Екатерина Евгеньевна Екименко
Проект по социально-коммуникативному, речевому, художественно-эстетическому и физическому развитию «В зимнем царстве»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка — детский сад «Ладошки»
Муниципального образования «Барышский район»
Проект по социально – коммуникативному, познавательному, речевому, художественно – эстетическому и физическому развитию.
На тему: В зимнем царстве
Для старшей группы «Непоседы»
Разработали:
Воспитатель: Екименко Е. Е.
Публикация «Проект по социально-коммуникативному, речевому, художественно-эстетическому и физическому развитию „В зимнем царстве“» размещена в разделах
- Зима. Проекты и тематические недели на тему «Зима»
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Спорт, физическое воспитание. Проекты
- Темочки
Музыкальный руководитель: Мурзакова А. В.
Барыш, 2022
Актуальность проекта :
Проект «В зимнем царстве» предоставляет большие возможности для творчества детей, развивает их активность, самостоятельность, умение планировать, а также работать в коллективе.
Тема проекта способствует созданию необходимых условий в ДОУ по формированию у дошкольников целостного представления о зиме; для общения ребенка с миром природы; развитию у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
Цель проекта : Дать знания о живой и неживой природе зимой. Воспитывать любовь к природе родного края, бережное отношение к ней.
Задачи проекта :
1. Расширять представления о зимних природных явлениях через познавательно-исследовательскую деятельность.
2. Знакомить с явлениями неживой природы (морозы, сильные ветры, идет снег, метут метели, замерзли водоёмы, свойствами снега (белый, хрустящий, рассыпчатый, холодный, пушистый, липкий).
3. Уточнять и расширять об образе жизни диких животных зимой (заяц, лиса, волк, медведь и белка). Расширять представления о разнообразии птиц (снегири, синицы, воробьи, способах добывания пищи, приспособлении к зимним условиям жизни.
4. Создавать условия для выявления свойств и качеств снега и льда. Познакомить с процессом превращения воды в лёд, льда и снега в воду.
5. Учить устанавливать связи между живой и неживой природой (погода – состояние воды, снега; время года – состояние растений, анализировать, делать выводы.
6. Развить любознательность, познавательные интересы, внимание, память, речь, наблюдательность, желание ухаживать за животными и растениями, экологическую воспитанность дошкольников.
7. Формировать реалистические представления о природе, умение устанавливать связь между поведением птиц и животных и изменениями в природе.
8. Вызывать положительнее эмоции, чувства восхищения природой.
9. Воспитывать заботливое отношение ко всему живому, интерес к растительному и животному миру.
10. Вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу
11. Научить детей правильно их подкармливать.
12. Повысить эффективность детско-родительских отношений.
13. Развивать коммуникативные навыки, память, внимание.
Проект будет использоваться в следующих видах деятельности:
игровой, двигательной, продуктивной, творческой, совместной.
Новизна проекта :
личная включенность каждого ребенка в реализацию проекта посредством исследовательской и художественно – творческой деятельности.
Период проведения проекта
в рамках перспективно-тематического планирования блок «Зима пришла» с 01.12.2022 – 30.12.2022 года
Материал и техническое оборудование:
подбор художественного, иллюстрированного, игрового материала, картотека дидактических, подвижных игр, ноутбук.
Участники проекта :
1. Дети и родители старшей группы (5-6 лет)
2. Воспитатель Екименко Е. Е.
3. Музыкальный руководитель Мурзакова А. В.
Вид проекта :
Групповой, краткосрочный – 4 недели (01.12.2022 - 30.12.2022г.)
Тип проекта :
познавательно – творческий.
Методы:
наглядный, словесный, практический, интерактивный, исследовательский.
Проектная идея :
Конкретизировать представление детей о зиме, как о времени года.
Ожидаемый результат:
По окончанию проекта дети смогут :
1. Устанавливать зависимость жизни растений и животных от изменений в природе.
2. Осознанно правильно относиться к растениям и животным.
3. Расширить знания о природе зимой, укрепить исследовательский интерес к природе.
Формы реализации проекта :
• Занятия.
• Беседы.
• Наблюдения.
• Досуговая деятельность.
• Игровая деятельность.
• Исследовательская деятельность.
• Продуктивная деятельность детей.
• Чтение художественной литературы.
Этапы реализации проекта :
I этап – подготовительный:
• Создание необходимых условий для реализации проекта.
• Разработка и накопление методических материалов.
• Создание развивающей среды.
• Подбор художественной литературы по теме.
• Разработка мероприятий.
Подготовка :
• Презентаций:
Темы : «Зимушка- зима», «Зимние месяцы», «Как звери в лесу зимуют».
• Дидактических игр:
«Найди ошибки» (чего не бывает зимой)
«Найди по следу»
«Найди такую же снежинку»
• Бесед:
«Почему мне нравится зима».
«Как звери в лесу зимуют».
«Помоги птицам».
«Осторожно! Зимние травмы. Как заботиться о здоровье зимой».
II этап – основной (практический) :
• Наблюдения.
• Занятия.
Взаимодействие с родителями:
• Поделок для украшения группы и зала;
• Организация выставки рисунков «Зимняя красота»
• Участие в конкурсе «
• Акция «Покорми птиц зимой»
Продукт проекта
• Новогодний утренник «Новогодние проделки Бабы-Яги»;
• Украшение группового помещении к новому году;
• Обновление дидактических игр для группы.
План работы по реализации проекта.
Месяц Неделя Тема Цель работы Участники
Декабрь 1
неделя Беседа «Почему мне нравится зима» Конкретизировать и углублять представления детей о первых признаках зимы (состоянии погоды, неба, характерных осадках); особенности жизни диких животных, растений и птиц в период наступления зимы. Воспитатель, дети.
Просмотр обучающей презентации «Зимушка-зима» Расширять представления детей о сезонных изменениях. Воспитатель, дети.
Прогулка вокруг детского сада «Здравствуй, Зимушка-зима» Расширить представления какие изменения происходят в природе зимой. Воспитатель, дети.
Беседа «Осторожно! Зимние травмы. Как заботиться о здоровье зимой».
Рассказать об опасностях в зимний период времени времени, как правильно себя вести во время прогулки. Воспитатель, дети.
2
неделя Просмотр обучающей презентации «Зимние месяцы» Вспомнить названия зимних месяцев, закрепить знания детей о них Воспитатель, дети, музыкальный руководитель.
Д/И «Найди ошибки» (чего не бывает зимой)
Закрепить знания о признаках времени года - «зима» Воспитатель, дети.
Беседа «Помоги птицам».
Развивать бережное отношение к птицам зимой. Воспитатель, дети.
Акция «Помоги птицам зимой» Продолжать развивать бережное отношение к птицам зимой. Воспитатель, дети, музыкальный руководитель, родители
3
неделя Беседа «Как звери в лесу зимуют».
Совершенствовать знания детей о дикой природе, рассказать что происходит с животными и растениями зимой, как звери в лесу переносят холод и голод (медведь спит в берлоге, белка прячется в дупле, заяц поменял свою серую шубку на белую ит. д.) Познакомить детей с некоторыми видами животных которые уходят в спячку зимой Воспитатель, дети.
Просмотр обучающей презентации «Как звери в лесу зимуют». Продолжать совершенствовать знания детей о дикой природе, рассказать что происходит с животными и растениями зимой, как звери в лесу переносят холод и голод. Воспитатель, дети.
Д/И «Найди по следу»
Развивать память, прививать бережное отношение к животным и птицам зимой. Воспитатель, дети.
Украшение группового помещении к Новому году Привлечь детей и родителей к украшению группового помещения к Новому года Воспитатель, дети, родители
4
неделя Рассматривание «Зимние пейзажи» Способствовать развитию умения составлять рассказ по картине. Воспитатель, дети.
Рисование «Зимние пейзажи» Закреплять умение рисовать разноцветным красками, эстетическое восприятие. Воспитатель, дети.
Д/И «Найди такую же снежинку»
Продолжить развивать память, сопоставлять разные фигуры Воспитатель, дети.
Новогодний утренник «Новогодние проделки Бабы-Яги Вырабатываются умения ориентироваться в пространстве, согласовывать свои движения с движениями других, эмоционально отзываться на музыку. Воспитатель, музыкальный руководитель, дети.
Используемая литература:
- От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. - 6-е изд., доп. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ.
- Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Конспекты занятий с детьми 5-6 лет. – 2-е изд., испр. и доп. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ.
- Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением : Конспекты занятий с детьми 5-6 лет. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ.
- Пензулаева Л. И. Физическая культура в детском саду: Конспекты занятий для работы с детьми 5-6 лет. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ.
- Абрамова Л. В., Слепцова И. Ф. Социально-коммуникативное развитие дошкольников. Младшая группа. 3-4 года. – 2-е изд., испр. и доп. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ.
- Степаненкова Э. Я. Сборник подвижных игр. Для занятий с детьми 5-6 лет. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ.
- План работы с родителями старшей группы на 2022-2023 учебный год.
Приложение №1
Загадки о зиме.
***
Опять метели, непогода,
И снова снега кутерьма.
Но по душе нам время года
С морозным именем: (зима).
***
Падают снежинки,
Зазвенели льдинки.
И невидимый мороз
Щиплет уши, щёки, нос!
- Знаю, знаю я сама! –
Это к нам пришла (зима)
***
Время года, время года!
Когда спит кругом природа.
С золотыми берегами
Под пушистыми снегами.
(Зима.)
***
С неба хлопья полетели…
Шубы белые надели
И дороги, и дома….
Начинается? (зима)
***
Наступает
Белый сон.
Всё покроет
Белым он –
И деревья,
И кусты,
И деревни,
И мосты.
Каждый город,
Каждый дом
Спит
Под белым
Полотном. (Зима)
***
Опять метели, непогода,
И снова снега кутерьма.
Но по душе нам время года
С морозным именем (зима).
***
Твёрдый снег и держит нас,
Можно бегать… Крепок
(наст).
***
Закрутил буран снега –
Начинается (пурга).
***
Белая волчица
по дороге мчится,
Воет, копошится…
Спать в сугроб ложится
(Вьюга)
***
Н. Родивилина
По ночам людей пугает,
Зверем страшным завывает,
Вихрем кружит на пути –
Ни проехать, ни пройти.
Очень путники боятся
В снежной буре оказаться:
Не увидишь в ней друг друга.
Что же это? Это. (вьюга)
***
В холодильнике живёт.
Превращает воду в лёд.
Щиплет пальчики и нос
Это дедушка (мороз!
***
Рисовать на окнах - мастер,
Но не требует фломастер. Щиплет нам зимою нос
Бодрый утренний (Мороз)
***
Кто все лужи застеклил,
Озеро стеклом накрыл,
Разрешает на катках
Покататься на коньках?
(Мороз.)
***
Если дома я в тепле
Он рисует на стекле.
Если выйду погулять
Начинает приставать
Щиплет щёки, щиплет нос
Надоедливый (Мороз.)
***
Одеяло белое не руками сделано.
Не ткалось и не кроилось,
С неба на землю свалилось.
(Снег)
***
Белое покрывало,
С неба упало,
Всю зиму лежало,
Землю укрывало,
Весной солнце припекло,
В реку ручейком стекло.
(Снег)
***
Мягкий, летучий
Улёгся кучей.
Дворник бородатый
Гребёт лопатой.
(Снег)
***
Он на улице лежит,
По нему лыжня бежит.
Но едва лучи пригреют,
Он заплачет, потемнеет
И бегут ручьи в разбег,
Это тает зимний. (Снег)
***
Каменна страница.
Всяк на ней резвится.
Коньками делает следы,
А страница из воды.
(Лед)
***
На реке зимой Паркет
Прочный, скользкий, гладкий.
Хоть пляши на нём сто лет!
Вальсы и вприсядку.
Миновали холода-
Подевался он куда?
(Лед)
***
Пурга. и днём от тучи тёмка,
И змейкой стелется (поземка).
Приложение №2
Пословицы и поговорки о зиме.
• Как зима не злится, а весне покорится.
• Зима без снега — лето без хлеба.
• Год кончается, а зима начинается.
• Снегирь прилетит — о зиме известит.
• Зимой морозы, а летом грозы.
• Зима — не лето, в шубу одета.
• Зима с заморозков начинается, а капелями кончается.
• Два друга — мороз да вьюга.
• Зима лето пугает, да все равно тает.
• Новый год к весне поведет: он год начинает и середину зимы отмечает.
• Чем крепче зима, тем скорее весна.
• Снег глубок — год хорош.
• Живет и такой год, что на день семь погод.
• Зима спросит, что твое лето приносит.
• Осень богата хлебом, а зима снегом.
• Зимний денек — воробьиный скок.
• На Новый год день прибавился на заячий скок.
• Готовь зимой телегу, а летом сани.
• Береги нос в большой мороз.
• Мороз невелик, да стоять не велит.