Людмила Грызунова
Проект по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук детей 3–4 лет посредством нетрадиционной техники рисования»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Развитие мелкой моторики рук детей 3 – 4 лет посредством нетрадиционной техники рисования.
Срок реализации проекта : октябрь 2022 г. – май 2023 г.
Участники проекта : дети второй младшей группы, родители воспитанников, воспитатели группы.
Цель: Создание благоприятных условий для развития мелкой моторики рук детей 3 – 4 лет посредством нетрадиционной техники рисования.
Публикация «Проект по самообразованию „Развитие мелкой моторики рук детей 3–4 лет посредством нетрадиционной техники рисования“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Нетрадиционные техники рисования
- Нетрадиционные техники рисования. Проекты
- Нетрадиционные техники рисования. Самообразование
- Проекты. Проектная деятельность
- Развития мелкой моторики. Самообразование
- Рисование. Все материалы
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Задачи: - познакомить детей с различными техниками нетрадиционного рисования;
- учить использовать в рисовании различные виды материала (губка, штампы, ватные палочки и т. д.) и сочетать различные техники в одной работе;
- развивать творческое воображение, фантазию, мышление дошкольников через занятия по освоению нетрадиционных техник рисования;
- воспитывать самостоятельность и интерес к рисованию через использование нетрадиционных техник рисования;
- воспитывать художественный вкус и чувство гармонии;
- сформировать у родителей представления по использованию нетрадиционных техник рисования, направленных на развитие мелкой моторики рук;
- разнообразить предметно-развивающую среду для самовыражения детей в творческой деятельности.
Ожидаемые результаты:
- Динамика развития мелкой моторики рук детей 3-4 лет;
- Применение изученных техник, приёмов и материалов в художественной непрерывной непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности;
- Пополнение развивающей предметно-пространственной среды в уголке изодеятельности.
Актуальность выбранной темы проекта
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» говорил В. А. Сухомлинский.
Нетрадиционная техника рисования – это новое направление в искусстве, которое помогает развить ребенка все сторонне. Нетрадиционная техника рисования в работе с детьми способствует развитию детской художественной одаренности. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Вся деятельность направлена на развитие у дошкольников художественно-творческих способностей.
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку не будет интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник, способствует развитию у ребёнка : мелкой моторики рук и тактильного восприятия; пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия; внимания и усидчивости; мышления; изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости. Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля. Именно поэтому я выбрала данное направление в работе с детьми, так как считаю его актуальным, важным и необходимым в современной системе образования.
Виды нетрадиционных техник рисования
Система работы по использованию нетрадиционных техник рисования имеет несколько разделов: «Тактильное рисование» :
«Рисование пальчиком»
«Рисование ладошкой»
Раздел 2 – «Использование дополнительных средств выразительности» :
«Монотипия» Оттиск печатками из пробки или ластика
«Кляксография обычная и трубочкой»
«Оттиск смятой бумагой»
«Тычок жёсткой полусухой кистью»
«Рисование ватными палочками» :
«Рисование пластилином»
«Рисование манкой
«Скатывание бумаги»
Формы работы с родителями:
1. Информационные листы, памятки, видео-презентации «Нетрадиционные техники рисования»;
2. Консультации –памятки «Развитие творческих способностей ребенка»; «Влияние мелкой моторики на развитие речи»; «Развитие мелкой моторики»; «Игры, развивающие фантазию и воображение»; «Учим ребенка рисовать»; «Что рисует ваш ребенок», «Игры на цветовосприятие»
3. Картотеки «Нетрадиционные техники рисования», «Пальчиковые игры», «Игры-пантомимы»;
4. Мастер-классы по теме проекта;
5. Видео-уроки
Этапы реализации проекта
Октябрь
«Рыбки» (тычок ватной палочкой)
Цели: Вызвать у детей интерес к образу рыбки, упражнять раскрашивать разными способами с применением нетрадиционной техники –
пуантилизм, добиваться выразительности образа путём контрастного сочетания цветов; воспитывать желание оказать помощь одинокой рыбке.
«Ёжик» (рисование смятой бумагой)
Цели: Совершенствовать умение рисовать смятой бумагой ежа, развивать чувство ритма, композиции. Воспитывать аккуратность.
Работа с родителями:
Консультация –памятка «Развитие творческих способностей ребенка»
Ноябрь
«Ветка рябины» (пластилинография)
Цели: упражнять в скатывании шариков различных размеров, развивать мелкую моторику рук, творческое мышление, воображение, воспитывать аккуратность, самостоятельность, интерес к рисованию.
Работа с родителями: памятка «Учим ребенка рисовать»
Декабрь
«Украсим елку бусами» (рисование пальчиками)
Цели: Учить рисовать пальчиками, выбирать различные цвета для бусин, воспитывать аккуратность
Работа с родителями
Консультация-памятка «Игры на цветовосприятие»
Январь
«Красивые снежинки» (Рисование манной крупой)
Цели: Совершенствовать умение аккуратно насыпать манную крупу на дорожку с клеем, стряхивать лишний слой, не нарушая целостности рисунка, развивать мелкую моторику рук, творческое мышление, воображение.
Работа с родителями: Консультация «Влияние мелкой моторики на развитие речи»
Февраль
«Цветочек для папы» (рисование ладошками + аппликация)
Цели: Продолжать знакомить с техникой печатания ладошками. Учить быстро наносить краску на ладошку и делать отпечатки – лепесточки.
Работа с родителями: видеоурок «Рисование ладошками»
Март
«Букет для мам» (кляксография)
Цели: Развивать чувства прекрасного, умения видеть красоту вокруг себя; познакомить с техникой рисования кляксографии
Работа с родителями: Картотека «Пальчиковые игры»
Апрель
«Весеннее дерево» (печатание пробками)
Цели: Совершенствовать умение рисовать листву на деревьях с помощью печаток из пробок, развивать чувство ритма, композиции, воспитывать аккуратность в работе.
Май
«Салют» (тычок жесткой кистью)
Цели: Продолжать развивать умение рисовать тычком жёсткой полусухой кистью. Совершенствовать умение правильно держать кисть при рисовании, осваивать цветовую палитру: жёлтый, красный, зелёный, синий цвета
Работа с родителями: видеоотчет детских работ «Нетрадиционные техники рисования»
Предполагаемые итоги реализации проекта :
-динамика развития мелкой моторики;
- применение изученных техник, приемов и материалов в художественной непосредственно-образовательной и самостоятельной деятельности;
- пополнение «уголка рисования» различными материалами для применения в художественной непосредственно-образовательной и самостоятельной деятельности;
- активная работа с родителями по теме проекта для расширения знаний по видам нетрадиционных техник рисования, по методикам развития мелкой моторики рук, применения их в самостоятельной работе с детьми;
- развитие творческого мышления и воображения.
Таким образом, реализация проекта предполагает найти возможные пути развития и совершенствования координации движений рук, зрительно - двигательной координации и развития мелкой моторики в процессе изобразительной деятельности, с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей.
Выводы
Из проведенной исследовательской работы можно сделать вывод, что использование в деятельности пальчиковых игр и упражнений, дидактических игр, нетрадиционных материалов, техник и индивидуального дифференцированного подхода способствовало развитию у детей мелкой моторики рук.
Считаю наиболее приемлемым использование в работе нетрадиционных техник изображения, т. к. дети получают не только знания и навыки, но и радость и удовольствие.
Многие виды нетрадиционного рисования способствовали повышению уровня развития зрительно - моторной координации. Для коррекции мелкой моторики рук имели значение такие нетрадиционные техники изображения, как рисование руками : ладошкой, пальцами, ватными палочками, нитками и с использованием бросового материала, с которым нужно было работать. Кроме того, внедрение в практику нетрадиционных техник изображения не утомляли дошкольников, у них сохранялась высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.
В группе создали условия для развития мелкой моторики. Имеющийся материал расположен таким образом, чтобы дети могли свободно, по интересам выбрать себе пособия для этого вида деятельности, при желании не только воспроизводить, продолжать то, что они делали в совместной деятельности с воспитателем, но и проявить свое творчество, а также закончить начатую работу, реализовать свои замыслы в самостоятельной деятельности на протяжении всего дня. В своей дальнейшей работе я буду продолжать использовать нетрадиционные материалы и техники в изобразительной деятельности, с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей.