Папки-передвижки

Проект по речевому развитию в подготовительной группе «Развитие связной речи средствами художественной литературы»

Екатерина Викторовна Ерошкина
Проект по речевому развитию в подготовительной группе «Развитие связной речи средствами художественной литературы»
▼ Скачать +Заказ

Проект по речевому развитию в подготовительной группе

«Развитие связной речи средствами художественной литературы»

Ухта 2022г.

Краткосрочный проект «Развитие связной речи посредствами художественной литературы»

Публикация «Проект по речевому развитию в подготовительной группе „Развитие связной речи средствами художественной литературы“» размещена в разделах

Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатели, родители.

Срок реализации проекта : долгосрочный (январь-февраль 2022 года).

Тип проекта : творческий.

Актуальность темы:

Одной из проблем нашего современного общества является приобщение ребенка к чтению книг. Развитие речи становится все более актуальной проблемой в наше время. Почти в каждой семье у ребенка имеется свой телефон или планшет, в котором дети проводят большую часть своего времени дома, играя в игры или смотря ролики в интернете.

По наблюдением за детьми в течении дня и на занятиях, было замечено, что речь детей старшего дошкольного возраста характеризуется лаконичностью. Ответы детей на занятиях односложны, мезэмоциональны. При чтении книг дети не всегда понимают смысл рассказа.

Как результат дети не любят читать и не хотят слушать произведения. Интерес к чтению совсем пропадает.

Любовь к чтению книг необходимо развивать с раннего возраста, необходимо вырабатывать в ребенке интерес к слушанию произведений.

Цель проекта : "Развитие связной речи детей средствами художественной литературы"

Задачи:

1. Формировать интерес к художественной литературе.

2. Расширять и активизировать словарный запас детей.

3. Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях.

4. Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения, помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову.

5. Развивать поэтический слух, способность к восприятию произведений разных жанров, улавливать звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов.

6. Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения.

7. Развивать творческие способности у детей.

8. Приобщать родителей к ознакомлению детей с художественной литературой.

Методы работы:

• словесный метод;

• наглядный метод;

• практический метод.

Формы работы:

НОД;

чтение художественной литературы;

театрализованная деятельность и праздники;

игры;

разные формы бесед;

подбор стихов, загадок, пословиц, поговорок;

экскурсии в библиотеку.

взаимодействие с семьей.

Участники: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.

Прогнозируемый результат:

1. Речь детей более связная, эмоционально выразительная, грамотная.

2. Пополнение библиотеки группы новыми книгами.

3. Повышение активности участия родителей в жизнедеятельности группы.

4. Дети самостоятельно проявляют интерес к различным жанрам художественной литературы.

6. Получить эмоциональный отклик от своей работы.

План реализации проекта :

1-й этап – подготовительный

1. Провести вводную диагностику по речевому развитию.

2. Подобрать и изучить методическую литературу.

3. Составить план по реализации проекта.

4. Оформить библиотеку с художественной литературой для чтения, пересказывания, заучивания.

5. Разработка конспектов НОД, консультаций и бесед для родителей.

6. Создание картотеки игр на развитие связной речи

2-й этап – практический

Беседы:

1. «Моя любимая сказка» – формировать умение детей обдуманно выбирать любимую сказку; обосновывать, почему именно она для них любимая; активизировать речь детей.

2. «Где живут книги» – уточнить и конкретизировать представления детей о библиотеке.

3. Беседа по сказке ««Снежная королева»» – помочь детям вспомнить знакомую сказку, которую им читали ранее.

4. «Беседа о творчестве А. С. Пушкина» – рассказать о великом русском поэте и его произведениях для детей, прочитать «Сказку о рыбаке и рыбке», беседа по сказке.

5. «Положительные и отрицательные герои сказок» – помочь детям осознать, каких героев сказок можно назвать положительными, а каких – отрицательными и за какие поступки, уметь дать им характеристику.

6. «Беседа о творчестве К. И. Чуковского» – помочь детям вспомнить и назвать сказки К. И. Чуковского.

7. «Вот такие истории» - формировать умение составлять рассказы из личного опыта.

Непосредственно образовательная деятельность:

Чтение рассказа

Г. Скребицкого «Чем дятел зимой кормится?»

Побуждать детей эмоционально воспринимать образные выражения литературного произведения, понимать смысловое значение содержание рассказа; обогащать словарь детей образными словами и выражениями. Уделять внимание формированию грамматически правильной речи, следить, чтобы, отвечая на вопросы по содержанию, дети пользовались словами в правильной грамматической форме. Воспитывать заботливое отношение к птицам, любовь к ним.

И. Суриков «Зима»

Продолжать развивать интерес к художественной литературе; прививать чуткость к поэтическому слову.

Чтение сказки «Зимовье зверей»

Развивать память, внимание; воспитывать любовь к сказкам.

Чтение художественной литературы : «Стихи про Новый год»

Продолжать приобщать детей к отечественной детской худ. литературе. Формировать умение отвечать на вопросы педагога. Развивать речь, память, логическое мышление детей.

Чтение сказки «Два мороза»

Воспитывать интерес и любовь к сказкам.

Чтение: «Дед Мороз прислал нам елку» В. Петрова.

Развивать желание слушать. Формировать радостное настроение в ожидании праздника.

Чтение сказки «Снегурочка»

Формировать умение внимательно слушать сказку. Отвечать на вопросы по тексту.

Чтение Г. Андерсен

«Снежная королева»

Отметить характеры героев, их положительные и отрицательные стороны, выявить воспитательную ценность сказки.

Чтение худ. литературы.

Н. Носов «На горке»

Продолжать формировать умение детей слушать рассказы; помогать детям правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям; помогать становлению личностного отношения к произведению.

«Пограничники» С. Я. Маршак (чтение стихотворения).

Познакомить детей с новым стихотворением – о пограничниках, воинах, охраняющих нашу Родину. Учить отвечать на вопросы по содержанию произведения. Развивать память, внимание, интонационную выразительность речи.

Воспитывать интерес к воинам Российской армии, уважение к ним.

Творческие работы:

1. Рисование «Моя любимая сказка» – формировать умение отображать в рисунке характерные особенности образов сказочных героев.

2. Конструирование с аппликацией «Книжка-малышка по сказкам» – формировать умение работать всем вместе, прививать интерес к русским народным сказкам, зарубежным и авторским.

Развлечение :

1. Интелектуальная игра-викторина «В мире сказок» - закрепить знания детьми русских народных сказок, сказок русских и зарубежных писателей.

2. КВН «Узнай и назови сказку по первым строкам»развивать память, внимательность, чувство товарищества.

3. «Узнай сказочного героя по его песенке»развивать музыкальный слух, память.

Работа с родителями:

1. Консультации:

«Первые книги ребёнка»;

«Роль художественной литературы в развитии связной речи ребёнка»;

«Рецепты составления домашней библиотеки»;

Памятка по приобщению дошкольников к чтению.

2. Составление книги сказок «Наши приключения» (вместе с детьми).

3-й этап – заключительный

1. Итоговое занятие-викторина «Сказочники».

2. Заключительный этап диагностики.

При реализации данного проекта получены следующие выводы:

Ожидаемые результаты подтвердились:

У детей:

1. Сформировался интерес к художественной литературе.

2. Дети начали различать жанры художественной литературы (проза, поэзия).

3. Расширился и активизировался словарный запас детей.

4. Улучшились художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений,.

5. Заметно возрос интерес к поэтическому слову.

6. Сформировались навыки аккуратного и бережного обращения с книгами.

8. У воспитанников отмечено увеличение употребления полных предложений в речи.

9. Повысилась любознательность, творческое воображение, память, эмоциональное отношение к прочитанному.

10. Сформировалась способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь.

У родителей:

Родители заинтересовались проблемой недостаточного чтения для детей и постарались заполнить этот пробел. Родители отметили, что благодаря участию в проекте они стали больше времени проводить с детьми.

Вся проведенная работа была активно использована в воспитательно-образовательном процессе и в повседневной жизни детей в детском саду.

Дидактические игры:

1. «Стань волшебником» Ведущий предлагает детям вспомнить, какие волшебные слова употребляли герои разных сказок, чтобы совершить то или иное волшебство. Пусть каждый из них на время станет персонажем этой сказки и произнесет нужные слова.

2. «Волшебные предметы» А теперь давайте вспомним волшебные предметы, которые так и остались существующими лишь в сказках.

3. «Прогулка по сказкам»Воспитатель совместно с детьми рассматривает иллюстрации в знакомых книгах, уточняя названия произведений.

4. Отгадай загадку по предметам в волшебном сундучке» Дети по очереди достают предметы или картинки из волшебного сундучка и называют сказку, в которой встречается тот или иной предмет (картинка)

5. «Найди свою сказку»Каждый из детей получает по картинке-эпизоду из сказки. По сигналу играющие определяют свою принадлежность к той или иной команде и выстраиваются в соответствии с имеющимися у них картинками, воспроизводя последовательность действий в сказке.

Памятка для родителей по приобщению дошкольников к чтению:

1. Подавайте ребенку личный пример, читая книги, газеты, журналы.

2. Учите малыша слушать и слышать: пойте колыбельные, играйте в потешки, рассказывайте сказки.

3. Первые книги малыша должны быть достаточно прочными. Хороший тренажер перед началом серьезного чтения – семейный альбом.

4. Подбирайте книги по возрасту ребенка, чтобы они были понятны ему: про животных, об игрушках.

5. Выбирая книгу, обращайте внимание на иллюстрации. Они должны быть крупными, без большого количества деталей, яркими и реалистичными.

6. Не заставляйте малыша в период чтения все время сидеть рядом. Пусть он подходит и отходит.

7. Маленькому ребенку трудно воспринимать чтение всего текста сразу, поэтому лучше пересказывайте сюжет, обращая внимание малыша на картинки.

8. Чаще читайте малышу книжки-считалки, потешки, детские стихи с повторяющимися фразами, поощряя, заканчивать знакомые из них. Это поможет развитию речи и памяти.

9. Помните, что чтение для дошкольника – это, прежде всего, общение с родителями. Во время чтения беседуйте с ребенком, задавайте вопросы, размышляйте вместе.

Список литературы :

1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучение русскому языку дошкольников: Учебное пособие. 2-е издание. М. ; Академия, 2008. 400 с.

2. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразова-тельная программа дошкольного образования (пилотный вари-ант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. —М. : МОЗАИКА СИНТЕЗ,2014 — 368 с.

3. Гербова В. В. Развитие речив детском саду : Подготовительная к школе группа МОЗАИКА-СИТНЕЗ, 2016.-112С.

4. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2018/03/11/intellektualnaya-igra-viktorina-v-mire-skazok

5. https://infourok.ru/kartoteka-igr-po-hudozhestvennoy-literature-1123932.html

Публикации по теме:

Конспект открытого занятия по развитию связной речи в подготовительной группе В. В. Бианки «Музыкант» Цели: Продолжать учить детей пересказывать рассказ по частям. Задачи: • Развивающие Развивать способность детей обобщать и активизировать.

Конспект по речевому развитию и восприятию художественной литературы «Ветер, ветер» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 муниципального образования Каневской район Конспект Речевое.

Конспект подгрупповой НОД «Комнатные растения» по развитию связной речи у дошкольников подготовительной группы с ТНРКонспект подгрупповой НОД «Комнатные растения» по развитию связной речи у дошкольников подготовительной группы с ТНР (2 год обучения, 3 период)Конспект подгрупповой НОД логопеда по развитию связной речи у дошкольников подготовительной группы компенсирующей.

Консультация для педагогов «Развитие способностей у детей средствами ознакомления с художественной литературой»Консультация для педагогов «Развитие способностей у детей средствами ознакомления с художественной литературой» Традиционно литература используется в целях развития умственного, нравственного и эстетического воспитания дошкольников. Знакомство детей.

Опыт работы «Развитие памяти на основе художественной литературы через использование приемов мнемотехники»Опыт работы «Развитие памяти на основе художественной литературы через использование приемов мнемотехники» Условия становления опытаНепременным условием для всестороннего развития ребёнка, для его успешного обучения в школе, является умение общаться.

Передовой педагогический опыт «Влияние художественной литературы на развитие речи детей» 1. Условия формирования опыта. Тему моего опыта работы «Влияние художественной литературы на развитие речи детей» я выбрала не случайно.

Презентация «Развитие эмоционального интеллекта, мышления, речи посредством чтения художественной литературы» 2 слайд «ЧТЕНИЕ – ТО ОКОШКО, ЧЕРЕЗ КОТОРОЕ ДЕТИ ПОЗНАЮТ И ВИДЯТ МИР И САМИХ СЕБЯ»,– ГОВОРИЛ В. А. СУХОМЛИНСКИЙ. Многие педагоги отмечают,.

Проект по развитию речи и приобщению к художественной литературе «На лесных тропинках» в средней группеПроект по развитию речи и приобщению к художественной литературе «На лесных тропинках» в средней группе Краткосрочный проект «На лесных тропинках» средняя группа Цель проекта: Приобщение детей к художественной литературе средствами русской.

Проект по развитию речи и приобщению к художественной литературе «На лесных тропинках» (по сказкам)Проект по развитию речи и приобщению к художественной литературе «На лесных тропинках» (по сказкам) Проект по развитию речи и приобщению к художественной литературе «На лесных тропинках» Актуальность: У большинства современных детей.

Творческий проект для второй младшей группы по развитию речи и художественной литературеТворческий проект для второй младшей группы по развитию речи и художественной литературе Творческий проект для второй младшей группы по развитию речи и художественной литературе на тему «Пересказ литературных и фольклорных произведений.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по речевому развитию в подготовительной группе «Развитие связной речи средствами художественной литературы»
Опубликовано: 14 марта 2022 в 09:11
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект по речевому развитию в подготовительной группе «Развитие связной речи средствами художественной литературы»» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Викторовна Ерошкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД