Папки-передвижки

Проект по русскому языку в 7 классе «Слова-паразиты»

Нина Владимировна Чикомазова
Проект по русскому языку в 7 классе «Слова-паразиты»
▼ Скачать + Заказать документы

Введение

-Ну вот, значит, сами понимаете, э-э-э, ну, блин, это самое, кстати, я, как бы, пришла сказать, что…

-Короче…

Такие слова все чаще стали «проскальзывать» в речи моих одноклассников. Это нас насторожило. Что это за слова? Почему это происходит? Как с этим бороться? Мы попытались ответить на эти вопросы в своем исследовательском проекте.

Публикация «Проект по русскому языку в 7 классе „Слова-паразиты“» размещена в разделах

Изучив необходимую литературу, мы выяснили, что это слова-паразиты. Они не несут определённого значения. Когда нам становится трудно подобрать нужные слова, мы прибегаем к их «заменителям»«словам-паразитам».

Актуальность проблемы состоит в том, что русский язык засоряется ненужными словами, речь становится невыразительной, нарушается четкое восприятие речи собеседника. С этим явлением нужно бороться.

Цель исследования: изучение проблемы засорённости речи учеников 5-9 классов нашей школы словами-паразитами, привлечение внимания к проблеме необходимости очищения речи от словесного мусора.

Задачи исследования:

1. Определить, что такое слова-паразиты;

2. Провести анкетирование учащихся по теме исследования;

3. Выявить самые употребляемые школьниками слова-паразиты;

4. Дать практические рекомендации по борьбе с речевыми паразитами.

Предмет исследования: устная речь учащихся 5-9 классов

Объект исследования: слова-паразиты в речи учеников

Гипотеза: привлечение внимания учащихся к проблеме употребления слов-паразитов позволит быть более внимательными к своей и чужой речи.

Методы исследования: изучение теоретического материала о словах-паразитах,

анкетирование, наблюдение,

анализ и обобщение полученных результатов.

Новизна работы заключается в том, что данную проблему в рамках нашей школы никто не освещал.

Практическая значимость: результаты исследования помогут обратить внимание школьников на бережное отношение к родному языку.

I.Теоретическая часть

1.1 Слова-паразиты и причины их появления в речи.

Слова-паразиты характерны для спонтанной речи, в ходе которой осуществляются одновременные процессы мышления и говорения. Эти процессы всегда сопровождаются небольшими заминками, которые заполняются теми или иными словами. Позже говорящий привыкает к такому способу заполнения пауз, приобретая тем самым вредную привычку употреблять сорные слова или фразы. Они сбивают ритм речи, мешают ее восприятию и пониманию. В научной литературе встречаются разные термины, называющие слова-паразиты : «вставные элементы» (Т. А. Ладыженская, «слова-заменители» (Е. А. Земская, «упаковочный материал» (Л. В. Щерба).

В «Словаре лингвистических терминов» дается такое определение слов-паразитов :

СЛОВА-ПАРАЗИТЫ – это слова или словосочетания, вносимые в речь, но не несущие никакой смысловой нагрузки. [1].

Они становятся привычкой. Слова-паразиты используются из-за бедности словарного запаса и связанных с этим регулярных заминок.

Некоторые люди умышленно употребляют слова-паразиты в своей речи. Роль этих слов в данном случае – тактическая. Если человек не хочет отвечать на «неудобный» вопрос, а отвечать надо, он старается потянуть время. Пока человек произносит нараспев свои «как сказать», «вот», «понимаете какое дело», он лихорадочно думает над тем, что и как ответить.

Многие слова-паразиты произносятся по причине того, что нужное в момент речи в голову не приходит.

Человек, выступая публично, находясь в состоянии сильного волнения, произносит любое междометие, чтобы собраться с мыслями и выиграть время. Слова-паразиты могут долго оставаться в речи.

1.2 Классификация слов-паразитов.

В настоящее время не существует единой, принятой лингвистами системы классификации слов-паразитов. Однако, можно выделить несколько групп:

Рассмотрим значение некоторых слов-паразитов и приведем примеры их употребления:

1. Короче. Часто используется для заполнения пауз между отдельными словами, фразами, обычно в затрудненной, неразвитой речи; оно трансформировалось из выражения «короче говоря». Оно может играть роль частицы или вводного слова. «Короче» близко по значению к словам-паразитам «значит», «ну», «вот» и является жаргонным, молодежным. Например: «Короче, все понятно».

2. Типа. Частица, которая может выступать в качестве вводного слова; является бессодержательным заполнителем пауз; «словесный мусор», который обычно встречается в несколько затрудненной, неразвитой речи, чаще у представителей криминального мира. Выражает неуверенность, является народным вариантом слов «вроде бы», «наподобие», «как бы». Например: «Я бы хотел, это… ну, типа, важное сказать».

3. Кстати. Это слово типично для любителей привлечь к себе внимание. Начиная свой рассказ со слова «кстати», они могут вклиниться в разговор, даже если их рассказ совсем не к месту. Например: «Кстати, а вы не видели вчера радугу?»

4. Вот. Этим словом часто заканчивают фразы те, кто, не зная, о чём ещё можно поговорить, хочет продолжать разговор. Обычно такие люди растягивают это слово - «вооот…», после него следует пауза. В любом случае это «вооот» - сигнал о том, что разговор человеку наскучил, и, собственно говоря, продолжать его не стоит. Иногда вот в конце фразы заменяется выражением вот так вот. Например: «Вот так вот, такие, брат,делишки!».

5. Детский сад. Такое выражение часто сопровождается снисходительной улыбкой. Употребляя это слово, говорящий стремится подчеркнуть собственное превосходство над окружающими, пытается показать себя взрослее и гораздо умнее собеседников.

6. Знаешь. Свое прямое значение это слово имеет только в прямых вопросах. Например: «Знаешь, что будет с тем, кто нарушит закон?». Во всех остальных случаях человек, который произносит это слово-паразит, просто использует его для связки. Например: «Знаешь, мне это совсем не интересно».

Как видно из приведенных примеров, каждое слово-паразит имеет свое значение и ту или иную причину использования человеком в речи.

II. Практическая часть

2.1. Употребление слов-паразитов учащимися 5-9 классов нашей школы

Мы провели анкетирование «Слова-паразиты в речи учащихся 5-9 классов». Было задействовано 20 человек. Ребятам были предложены следующие вопросы:

Рассмотрим результаты анкетирования:

1. Ответ на первый вопрос «Что такое слова-паразиты показал, что 80 % учащихся знают, что такое слова-паразиты, 20 % не знают об этом речевом явлении.

2. На вопрос «Какие Вы знаете слова-паразиты, учащиеся ответили следующим образом: типа – 43 %, как бы - 63 %, короче – 50 %, ну – 75 %, ё-моё – 75 %.

3. Первое место при ответе на вопрос «Какие слова-паразиты употребляете Вы занимает слово-паразит «ну» – 94 %, второе место у слов «типа» и «вот» – по 81 %, «как бы» и «блин» - по 75 % - на третьем месте.

4. Ответы на четвертый вопрос «Как Вы относитесь к людям, которые употребляют слова-паразиты в речираспределились таким образом: отрицательно – 69 %, нейтрально – 0 %, не ответили на вопрос – 31 %.

5. «Причины наличия слов-паразитов в речи названы разные: привычка – 63 %, волнение – 25 %, не знаешь, что сказать – 12 %.

6. Ответы на вопрос «Какие способы борьбы со словами-паразитами Вы можете предложить?» таковы: не знают, что предложить – 81 %, не считают необходимым что-либо менять – 6 %, читать художественную литературу 11 %.

В течение недели мы наблюдали за речью одноклассников и выявили следующее : самым частым в употреблении словом-паразитом является слово БЛИН – 38 раз, НУ - 34 раза, ТИПА – 29 раз.

В ходе исследовательского проекта мы убедились, что среди подростков нашей школы существует такая проблема, как употребление слов-паразитов. Решать эту проблему необходимо, но делать это сложно – процесс повышения культуры речи очень долгий, постепенный, кропотливый, требующий больших усилий как от учеников, так и от учителей и родителей.

2.2. Способы избавления от слов-паразитов

Грамотная речь и слова-паразиты несовместимы. Избавиться от лишних слов поможет практика.

Поэтому, осознав проблему:

1. Читайте вслух, ведь чтение не только расширяет словарный запас, но и способствует приобретению привычки говорить культурно и красиво;

2. Усильте контроль за своей и чужой речью;

3. Практикуйте выступления перед аудиторией;

4. Как только слово-паразит захочет сорваться с языка, сделайте вдох: ведь пауза лучше, чем слова-паразиты.

Заключение

На основании результатов данного исследования можно сделать вывод о том, что слова-паразиты засоряют речь человека, затрудняют её понимание, отвлекают внимание от содержания высказывания. Они портят наш язык. После привлечения учащихся к данной проблеме, ребята начали замечать лишние слова и стали пытаться от них избавиться. Наша гипотеза подтвердилась. Уверены, что данная исследовательская работа поможет обратить внимание всех школьников на бережное отношение к родному языку. Хочется еще раз обратиться к своим сверстникам со словами И. С. Тургенева «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками».

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Внеклассное занятие по русскому языку «Звонкие и глухие согласные в середине слова перед согласными и на конце слова» Внеклассное занятие по русскому языку " Звонкие и глухие согласные в середине слова перед согласными и на конце слова" Цель занятия: закрепить.

Конспект урока по русскому языку «Сжатое изложение» в 8 классе Основная цель урока – научить писать сжатое изложение на материале публицистического текста. Пахнет хлеб и солнцем, и землёй, И слезой,.

Конспект урока по русскому языку «Ударение» во 2 классе Аннотация 1. Предмет: Русский язык 2. Класс: 2 класс 3. Тема урока: «Ударение» 4. Цель урока: создать условия для осмысления словообразующей.

Открытый урок по русскому языку в 3 классе «Приставка» Урок русского языка в 3 классе Учебный предмет: русский язык УМК: «Школа России» Тема: «Что такое приставка?» Тип урока: открытие новых.

Открытый урок по русскому языку в 3 классе «Правописание приставок и предлогов» Урок русского языка в 3 классе Тема урока: Правописание приставок и предлогов. Тип урока: урок закрепления знаний Цель: развивать умения.

Рабочая программа по русскому языку в 8 классе (пояснительная записка) Пояснительная записка Рабочая программа по русскому языку для 8 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного.

Урок по русскому языку «Род и число имён прилагательных» в 4 классе Пурклова Наталья Сергеевна учитель начальных классов МБОУ "Золотонивская СШ " 1. Тема урока. Род и число имён прилагательных. 2. УМК "Школа.

Урок-игра по русскому языку во 2 классе «Путешествие в страну Акитаммарг» Тема: «Повторение пройденного.» Цели урока: 1. Закрепить и обобщить знания грамматической теории, умения применять теоретический материал.

Урок по русскому языку в 5 классе по теме «Не с именами прилагательными»Урок по русскому языку в 5 классе по теме «Не с именами прилагательными» Урок по русскому языку 5 класс. Тема урока: Правописание не с именами прилагательными. Цель урока: Продолжить изучение темы «Прилагательное.

Урок по русскому языку в 5 классе по теме «Определение» Тип урока:урок открытия новых знаний. Цели деятельности учителя: познакомить обучающихся с определением; показать роль определений в речи,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по русскому языку в 7 классе «Слова-паразиты»
Опубликовано: 19 июня 2021 в 09:37
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект по русскому языку в 7 классе «Слова-паразиты»» (включая файлы) размещена пользователем Нина Владимировна Чикомазова (УИ 2702200) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД