Ирина Новикова
Проект по сенсорному воспитанию «Умелые ладошки» (вторая младшая группа)
Проект по сенсорному воспитанию
«Умелые ладошки»
Воспитатель Новикова И. В.
г. Изобильный
2020г.
Актуальность проекта
Публикация «Проект по сенсорному воспитанию „Умелые ладошки“ (вторая младшая группа)» размещена в разделах
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. насколько ребенок видит, слышит, осязает окружающее. В младшем дошкольном возрасте начинают накапливаться представление о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Кроме того, в процессе всей жизни детей происходит накопление сенсорного опыта, обогащение их мироощущения, повышение эмоционального тонуса, активизация положительных эмоций, связанных с восприятием явлений окружающего, возбуждение интересов, формирование потребностей.
Сенсорное развитие младших дошкольников занимает одно из центральных мест в работе с ними. Этот возраст наиболее благоприятен для развития восприятия ребенка, совершенствования его органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное развитие ребенка, с одной стороны, имеет самостоятельное значение, так как обеспечивает получение отчетливых представлений об окружающем, с другой – составляет фундамент общего умственного развития ребенка.
Сенсорное воспитание в младшей группе предполагает развитие общих сенсорных способностей, понимаемых как способности к наиболее элементарной форме опосредования – использованию сенсорных эталонов.
Развитие сенсорных способностей дошкольника сконцентрировано в одном возрастном этапе, во второй младшей группе, так как многочисленными исследованиями доказано, что этот период жизни дошкольника наиболее сенситивен для развития восприятия. Сенсорные задачи, как правило, включены в интересную для детей деятельность (игру, экспериментирование, продуктивную деятельность). Дети оказываются перед необходимостью выделять то или иное свойство предмета, что является значимым для успешного выполнения данной деятельности. Другими словами, интерес к усвоению эталонов возникает у самих детей, так как знание эталонов определяет успех игровой или практической деятельности. При таком подходе постепенно у детей появляется собственный познавательный интерес, который приходит на смену игровому интересу. В результате ребенок начинает пользоваться эталонами представлениями для анализа свойств предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоив сенсорные эталоны, дети могут использовать их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств вещей. Учитывая психологические особенности детей младшего возраста (начало формирования детских взаимоотношений) большую роль надо уделять игре – роль сближает детей в работе парами, группами. Итогом становится получение совместных результатов деятельности, это необходимо для личностного развития детей. Средством достижения поставленных целей можно использовать игры на развитие сенсорных способностей, творческого и пространственного воображения. Функции дидактических игр для детей младшего возраста разнообразны. Это игры на сравнения предметов по разным признакам (размеру, форме, цвету, назначению и т. д.) группировку предметов на основе общих признаков (это посуда, это обувь и др.). Составление целого изображения из частей, “рядов” из одинаковых предметов по убыванию и возрастанию того или иного признака (по размеру, по ширине, высоте и др.). В дидактических играх познавательная деятельность сочетается с игровой. С одной стороны, дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, а с другой – игра является основным видом самостоятельной деятельности детей. В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания.
Цель: Способствовать развитию представлений детей младшего дошкольного возраста о сенсорных эталонах величины, цвета, формы в процессе проведения дидактических игр и упражнений.
Задачи:
1. Развивать наблюдательность, внимание, память, воображение;
2. Способствовать формированию обследовательских действий у детей второй младшей группы;
3. Закреплять представлений о сенсорных эталонах : цвет, форма, величина;
4. Формировать умения применять полученные знания в практической и познавательной деятельности.
Ожидаемый результат:
1. Повышение уровня сенсорного развития детей;
2. Овладение новыми способами предметно-познавательной деятельности;
3. Расширение словарного запаса ребенка;
Сроки проекта : сентябрь-декабрь 2020 год
Участники проекта : дети, воспитатели, родители
По количеству участников: групповой
Принципы работы:
1. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитательно-образовательного процесса;
2. Принцип развивающей, стимулирующей познавательную деятельность направленности занятий;
3. Принцип нарастания самостоятельности и активности детей.
Основные методы и формы обучения детей:
1. Занятия;
2. Игровые образовательные ситуации;
3. Работа с предметными и сюжетными картинками;
4. Дидактические игры;
5. Упражнения на развитие мелкой моторики
Этапы работы:
І этап: информационно-аналитический (подготовительный)
1. Проанализировать учебно-методическую литературу по вопросам сенсорного развития.
2. Подготовить дидактические игры и материал по данной теме.
3. Дополнить дидактический материал по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста.
4. Подготовить консультации для родителей по сенсорному воспитанию детей.
Реализация:
1. Изучение специализированной литературы;
2. Приобретение игр и пособий на развитие сенсорных навыков;
3. Оборудование «дидактического стола»;
4. Изучение индивидуальных особенностей и потребностей детей;
5. Анкетирование родителей по выявлению знаний о сенсорном развитии.
II этап: творческий (основной)
1. Изготовление игр на развитие сенсорики и моторики;
2. Оформление стендов для родителей по теме проекта;
3. Консультации для родителей.
Реализация:
1. Приобретение и создание с помощью родителей дидактических игр на развитие сенсорно-моторных навыков;
2. Проведение работы с родителями на тему: «Что такое сенсорное развитие. Почему его необходимо развивать?» Консультации, беседы, совместные игры, оформление уголка для родителей;
3. Знакомство детей с дидактическим материалом и играми;
4. Проведение дидактических игр и игр-занятий;
5. Исследовательская деятельность детей.
III этап: заключительный (подведение итогов)
Месяц Название мероприятия Цель
Сентябрь
1. Д/игра «Отыщи фигуру»
2. Д/и «Запомни порядок кружков»
3. Консультация для родителей «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста.» Учить детей обращать внимание на цвет предмета, устанавливать тождество и различие цвета однородных предметов; учить понимать слова «цвет», «такой», «разные», названия цветов; продолжать формирование у детей простейших приемов установления тождества и различия цвета однородных предметов.
Учить обращать внимание на цвет предмета, устанавливать тождество и различие цвета однородных предметов; учить понимать слова «цвет», «такой», «не такой», «разные».
Педагогическое просвещение родителей
Октябрь
1. Д/и. «Найди такую же деталь»
2. Сюжетно-ролевая игра «Магазин»
3. Д/и. «Красный, желтый, синий, зеленый»
Учить определять название различных цветов; работать над умением дифференцировать различные цвета, опираясь на зрительные ощущения, то есть развивать зрительное восприятие. Закреплять умение детей сравнивать предметы по величине, осуществляя выбор из двух величин одинаковой формы.
Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, желание дружно играть
Учить различать, называть и показывать картинки по цвету предметов, развивать сенсорные способности детей.
Ноябрь
1. Д/и. «Разложи фигуры по местам!»
2. Д/и. «Картинка из фигур»
Цель: Познакомить с плоскими геометрическими формами – квадратом, кругом, треугольником, овалом, прямоугольником. Учить подбирать нужные формы разными методами.
Работать над умением дифференцировать различные по форме и размеру геометрические фигуры, опираясь на тактильные и зрительные ощущения, то есть развивать осязательное и зрительное восприятие. Эта игра направлена на развитие воображения и творческих способностей детей.
Декабрь
1. Д/и. «Собери игрушку»
2. Д/и. «Отгадай, кто нарисован»
3. Консультация «Почему необходимо развивать сенсорные способности.» Работать над умением дифференцировать различные геометрические фигуры, опираясь на тактильные и зрительные ощущения, то есть развивать осязательное и зрительное восприятие.
Развивать наблюдательность, активное внимание.
Для игры нужно приготовить картинки с фрагментарным или силуэтным изображением животных и знакомых детям предметов (5-10 картинок).
Педагогическое просвещение родителей
Результаты проекта :
-В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр, апробированы дидактические игры;
-У детей вырос уровень знаний по сенсорному развитию;
-Родители получили методические рекомендации по созданию условий проведения дидактических игр, консультации по приобретению и изготовлению дидактических игр;
2. Практическая значимость проекта;
-Внедрение и апробирование условий, обеспечивающих эффективное использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах;
-Разработка дидактического материала и дидактических игр;
-Разработка методических рекомендаций для родителей;
3. Перспективы развития проекта :
-Дальнейшая непрерывная систематическая работа на формирование сенсорных эталонов;
-Дополнение системы дидактическими играми и материалами;
-Продолжение работы по использованию проектных технологий по сенсорному развитию;