Елена Низова
НОД по речевому развитию с детьми ОНР «Снежный колобок» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Связная речь: формировать уметь передавать художественный текст связно, последовательно, выразительно, без помощи вопросов воспитателя;
Словарь и грамматика: уметь подбирать подходящие по смыслу определения (активизация прилагательных, новые однокоренные слова, употреблять формы множественного числа родительного падежа существительных;
Звуковая культура речи: знать и уметь выделять гласные и согласные звуки (начало, конец, середина слов, придумывать слова на заданный звук (с-ш, и четко произносить их, понимать части слова-слоги, уметь делить слова на слоги.
Публикация «НОД по речевому развитию с детьми ОНР „Снежный колобок“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- «Колобок». Все материалы по сказке
- «Колобок». Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2015
Коррекционно-развивающие :
• развивать речевую активность, уметь выслушивать товарищей, вступать в диалог, дополнять и оценивать ответ, делать выводы;
• развивать речевой слух, фонематическое восприятие;
• развивать умение запоминать текст, быть внимательным; координацию речи с движением;
Коррекционно-воспитательные:
• Воспитывать отзывчивость, умение сопереживать, быть доброжелательным.
Средства: конверт, письмо, картинка с изображением «зима», флажки разного цвета (красный, синий, зеленый) на каждого ребенка, мяч, листочки и карандаши.
Словарь: снег, снежинка, снеговик, Снегурочка, снежная баба, угольки, вьюжная, морозная, снежная, пушистый, румяные, довольные, смеющиеся).
Способы: сюрпризный момент, проблемная ситуация, загадывание загадок, чтение стихотворения, вопросы-ответы, словесные игры, выразительное чтение рассказа педагогом, пересказ рассказа детьми (начало, середина, конец, физминутка, вывод (предложение-эксперимент для малышей, похвала, рефлексия.
Предварительная работа: составление рассказов с опорой на карты-схемы, отадывание загадок про птиц, словесные игры «Подбери по смыслу», «Разные слова», «Придумай слово с заданным звуком», «Раздели слово на слоги», «Один-много», работа со звуковыми символами, наблюдение на прогулке за погодой, снегом и птицами, опыт «Таяние снега», разучивание упражнения «Снеговик».
Рассказ Н. Калининой «Про снежный колобок».
Гуляли ребята во дворе. Лепили из снега бабу. Алеша слепил снежный колобок. Нашел угольки – сделал глаза; нашел палочки - сделал рот и нос. Поиграли ребята, погуляли и пошли опять в детский сад. Жалко Алеше оставлять на дворе колобок. Взял он его и положил в карман.
Пришел в детский сад, повесил свою шубу в шкафчик, а в кармане шубы остался лежать снежный колобок. Пообедали ребята, после обеда спать легли. А когда проснулись, вспомнил Алеша про свой колобок. Побежал с ребятами к шкафчику, а около шкафчика – лужа. Что такое? Открыли дверку, посмотрели, а из кармана – кап, кап, кап, кап – вода капает.
Поглядел Алеша в карман, а там нет колобка. Лежат в мокром кармашке два уголька и две палочки. А колобок где? Как вы думаете?
Действия педагога Действия детей
Вводная часть. Организационный момент, мотивация к деятельности.
Педагог:- Ребята, нам пришло письмо из детского сада «Ягодка». Написали нам дети младшей группы с просьбой помочь им. С ними произошла невероятная история, у них пропал снежный колобок. Может мы поможем им узнать, что же случилось у них в детском саду!
Ребята, прежде чем открыть конверт, нам нужно отгадать загадку. «Беленький, пушистый в воздухе кружится и на землю тихо падает ложится». Какие слова вам помогли отгадать, что это снег? Какой еще бывает снег?
Вот видите какие красивые выражения вы придумали про снег. Ребята, а к слову снег можно придумать разные слова? – Из чего состоит снег? Это первое слово, которое мы придумали к слову снег. (снег-снежинки)Из снега можно слепить….(снег-снеговик) А какая у нас зима? (снег-снежная).
Так дети придумывают однокоренные слова.
-Молодцы, ребята! – Ну, что будем читать письмо? Садитесь на стульчики.
- Да!
- Это снег.
-беленький снег, пушистый, падает, ложится…
- легкий, липкий, холодный, серебристый, сырой, сухой, скрипучий, хрустящий….
-Да.
Снег состоит из снежинок.
-Снеговика, снежную бабу.
- снежная
-Дети усаживаются на стульчики.
Основная часть
Чтение письма. –«Дорогие, ребята, вам пишут дети младшей группы. С нами произошла удивительная история. После прогулки в нашей группе пропал колобок, сделанный из снега. Помогите нам пожалуйста отыскать его.
-Ребята, а прежде, чем помочь малышам, вы послушайте, пожалуйста, рассказ Н. Калининой «Про снежный колобок».
Вопросы к рассказу: (придумывание по смыслу определений – прилагательных)
-Ребята, как вы думаете, где колобок? (зачитать отрывок).
-Куда ходили дети?
В какое время года они вышли на прогулку?
Какие красивые слова вы знаете про зиму? Какой вы представляете зиму? Зима какая?
- Что они делали на прогулке?
- В детский сад дети вернулись в хорошем настроении. А как можно сказать по другому, какие они были?
-Затем дети пообедали, легли спать, а когда проснулись и подошли к окну, то увидели, что погода испортилась. Какое у них стало настроение?
Ребята, о чем же говорится в рассказе? Что с ним случилось? Почему (делают выводы?
Игра «Придумай слово с заданным звуком»
-С какого звука начинается слово колобок (к, а каким заканчивается? (к) Ребята, а звук (К, он гласный или согласный?
- Ребята, придумайте слова, где встречается звук (к) в начале слова.
-Ребята, в слове колобок сколько частей? Игра «Раздели слово на слоги».
-Какая часть первая? (ко, какая вторая (ло, третья (бок, ко-ло-бок. Слова состоят из частей, эти части называются слогами. Давайте прохлопаем каждый слог с помощью ладошек и проговорим его. Предлагаются еше несколько слов (зима, снег, ком).
-Ребята, а сейчас, я предлагаю вам найти в словах звук (с, потом (ш). Игра «Найди звук в слове».
Если звук (ш) есть в слове, то хлопаем в ладоши, а если нет звука (ш, то топаем ногами. Будьте внимательны. (Алеша, шуба, шапка, кармашек, снежинка….)
Физкультминутка «Снеговик»
Давай дружок, смелей дружок…. Кати по снегу свой снежок,
Он превратился в толстый ком И станет ком снеговиком Его улыбка так светла!
Два глаза, шляпа, нос, метла
Но солнце припечет слегка, Увы и нет снеговика!
Чтение рассказа еще раз, с нацеливанием детей на запоминание содержания текста.
-Ребята, давайте попробуем пересказать наш рассказ. Он длинный, поэтому кто-то начнет пересказ, а кто-то закончит (вызвать троих детей).
-Ребята, как вы думаете почему ребята так построились?
Выслушиваются два пересказа. Затем проводится сравнительная оценка ответов, в которой принимает участие вся группа.
Молодцы, ребята, а сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Один-много». К нам на прогулку прилетает много разных гостей. Кто это? Как называются птицы, которые не боятся морозов?Я буду загадывать загадки про птиц, а вы будете угадывать их. Тот кто угадает, должен поймать мяч и назвать название птицы так, если бы к нам прилетела не одна угаданная птица, а целая стая. Например: сорока - одна птица, много …. сорок.
Загадывание небольших загадок в игре «Один-много»
Молодцы, ребята, а что же мы напишем нашим малышам? Как же им найти снежный колобок?
Я вам предлагаю дома нарисовать рисунки для малышей. Нарисуйте пожалуйста так, чтобы ребята больше не искали снежный колобок, покажите в рисунке, что он растаял. А после того как вы принесете рисунки, мы напишем малышам письмо о том, что нужно провести опыт о таянии снега. Тогда все ребята поймут правила обращения со снежными фигурами. Нарисуем рисунки для наших малышей?
Дети слушают.
-он растаял
- на прогулку
- зимой
- снежная, вьюжная, морозная, холодная….
-играли, лепили снежную бабу…
- веселые, радостные, довольные, румяные, смеющиеся…
- плохое, не радостное, не веселое
-о снежном колобке
- он растаял в кармане Алешиной шубы.
-потому, что на улице морозно, а в детском саду тепло. Снег превратился в воду, лужицу.
- дети различают, выделяют звуки и объясняют правильность ответа, пользуясь флажками определенного цвета).
-придумывают (колобок, карман….)
Дети делят слово на слоги, прохлопывая и проговаривая каждый слог в слове.
Дети дифференцируют звуки.
-Выполняют движения в соответствии с текстом.
-дети слушают рассказ
Выходят 3 детей
Егор начнет первый пересказывать рассказ, Настя, продолжит, а Саша закончит.
-дети оценивают пересказ детей.
-птицы
-зимующие птицы.
Дети отгадывают и употребляют название птиц в форме множественного числа родительного падежа.
Дети предлагают свои советы (слепить колобок из снега еще раз, больше не приносить снег в теплое место, провести опыт со снегом….)
Дети соглашаются.
Заключительная часть (рефлексия)
-Ребята, вы сегодня очень хорошо занимались, играли, отвечали на вопросы, придумывали много разных слов, запомнили рассказ «Про снежный колобок». Теперь вы можете рассказать его дома своей семье. Ребята, скажите, о чем мы говорили сегодня на нашем занятии? Что мы делали? Что вам понравилось сегодня больше всего?
-Дети вспоминают самые интересные моменты деятельности и рассказывают.