Юлия Харькова
Творческий проект по сказкам А. С. Пушкина
▼ Скачать + Заказать документы
Александр Сергеевич Пушкин
(1799 – 1837)
Интересные факты
• Интересно, что будущий классик русской литературы помнил себя с возраста четырех лет. Вспоминая это время, Пушкин рассказывал, что находясь на прогулке, он чувствовал колебания земли. Как раз в это время в Москве произошло последнее землетрясение.
Публикация «Творческий проект по сказкам А, С, Пушкина» размещена в разделах
- Проекты
- Проекты творческие
- Пушкин А.С. Проекты
- Пушкин, Александр Сергеевич
- Сказка. Проекты по сказкам
- Темочки
• Тогда же, в раннем детстве, произошла первая краткая встреча Пушкина с Александром I. Гуляя с няней, маленький Саша чуть не угодил под копыта коня императора. Трагедии удалось избежать – Александр удержал коня.
• Александр Сергеевич Пушкин настолько любил книги, что собрал в домашнюю библиотеку более 3500 экземпляров.
• Он также был полиглотом, знал много иностранных языков, среди которых: французский, греческий, латинский, немецкий и некоторые другие.
• Кроме творчества, в жизни Пушкина было еще два больших увлечения – женщины и азартные игры. Обладая особым шармом и обаянием, он притягивал к себе особ женского пола. Первая влюбленность у поэта случилась еще в 16 лет. С тех пор и до конца своей жизни Пушкин питал особые чувства к женщинам.
• Он также был заядлым картежником. Из-за этого поэт часто влезал в долги. Однако именно его любовь к картам и нужда в деньгах подстегивали Пушкина к написанию произведений, гонораром за которые он порою и гасил свои долги.
• Пушкин по своей натуре был человеком саркастичным. Его шутки и издевки над друзьями и современниками нередко приводили к дуэлям.
• Поэт участвовал в двух десятках дуэлей. В большинстве поединков друзьям Александра Сергеевича удавалось примирить дуэлянтов. Первая дуэль произошла, когда Пушкин был еще лицеистом. Последняя 21-я дуэль оказалась для него роковой.
2. Произведения А. С. Пушкина, вошедшие в круг детского чтения
Первыми в круг детского чтения, как правило, входят сказки Пушкина, а нередко знакомство со сказочным миром поэта начинается с пролога к поэме «Руслан и Людмила» - «У лукоморья дуб зелёный…». Небольшое художественное пространство этого пролога вмещает в себя множество мотивов и образов народных сказок, воссоздавая атмосферу их волшебного мира. Сказки Пушкина также имеют фольклорную основу, но воспринимаются уже как совершенно оригинальные авторские произведения.
2.1 Сказки А. С. Пушкина
Интерес к народному творчеству у Пушкина возник с раннего детства. На всю жизнь запали в его душу сказки, услышанные еще в колыбели. В 20-е годы, живя в Михайловском, собирал и изучал фольклор.
К народным сюжетам он обратился в уже будучи взрослым, 30-е годы
Над «Сказкой о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди» поэт работал в Царском Селе в 1831 г. А. С. Пушкин так переработал народный сюжет, что оставил лишь главные звенья, наделил сказку более привлекательными героями и близкими к жизни деталями.
Первое чудо в народной сказке – дуб у лукоморья, а на нем золотая цепь, по которой ходит кот, рассказывающий сказки и поющий песни. Второе чудо – на горе грызутся два борова, «а меж ними сыплется золото да серебро». И третье чудо – «из моря выходят 30 отроков на один час». Вместо свиней у Пушкина – чудесная белочка, которая грызет золотые орешки с изумрудными ядрами. Сын-богатырь растет в бочке «не по дням, а по часам» и своей силой освобождается из бочки, а не по благословению и с помощью неизвестной силы, как это было в народной сказке. Получилось новое произведение, полное сказочной прелести и чудес, с великолепными героями, способными преодолевать любые препятствия.
«Сказка о попе и о работнике его Балде» при жизни Пушкина не печаталась. Первым ее слушателем был Н. В. Гоголь, которому поэт читал ее в Царском Селе летом 1831 г. Как и «Сказка о царе Салтане», она создана на основе сюжета народной сказки, услышанной в селе Михайловском. В сказке Пушкина поп дает Балде только одно задание – собрать с чертей оброк. Между тем в народной сказке значительно больше событий. Схожие сюжеты встречаются в двух сказках : «Батрак» и «Шабарша».
