шапочка", Теремок".
"Художественно-эстетическое развитие" :
Рисование: "Моя дружная семейка", "Роспись кувшина", "Нарисуй дом, в котором ты хотел бы жить", "Мой выходной день с семьей", "Новый год с семьей", "Как я с мамой и папой иду домой", "С кем я живу", "Нарисуй свое настроение".
Лепка: "Моя любимая игрушка", "Сестренка в зимней шубке", " Угощение для мамы", "Наша дружная семейка".
Аппликации: "Осенний ковер", "Подарок всей семье", "Дома на нашей улице", "Поздравительная открытка".
Конструирование: "Дом, где я живу", "Подарок для мамы" и др.
"Физическое воспитание" :
Комплекс утренней гимнастики: "Я узнал, что у меня есть огромная семья", "Медвежья семья";
Подвижные игры: "Посадка картофеля", "Кто сказал мяу?", "Помоги маме", "У дедушки Егора", "Найди свой домик";
Физкультминутки: "Семейная зарядка", "Помогаем маме", "Кто живет у нас в квартире", "Девочка Мила", "Пингвины";
Пальчиковые гимнастики; Развлечения: "Любим вместе отдыхать, бегать, прыгать и скакать".
Углубление у детей чувства привязанности и любви к родным, чувству семейной сплоченности.
Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в жизни общество
Воспитывать у детей желание помогать близким людям.
Развитием у детей самостоятельности в игре, коллективной игре. Учить подражать взрослым маме, папе, бабушке, дедушке.
Расширение представлений о ближнем окружении, учили разбираться в родственных связях, развивали речь и память.
Формировать чувства доброты, эмоциональной отзывчивости, заботы о старших.
Развитие творческих способностей детей, на привитие аккуратности в работе.
Формировать представления о здоровье, его ценности, полезных привычках. Способствовать становлению устойчивого интереса к правилам и нормам здорового образа жизни.
Воспитатели и дети
Итоговый этап
1 Круглый стол с родителями и детьми в виде чаепития, показ презентации по теме "Семья – это важно". Обсудить результаты проекта. Воспитатели, родители и дети
В ходе реализации улучшились взаимоотношения воспитанников, был заметен положительный и заинтересованный отклик со стороны родителей.