Светлана Шумакова
Проект по сказкам Пушкина А. С. «Чудо сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Чудо сказки А. С. Пушкина»
Актуальность проекта : Одним из самых ярких творцов художественных образов, доступных пониманию детей является Александр Сергеевич Пушкин. Творчество А. С. Пушкина открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. У детей развивается мышление и воображение, происходит обогащение эмоций. Оно имеет большое воспитательное, познавательное и эстетическое значение, благотворно воздействуют на личность детей, развивают умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка. Напевность, ритмичность, лаконичность, выразительность, музыкальность его стихов всегда находит отклик в душе, как взрослого, так и ребенка. Творчество А. С. Пушкина помогают развить ребенку высокий уровень культуры речи, способствует развитию образной речи, восприятию разнообразных сюжетов. Обогащение и активизация словаря направлено на понимание смыслового богатства слова, помогает подчеркнуть его образность. Дети не имеют достаточно знаний о А. С. Пушкине и его творчестве. Задача взрослых познакомить детей с творчеством поэта, как можно раньше и сделать его стихи, сказки, частью внутреннего мира ребенка.
Публикация «Проект по сказкам Пушкина А, С, „Чудо сказки“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Пушкин А.С. Проекты
- Пушкин, Александр Сергеевич
- Сказка. Проекты по сказкам
- Темочки
Вид проекта : групповой, творческий.
Длительность проекта : краткосрочный.
Сроки реализации: октябрь –март 2016 г.
Участники проекта : воспитатели, дети, родители.
Цель проекта : формирование у детей интереса к книгам, литературным произведениям.
Задачи: познакомить детей с творчеством великого русского поэта и писателя А. С. Пушкина.
Воспитывать умение слушать и понимать литературные произведения, эмоционально откликаться на них
Развивать элементы творчества, используя их в других видах продуктивной деятельности.
Прививать любовь к родному языку, к произведениям русской классики.
Форма проведения : чтение сказок А. С. Пушкина, беседы, выставки книг, детских рисунков, поделок на темы его сказок, театрализованная деятельность, игровая деятельность.
Материал и оборудование: книги –сказки А. С. Пушкина, его портрет, иллюстрации к произведениям, интернет –ресурсы (слайды, мультфильмы, материалы для творческой деятельности, иллюстрации, пазлы, кубики, аудиокассеты, материалы для продуктивной деятельности, магнитофон, компьютер, игры по сказкам.
Ожидаемый результат:
Развитие интереса к творчеству А. С. Пушкина; потребности к чтению;
Развитие познавательной активности;
Расширение кругозора;
Развитие творческих способностей;
Формирование эмоциональной отзывчивости.
Этапы реализации проекта.
1 этап.
Организация подготовительной работы для реализации данного проекта :
обсуждение целей и задач проекта, составление плана работы, работа с родителями по теме проекта.
2 этап.
Планирование работы с детьми, создание условий для реализации проекта, подбор материала и литературы по соответствующим тематикам. Пропаганда знаний для родителей воспитанников о влиянии художественной литературы на развитие познавательной активности ребенка, расширении его кругозора.
3 этап – заключительный:
Подведение итогов проведенной работы, подготовка отчетных материалов.
План реализации проекта :
Актуальность
Ввиду особой значимости духовной основы для развития личности в детские годы взрослый должен стараться воспитывать в современном ребенке грамотного читателя, приобщить его к русской литературе, воспитать высококультурного и творческого человека. Использование проектного метода в организации образовательного процесса в ДОУ обусловлено принципами дошкольного образования, отраженные в ФГОС и мне бы хотелось рассмотреть эту тему в контексте проектной деятельности.
.
1-й этап (с 10.10 – 25.03.2016)
Планируемые мероприятия, сроки реализации:
Составление плана работы и разработка конспектов по областям НОД («лепка», «коммуникация», «Социализация», октябрь 2016 г.
Привлечение родителей к созданию выставки «Сказки Пушкина», ноябрь2016г.
2-й этап (8.02. – 18.02.2016)
- Интегрированное занятие о жизни и творчестве А. С. Пушкина «Рассказы о поэте сказочнике»
- Чтение художественной литературы: «Сказка о рыбаке и рыбке»,
«Сказка о золотом петушке»
- Художественное творчество: лепка
-Тема «У Лукоморья дуб зеленый», создавать коллективную композицию.
- Художественное творчество: рисование
- Тема «Мой любимый сказочный герой»
ОБЖ:
«Ничего не бери у чужих людей» по сказке «О мертвой царевне и семи богатырях», учить детей избегать контактов с незнакомыми людьми.
Совместная деятельность
«Загадки ученого кота»
Беседа:
«Как художники иллюстрировали «Сказку о царе Салтане»
Художественное творчество: выставка
Тема: «Сказка о царе Салтане»
Коммуникация: театрализованный досуг «В гостях у сказки»
Вывод : В ходе реализации данного проекта у детей повышается интерес к произведениям А. С. Пушкина, активизируется потребность к чтению, узнаванию нового. Дети получают более глубокие знания о русской культуре, о быте и традициях русского народа, расширяется кругозор, совершенствуются социальные навыки поведения, творчества (в лепке и рисовании, умение преодолевать трудности в общении, у детей развивается эмоциональная отзывчивость, эмоциональное отношение к героям и фактам произведений, заметно обогащается восприятие детьми художественной формы произведений, формируется внимание к выразительным средствам языка. Игра-драматизация на основе литературных произведений становится одним из средств развития детского творчества. У родителей появляется стремление учиться быть родителями, принимать участие в жизни группы, в различных мероприятиях ДОУ.
Приложение
Конспект открытого занятия по развитию речи
с использованием театральной деятельности детей
"В гостях у сказки!" (по сказкам А. С. Пушкина)
Программное содержание: продолжать знакомить детей с творчеством А. с. Пушкина, прививать чувство любви к его поэзии, вызывать интерес к его творчеству, учить понимать красоту поэтического слова. Развивать творческое воображение, тренинг эмоций, образное мышление. Использовать в речи сложные предложения разных видов. Воспитывать культуру речевого общения;
- понимать и объяснять поэтический прием- сравнение;
- подбирать определения к словам "море", "буря", "ветер";
-учить понимать переносное значение словосочетания "разбитое корыто",
- прививать интерес к поэзии, музыке, живописи;
-развивать изобразительные навыки, выразительность речи, воображение, память мышление;
- развивать нравственные качества: доброту, сострадание, отвращение ко лжи, жадности, уважение к добродетели.
Музыкальное сопровождение: запись музыкальных произведений "Вальс Г. Свиридова", "Полонез "Глинка, опера "Сказка о царе Сатане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди" - темы "Черномор", "Шмель" Римский Корсаков.
Ход занятия:
На центральной стене зала нарисована картина сказочного Лукоморья. Перед ней стоит дуб, от которого тянется " златая цепь".
Звучит "Полонез" М. Глинки. Дети заходят в зал парами и садятся полукругом. Мальчики в костюмах гусаров и богатырей, девочки - в длинных платьях.
Воспитатель: Ребята, у каждого народа есть свой сказочник. Есть такой сказочник и на русской земле.
Давным - давно, более двухсот лет тому назад, в России в Москве родился мальчик Саша. В детстве он очень любил слушать народные сказки, которые ему рассказывала добрая старая няня- Арина Родионовна. Нянины сказки так нравились маленькому Саше, что когда он вырос, сам стал сочинять их. Вы, конечно, догадались, о ком идет речь?
Ответы детей.
- Да, это великий поэт Александр Сергеевич Пушкин. Его знает весь мир. Он жил более двухсот лет тому назад, но его славное имя осталось в истории России навсегда. Его произведения любят и малыши, и взрослые.
Сказки Пушкина мы знаем и очень любим, читаем их, и даже помним наизусть.
Пушкин не мог не написать свои сказки. То, что с детства запало в сердце поэта, рано или поздно должно было отозваться. И он отдал людям то, что ему самому подарила няня Арина Родионовна - мудрость, заключенную в волшебных образах. Он создал мир сказки.
Хотите вместе со мной отправиться в страну сказок этого замечательного писателя и поэта? Тогда в путь! Добро пожаловать в сказку!
Звучит музыка. Два ребенка читают.
- У Лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том,
И днем и ночью кот ученый
все ходит по цепи кругом.
Идет направо песнь заводит
Налево сказку говорит
Там чудеса! Там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит.
-Там на ведомых дорожках
Следы невиданных зверей.
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей.
Воспитатель: Ребята, из какой поэмы был прочитан отрывок? ("Руслан и Людмила").
А сейчас мы посмотрим отрывок из следующей сказки.
Сказочник :
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря.
Они жили в ветхой землянке ровно 30 лет и 3 года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Вот пошел он к синему морю,
В первый раз закинул он невод-
пришел невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод-
Пришел невод с травой морскою.
В третий раз закинул он невод-
пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, с золотою.
Как взмолится золотая рыбка,
Голосом молвит человечьим:
Рыбка
"Отпусти ты меня, старче, в море.
Дорогой за себя дам откуп.
Откуплюсь, чем только пожелаешь!".
Удивился старик, испугался.
Он рыбалил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтобы рыба говорила.
Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово.
Старик.
Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо,
Ступай себе в синее море,
гуляй там себе на просторе.
Сказочник :
Воротился старик ко старухе
Рассказал ей великое чудо.
Старик
Я сегодня поймал было рыбку,
Золотую рыбку, не простую.
По-нашему говорила рыбка
Так пустил ее в синее море.
Старуха:
Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с нее корыто,
Наше-то совсем раскололось
Сказочник :
Вот пошел он к синему морю,
Видит - море слегка разыгралось.
Стал он кликать золотую рыбку
Старик
Рыбка золотая! Рыбка!
Рыбка
Чего тебе надобно, старче?
Старик
Смилуйся, государыня рыбка,
Разбранила меня моя старуха,
Надобно ей новое корыто.
Рыбка
Не печалься, ступай себе с богом,
Будет вам новое корыто.
Воспитатель.
Напомните, как называется эта сказка? ("О рыбаке и рыбке")
С чем пришел невод в первый, второй и третий раз?
(В первый раз - с тиной, во второй раз - с травой морскою, в третий раз -с золотой рыбкой)
Воспитатель
Во времена Пушкина очень любили танцевать вальс. Сейчас прозвучит красивая музыка, и гусары, а также остальные сказочные герои пригласят девочек на танец.
(Дети танцуют вальс)
Воспитатель.
Ребята, посмотрите внимательно на это здание - это музей А. С. Пушкина. Здесь хранят картины известных художников. Здесь же имеется картина, написанная по сказке Пушкина. ("Царевна Лебедь". Посмотрите, как в сказке
" Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит".
В нашей галерее тоже есть картины, написанные вами. Здесь и
аналог "Царевны Лебедь", и "Белка ", и большой коллаж "Богатыри"
Воспитатель;
Во что одеты богатыри? (кольчуга, шлем, щит, мечь.)
- Нет, не перевелись еще богатыри на земле русской.
Сейчас наши богатыри докажут это.
(Танец богатырей)
Воспитатель: Вспомните. из какой сказки эта героиня. Сказка о мертвой царевне и семи богатырях"
Выходит девочка в роли царицы и читает;
Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи,
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее"
Воспитатель: (после ответа детей)
" И ей зеркальце в ответ:
Ты конечно, спру нет.
Ты, царица всех милее,
Всех румяней и белее".
Воспитатель: А теперь вопросы по сказкам - викторина :
1. К кому обращается Елисей в поисках своей невесты? (к солнцу, месяцу и ветру).
Послушаем отрывки в исполнении Влада и Арсения.
Влад
"Свет наш, солнышко! Ты ходишь
Круглый год по небу, сводишь
зиму с теплою весной,
Всех нас видишь под собой.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видало ль где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ей"-"Свет ты мой,
Красно солнце отвечало -
Я царевны не видало!"
Арсений
"Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,
Кроме бога одного.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видало ль где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ее".
2. В какой сказке старушонка бросила царевне яблоко (То же из этой же сказки "Сказка о царевне и семи богатырях").
4. Как в сказке "О рыбаке и рыбке" море отзывается на жадность старухи (Помутилось. Неспокойно. Почернело. На море черная буря)
5. Царевич Гвидон в сказке 3 раза превращается в насекомых.
Назовите, в каких? (комара, муху, шмеля). Правильно.
На сказки Пушкина многие композиторы сочинили оперы, т. е. сказки стали музыкальными. Закройте глазки и представьте, что вы в концертном зале, послушаем отрывок из оперы. На что похожа музыка (Полет шмеля). Композитор этой оперы Римский -Корсаков.
Сейчас Вадим прочитает нам строчки из этой сказки и музыкального отрывка.
Тут он очень уменьшился,
Шмелем князь оборотился,
Полетел и зажужжал,
Судно на море догнал,
Потихоньку опустился
На корму -и в щель забился.
6. А эти строки из какой сказки
"Ки-ре-ку-ку царству лежа на боку" (Сказка о золотом петушке)
Кто вспомнит, чем закончилась сказка?
(Петушок клюнул царя Додона в голову за то, что тот забыл про своих сыновей, и не исполнил просьбу мудреца.
7. Последняя загадка. Царевна Лебедь выполняет по желанию царевича Гвидона 3 чуда. Какие это чудеса? (белка, тридцать три богатыря
Белка там живет ручная
Да затейница какая!
Белка пеенки поет
Да орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра -чистый изумруд
Слуги белку стерегут.
"Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит"
Воспитатель. Какую песенку пела белочка. Народную "Во саду ли, во городе".
Сейчас мы сыграем эту песню на народных инструментах.
Воспитатель: У каждой сказки есть свой конец.. Я надеюсь, что вам еще и еще раз захочется слушать, а потом и пересказывать сказки Пушкина. Давайте вспомним, как заканчиваются сказки Пушкина?
Ярослав М. "Я там был. Мед, пиво пил.
Да усы лишь обмочил. "
Рома Р.
"А Балда приговаривал с укоризной,
Не гонялся бы ты, поп,за дешевизной. " (Сказка о попе и работнике его Балде"
Марат
"Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок!"
Подошла к концу и наша сказка. До свидания! До сказочных встреч!