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
и «Сказка о рыбаке и рыбке» написаны в 1833 г. в Болдине. Источником «Сказки о рыбаке и рыбке» является сюжет из сборника братьев Гримм. Однако подобные сказки встречаются и в русском фольклоре («Золотая рыбка» и «Жадная старуха»). «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» создана на основе русской сказки, записанной в Михайловском, Пушкин мог также использовать русскую сказку «Волшебное зеркальце».
«Сказка о золотом петушке», впервые напечатанная в 1835 г., опирается на сюжет американского писателя Вашингтона Ирвинга. Незавершенная «Сказка о медведихе», сказка «Жених», отрывок из «Бовы» в круг чтения детей обычно не входят.
2.2 Художественное совершенство сказок
В сказках Пушкина волшебные превращения и необычные картины логически мотивированы, оправданы и реалистически точны в деталях. Так, каждый раз возвращаясь с моря, старик видит реальную картину и ситуацию, в которой по воле рыбки оказывается его старуха: то это новое корыто, то «изба со светелкой», то высокий дворянский терем с богато одетой старухой на крыльце, то роскошные царские палаты. И выглядят они не сказочными, а реальными, лишь их появление сказочно.
Пушкин берет из источника только один, наиболее значимый эпизод, подробнее и глубже разрабатывает его, чтобы рельефнее высветить характер. Таков юный, сказочно быстро выросший и возмужавший князь Гвидон, который освобождает себя и свою мать из бочки, всегда находит выход из самого трудного положения.
Достоин своей суженой юный королевич Елисей, который в поисках невесты идет на край света, сохраняет безупречную верность ей, постоянно пылает светлой, чистой любовью. Не случайно вся природа: и луна, и ветер, и солнце помогают ему.
Особо пленительны в сказках женские образы. Мать Гвидона, нежная, преданная жена, безвинно пострадавшая в результате интриг коварных завистниц, она по праву становится царицей. Не уступает ей и молодая царевна из другой сказки, которая не растерялась в лесу, куда ее увезли, чтобы погубить. Она ведет себя как человек из трудовой, крестьянской среды, не чуждается простого физического труда: печку затопила, дом прибрала. В один ряд с ними становится и обаятельная, рассудительная царевна Лебедь, ставшая образцовой женой Гвидону.
Опираясь на народный сюжет, Пушкин не только приподнимает, а возвышает в своих сказках образ простого труженика. Обычный русский человек по имени Балда напоминает Иванушку-дурачка. Но если Иван нередко допускает несуразные поступки, то в Балде нет ничего подтверждающего его имя. Он добр, общителен, сказочно проворен и трудолюбив, приятен в общении и поэтому всем нравится. Это человек с детским простодушием, с богатырской силой и огромной душевной мощью, который может все, даже с чертей оброк собрать. Рассчитываясь с жадным и недальновидным служителем культа, не обладающим чувством собственного достоинства, Балда не вступает с ним в рассуждения, не тратит лишних слез на обличения и лишь «говорит с укоризною».
Неоднозначен и образ рыбака. Добрый, трудолюбивый старик, живущий в гармонии с природой, удовлетворяется малым в жизни, но при его безропотной покорности во всем потакает злой и жадной жене и тем самым невольно способствует умножению зла.
Носители темных сил (жадная старуха, повариха с ткачихою, царица-мачеха, царь Додон) не так страшны, когда им противостоят нравственно здоровые, сильные люди, полные добра и благородства.
Таким образом, сказки Пушкина привлекают внимание детей динамичным сюжетом, необычными ситуациями и событиями, сценами, полными чудес и роскоши. И так как каждая деталь в них естественна, реальна, тесно связана с жизнью или взята из мира, окружающего ребенка, то они легко воспринимаются, и в то же время вызывают удивление, воспитывают благородные чувства.
Творческий проект «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина»
Актуальность
Ввиду особой значимости духовной основы для развития личности в детские годы взрослый должен стараться воспитывать в современном ребенке грамотного читателя, приобщить его к русской литературе, воспитать высококультурного и творческого человека. Использование проектного метода в организации образовательного процесса в ДОУ обусловлено принципами дошкольного образования, отраженные в ФГОС и мне бы хотелось рассмотреть эту тему в контексте проектной деятельности.
Вид проекта : групповой, творческий, краткосрочный.
Разработчик проекта : Харькова Юлия Сергеевна, воспитатель
Цель проекта : формирование у детей интереса к книгам, иллюстрациям, литературным произведениям.
Задачи проекта :
знакомить детей с творчеством великого русского поэта и писателя А. С. Пушкина;
воспитывать умение слушать и понимать литературные произведения, эмоционально откликаться на них;
способствовать развитию свободного общения со взрослыми и сверстниками в ходе реализации проекта;
продолжать развивать элементы творчества, учить использовать прочитанное в других видах деятельности;
прививать любовь к родному языку, умение эмоционально-эстетически воспринимать произведения русской классической литературы.
Участники проекта : воспитанники старшей группы, педагоги, родители.
Продолжительность проекта : краткосрочный (05. 06.2017 по 16.06.2017 г)
Материалы и оборудование: книги о поэте и писателе А. С. Пушкине, литературный материал по теме проекта, иллюстрации, кубики с рисунками по сказкам А. С. Пушкина, аудиосказки, материалы для продуктивной деятельности, компьютер, телевизор, игры по сказкам, мультфильмы,
Основные формы реализации проекта :
чтение художественной литературы;
интегрированные занятия;
продуктивная деятельность («Художественное творчество»);
музыкальные гостиные;
игры – импровизации, хороводные игры;
просмотр мультфильмов по произведениям А. С. Пушкина;
викторина.
Распределение деятельности педагога и детей в процессе реализации проекта
Этапы
проведения Деятельность педагога Деятельность детей
1 этап подготовительный:
- Формулирует проблему, цель, исходя из интересов детей;
- Вводит в игровую, сюжетную ситуацию;
- Организует мотивацию детей;
-Намечает план мероприятий для поддержания интересам детей и родителей - Вхождение в проблему;
- Вживание в игровую ситуацию.
2 этап основной:
- Помогает в решении задач;
- Организует деятельность;
- Оказывает практическую помощь;
- Направляет осуществление проекта, организует разные виды деятельности (беседы, игры, продуктивную деятельность, и др.)
- Организует работу с семьёй
- Привлекает специалистов ДОУ - Объединение детей
- Совместная деятельность с детьми и родителями
3 этап заключительный:
- Предоставление продукта проектной деятельности : досуг, праздник, выставка и др. - Участие в итоговом мероприятии;
- Совместное со взрослыми обсуждение результатов.
План реализации проекта
1-й этап
- Составление плана работы и разработка конспектов по областям НОД («Лепка», «Коммуникация», «Социализация»).
- Пополнение и подборка материала по теме.
- Подборка музыкального материала.
- Привлечение родителей к созданию выставки «Мои любимые сказки А. С. Пушкина» Воспитатели группы
2-й этап 1. Беседа «День рождения А. С. Пушкина» Кто это?
1. Знакомить детей со «сказочным» творчеством А. С. Пушкина; воспитывать любовь и интерес к творчеству поэта; обогащать и развивать словарный запас детей.
2. Художественное творчество : лепка
Тема: коллективная работа «У Лукоморья дуб зеленый» Учить детей создавать коллективную пластическую композицию по мотивам литературного произведения А. С. Пушкина; учить планировать и распределять работу между участниками; совершенствовать технику лепки; развивать способности к композиции; формировать коммуникативные навыки.
3. Социализация:
- Беседа на тему: «Где живут сказки?» Расширять знания детей о библиотеке; познакомить с культурой поведения в этом учреждении.
4. Чтение художественной литературы:
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
«Сказка о царе Салтане»
«Сказка о рыбаке и рыбке» Способствовать развитию художественного восприятия текста; учить понимать поэтический язык А. С. Пушкина; прививать любовь к Родине, к её истокам; развивать память.
5. ОБЖ:
«Ничего не бери у чужих людей» по сказке «О мертвой царевне и семи богатырях»
Учить детей избегать контактов с незнакомыми людьми на улице.
6. Художественное творчество : рисование
Тема «Герои сказок Пушкина» Продолжать учить передавать в рисунке образы сказочных героев; закреплять умение использовать в работе разные цвета красок.
7. Совместная деятельность
«Загадки ученого кота» Закреплять знание о произведениях Пушкина; развивать логическое мышление; учит отгадывать загадки
3-й этап Выставка
Тема «Герои сказок Пушкина» (рисование)
Тема: «Лукоморье» (лепка)
Тема: «Белка» (лепка)
Создать условия для изображения детьми сказочных персонажей по мотивам литературного произведения А. С. Пушкина; развивать воображение, чувство цвета, формы и композиции; поддерживать самостоятельность, уверенность, инициативность в поиске средств художественно-образной выразительности.
Ожидаемый результат:
В ходе реализации данного проекта у детей развивается эмоциональная отзывчивость, эмоциональное отношение к героям и фактам произведений, заметно обогащается восприятие детьми художественной формы произведений, формируется внимание к выразительным средствам языка. У детей повышается интерес к произведениям А. С. Пушкина, активизируется потребность слушать сказки, рассматриваю иллюстраций, узнаванию нового. Дети получают более глубокие знания о русской культуре, о быте и традициях русского народа, расширяется кругозор, совершенствуются социальные навыки поведения, творчества (в лепке и рисовании, умение преодолевать трудности в общении. У родителей появляется стремление учиться быть родителями, принимать участие в жизни группы, в различных мероприятиях ДОУ.
Резултат:
Все задачи проекта были выполнены.
Дети группы познакомились с великим русским поэтом А. С. Пушкиным, с его сказками «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мертвой царевне», «Сказка о рыбаке и рыбке». Заучивали отрывок сказки «Белка песенки поёт…»
Все дети участвовали в продуктивной деятельности по произведениям поэта.
Родители детей принимали участие в реализации проекта : приносили книги для книжного уголка, делали на компьютере наглядные пособия по сказкам и биографии поэта, приносили рисунки.
Литература.
1. А. С. Пушкин. «Стихи и сказки».
2. И. Токмакова. Поговорим с тобой о А. С. Пушкине. Дошкольное воспитание
3. Г. Светлова. А. С. Пушкин «Там русский дух…Там Русью пахнет!» Дошкольное воспитание.
4. www.nsportal.ru
5. www.dohcolonoc.ru
6. www.maam.ru
7. www.docplayer.ru
«Загадки ученого кота»
1. Три девицы под окном,
Пряли поздно вечерком. («Сказка о царе Салтане…»)
2. «Свет мой, зеркальце!
Скажи и всю правду доложи…» («Сказка о спящей царевне и семи богатырях».)
3. «Воротился старик домой.
На пороге сидит его старуха,
А пред нею разбитое корыто». («Сказка о рыбаке и рыбке»)
4. Снова князь у моря ходит, С синя моря глаз не сводит;
Глядь – поверх текучих вод Лебедь белая плывет. («Сказка о царе Салтане».)
5. «Ветер, ветер! Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море, Всюду веешь на просторе.
Не видал ли где царевны?» («Сказка о спящей царевне и семи богатырях»)
6. Вот пошел он к синему морю;
Видит, море слегка разыгралось
Стал он кликать золотую рыбку,
Приплыла к нему рыбка, спросила
«Чего тебе надобно, старче?» (Сказка о рыбаке и рыбке)
7. Вряд ли может зуб простой
Грызть орешек золотой.
Ай да сказочный орех!
Что ж внутри орехов тех? (Изумруды)
8. Сказка - ложь! Да в ней намек,
Лютой жадности упрек.
В то старуха слезы льет,
В чем стирать нельзя белье. (Корыто)
Немало сказок интересных
Поведать может кот ученый.
Так назовите же то место,
Где с цепью дуб растет зеленый? (Лукоморье)
9. Воспитатель: Я буду называть героев из разных сказок, а вы слушайте внимательно. Если герой из сказок Пушкина, то вы должны хлопнуть в ладоши. Если названный герои не относятся к произведениям Пушкина – топнуть ногой. Приготовились…
Чебурашка, братья-богатыри, лиса, Снегурочка, комар, Конек-Горбунок, поп, Колобок, Журавль, Царевна-Лебедь, кот Леопольд, царь Салтан, Карабас-Барабас, сестрица Аленушка, рыбка, князь Гвидон, Баба Яга, Балда, Курочка Ряба.