Маркевич Надежда
Проект по речевому развитию «Растим говорунов» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность работы. С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям. Неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Мало того, педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным. Одной из проблем развития речи детей дошкольного возраста является развитие монологической речи. Ее невозможно развить без систематической словарной работы. Словарная работа в детском саду - это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных для них слов.
Публикация «Проект по речевому развитию „Растим говорунов“ (старшая группа)» размещена в разделах
Окружающая ребенка действительность - предметы обихода, люди, животные, картины, игрушки, природа - предоставляет богатый материал, который должен быть использован для расширения детских восприятий и обогащения речи. Знакомство с окружающим - одно из средств развития словаря у детей старшего дошкольного возраста. В программах детского сада не дается указаний относительно объема лексики, лишь в качестве примеров приводятся некоторые слова. Отсутствие определенного словаря, подлежащего усвоению детьми, приводит к эпизодичности и стихийности словарной работы, ее планирования и проведения.
В связи с этим актуально выявление особенностей развития словаря детей дошкольного возраста; разработка и экспериментальная апробация комплексной системы разнообразных форм и методов обогащения словаря детей 5-6лет в процессе ознакомления с окружающим миром.
Цель: способствовать развитию связной речи детей посредством обогащения, активизации и уточнения словаря детей.
Задачи:
- обогащать словарь детей тематическими группами слов на основе расширения представлений об окружающей действительности;
- закреплять представления об обобщающих понятиях;
- развивать представления о смысловой стороне слова: работа над правильным пониманием значений многозначности слова; раскрытие семантических отношений (ознакомление с синонимами и антонимами разных частей речи существительных, прилагательных, глаголов, наречий);
- способствовать активизации словаря дошкольников.
Продолжительность проекта : сентябрь – декабрь 2013года.
Участники проекта : воспитанники 2 старшей группы МБ ДОУ № 10 «Звездочка», воспитатели.
Список литературы:
1. Алябьева Е. А. От слова к диалогу. Дидактические материалы по развитию речи детей 5 – 7 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2013. – 128 с.
2. Арефьева Л. Н. Лексические темы по развитию речи детей 4—8 лет : Методическое пособие. — М. : ТЦ Сфера, 2008. — 128 с
3. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. – М. : Мозаика-Синтез, 1999.-270 с.
4. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. сада. – 2 е изд., дораб. – М. : Просвещение, 1991. – 160 с.
5. Бородич А. М. Методика развития речи детей : Учеб. Пособие для студентов пед. инст. – М. : Просвещение, 1981. – 255 с.
6. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. – М. : Просвещение, 1984. – 175 с.
7. Громова О. Е. Методика формирования начального детского лексикона. - М. : Сфера, 2003. – 176 с.
8. Тихеева Е. И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф. А. Сохина. - М. : Просвещение, 2005. - 159 с.
9. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста : Учеб---метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с.
Этапы проекта.
1. Подготовительный этап:
- постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;– подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т. п.);
- подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы;
- организация развивающей среды в группе.
2. Основной этап.
Реализация намеченной цели была спланирована по следующим направлениям:
1. Обогащение словаря на интегрированных занятиях в рамках НОД.
2. Обогащение и активизация словаря в дидактических играх и упражнениях.
План словарной работы.
Дата. Тема недели. Практическое употребление.
Сентябрь
1 неделя – День знаний.
2 неделя – Давайте познакомимся.
3 неделя – Детский сад.
4 неделя – Мои воспитатели. - Категория одушевленности имен существительных: обучение постановке вопросов: Кто это? Что это?
- Слова – действия. (Что делает)
- Слова – признаки. (Какой, какая, какие)
- Подбор однородных прилагательных к существительному.
Октябрь 1 неделя – Мир осенней природы.
2–3неделя – Мир растений (овощи, фрукты, злаки).
4 неделя – Мир животных (домашние животные и их детеныши).
1. Образование:
-существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- прилагательных относительно названия фруктов, овощей, деревьев (яблочный, морковный, дубовый);
- глаголов с оттенками значений (переливать, выливать, подливать, кроить, перекраивать, выкраивать и т. д.);
- сложных слов (хлебороб, садовод, листопад);
- употребление слов с эмоционально-оттеночным значением;
- образование существительных от глаголов;
2. объяснение переносного значения слов: осень золотая, золотой ковер, золотые листья.
3. Подбор слов-антонимов (большой и маленький)
4. Усвоение простых случаев переносного значения слов.
5. Введение в речь слов, обозначающих моральные качества людей, оценку их поступков, оттенки значений.
Ноябрь 1 неделя–Мир животных (дикие животные и их детеныши).
2 неделя – Мир птиц.
3 – 4 неделя – Осенние праздники: «День матери». 1. Закрепление знаний детей о различных свойствах предметов.
2. Образование сравнительной степени прилагательных.
3. Усвоение простых случаев переносного значения слов (вьюга злится, ветер бушует, воет, лес уснул).
4. Многозначность слов: снег идет, человек идет, поезд идет, часы идут.
5. Образование сложных слов (снегопад, родственных (снег, снеговик, снежинка, снежок).
6. Подбор однородных определений; усвоение слов с противоположным значением
7. Образование прилагательного типа: одно-двух-этажный, многоэтажный.
Декабрь 1 неделя – Мир сказок.
2–4 неделя– Новогодний праздник. 1. Подбор однородных определений, дополнений, сказуемых
2. Самостоятельная постановка вопросов; закрепление слов – антонимов.
3. Образование сравнительной степени прилагательных (шире, уже, грязнее, светлее, чище).
3. Заключительный этап.
- анализ результатов проекта.
Результатом проекта является :
-картотека наблюдений на прогулке с заданиями по обогащению и активизации словаря детей;
- картотека игр и загадок многозначных слов;
- конспекты занятий;
- словарная работа по лексическим темам.
Заключение.
Успешное речевое развитие напрямую зависит от чувственного восприятия ребенком окружающего мира и от его предметной деятельности. Дошкольник самостоятельно познает мир, многообразие его предметов и явлений, делая на этом пути удивительные открытия. Он воспринимает действительность - разноцветную, звучащую, по-разному пахнущую, различную по форме, размеру, вкусу, восприятию на ощупь. Так ребенок получает первые впечатления, делает первые наблюдения и первые выводы.
Процесс количественного накопления слов детьми осуществляется с опорой на активное познание ими окружающего мира, совершаясь в игровой, трудовой, познавательной, бытовой деятельности детей. Чтобы словарь дошкольника планомерно пополнялся, уточнялся и развивался, необходимо знакомить ребенка с новыми предметами и явлениями, с их наименованиями.