Ольга Михайловна Петрова
Проект по речевому развитию детей «По дорогам сказок» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Создать условия для развития познавательно-речевых способностей у детей дошкольного возраста с использованием сказок и мнемотехники.
Задачи:
Обучающие:
-Создать условия для увеличения круга знаний детей об окружающем мире.
- Упражнять в умении драматизировать небольшие сказки.
- Создать условия для развития умений запоминать и пересказывать небольшие произведения с помощью приёмов мнемотехники.
Развивающие :
Темочки:
- Проекты, проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сказки. Проекты
- Средняя группа
- Темочки
- Продолжать развивать артикуляционный аппарат, совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний, интонационную выразительность речи.
- Развивать навыки самостоятельности для преодоления у детей робости, застенчивости, неуверенности.
- Продолжать работу по формированию интереса к сказкам.
Воспитательные:
-Воспитывать культуру речи, обогащать и расширять словарный запас детей.
В работе с родителями:
- Повышение компетентности родителей по вопросам познавательно-речевого развития детей среднего дошкольного возраста.
- Активное включение родителей в образовательный процесс.
- Показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта.
Участники проекта : Дети средней группы, воспитатели, родители.
Срок реализации: краткосрочный
Вид проекта : групповой, краткосрочный
Ожидаемый результат:
• повысится интерес детей к познавательной деятельности, они охотно включаются в образовательный процесс;
• повысится: точность, связность и выразительность речи;
• развиваются творческие способности;
• повысится творческая активность детей : они с удовольствием будут участвовать в драматизации сказок;
• родители активно включатся в образовательную деятельность группы, будут интересоваться развивающими технологиями работы с детьми дошкольного возраста.
• Мнемотехника развивает не только связную речь, но и способствует психологическому раскрепощению ребенка, устраняет боязнь высказывания, вырабатывает смелость и уверенность в собственных силах.
Актуальность темы:
Говорить путано умеет всякий,
говорить ясно немногие.
Галилео Галицей.
Правильно говорить в наше время могут не многие. Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Весь дошкольный возраст - это время энергичного развития речи, где ребёнок, увлечённый привлекательным замыслом, как бы не замечает того, что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, через которые он познаёт не только окружающий мир, но и самого себя, своё место в этом мире, накапливает знания, осваивает язык, общается. Каждого ребёнка в детском саду необходимо научить правильно, излагать свои мысли. Речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной.
Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом навёрстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве является основным условием нормального развития и в дальнейшем его успешного обучения в школе.
В практике своей работе я использую различные методы и приёмы развития речи. Это и художественное слово, вопросы, беседа, рассказ, повторное чтение с договариваем, дидактические игры и др. Но всего перечисленного было недостаточно, чтобы решить проблему. Изучив литературу, я пришла к выводу, что помочь мне в решении проблемы развития связной речи может сказка и мнемотехника.
Использование приёмов мнемотехники и постановка сказочных инсценировок это то, что поможет ребёнку быть более общительным, расширится его словарный запас, ребенок научится связно говорить, рассказывать, выражать свои мысли.
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
Этапы реализации проекта :
1. Подготовительный этап:
1. Разработка плана педагогами (подбор дидактических, подвижных, театральных игр)
2. Обогащение предметно – развивающей среды
3. Подбор художественной литературы
4. Выбор основных мероприятий
2. Основной этап:
1. Подготовка необходимого оборудования.
2. Реализация плана мероприятий
3. Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений
4. Составление консультаций, памяток, рекомендаций.
3. Заключительный этап:
Совместные мероприятия с родителями и детьми: Показ детьми для родителей инсценированной сказки «Теремок на новый лад", «Как звери весну искали»
Реализация проекта :
В ходе и реализации проектной деятельности использованы следующие формы:
Дидактические игры:
Цель: создать условия для расширения словарного запаса детей с помощью игр : «Узнай по описанию», «Что изменилось», «Угадай животное», «Какой, какая, какое», «Подбери другое слово», «Кто где живет», «Подскажи словечко», «Горячий – холодный», «Из чего сделано», «Кто кем был, «Чья голова?», «Один – много», «Хорошо – плохо», «Далеко – близко», «Назови ласково»,
Подвижные игры (со словами) :
Цель: способствовать развитию фонематического восприятия, активизировать словарный запас.
«У медведя во бору», «По ровненькой дорожке», «Мы - веселые ребята», «Море волнуется», «Птички в гнёздышках», «День – ночь», «Кошка и мыши», «Пастух и стадо» и другие.
Театрализованные игры с использованием мнемотехники
Цель: создать условие для развития умения пересказать сказку по таблице (с помощью взрослого)
1. Рассказывание русской народной сказки «Теремок». (работа по схеме)
Чтение и пересказывание русской народной сказки «Три медведя». (работа по схеме)
Чтение и пересказывание русской народной сказки «Колобок». (работа по схеме)
Чтение и пересказывание русской народной сказки «Маша и медведь». (работа по схеме)
2. Использование мнемотаблиц для обогащения знаний об окружающем мире, заучивание стихов (используя схемы)
«Дикие животные»
«Космос»
«Откуда хлеб пришел»
Работа с родителями:
Консультации: «Сказка в жизни ребенка», «Использование мнемотехники в развитии связной речи детей»
- Вовлечение родителей к изготовлению и приобретению разных видов театров (вязаные головки для пальчикового театра, герои сказок на конусах, рисование героев сказок для плоскостного театра и театра на фланелеграфе) и
Заключительный этап:
Инсценирование детьми сказок :
«Теремок на новый лад»
«Как звери весну искали»
Вывод: Проделав данную работу, можно сделать вывод, что реализация разработанной методики мнемотехники и постановки сказочных инсценировок в практической работе с детьми, приводит к положительным сдвигам в речевом и общем умственном развитии детей. У детей формируется высокая культура речи, повышается точность, связность и выразительность речи. Ребенок начинает уместно употреблять средства художественной выразительности в собственной речи. Вместе с тем, уточнения средств формирования и выражения мысли становится важным стимулом развития высших речевых форм его мышления. Замена текста символами является эффективным средством развития у детей творческих способностей, умения обобщать полученную информацию, связно и образно говорить. Сказка и мнемотехника развивает не только связную речь, но и способствует психологическому раскрепощению ребенка, устраняет боязнь высказывания, вырабатывает смелость и уверенность в собственных силах.
В дальнейшем планирую продолжить использование этих приёмов в работе над развитием связной речи, при этом расширяя их диапазон собственными наработками.
Литература.
1. Антипина Е. А. «Театрализованная деятельность в детском саду: игры, упражнения, сценарии» М. : ТЦ Сфера, 2003.
2. Большёва Т. В. Учимся по сказке изд. «Детство – ПРЕСС», 2001.
3. Дошкольное воспитание Обучение творческому рассказыванию 2-4/1991.
4. Доронова Т. Н. «Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет : Метод. пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения.»-2-е изд. -М. : Просвещение, 2005.
5. Поддьякова Н. Н., Сохин Ф. А. Умственное воспитание детей дошкольного возраста – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 1998.
6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологиию - СПб, 2000 г.
7. Смольникова Н. Г., Смирнова Е. А. Методика выявления особенностей развития связной речи у дошкольников.
8. Ткаченко Т. А. Формирование и развитие связной речи ООО «Издатель-ство ГНОМ и Д», 2001.
9. Ушакова О. С., Сохин Ф. А. Занятия по развитию речи в детском саду М. : Просвещение, 1993.
10. Фомичёва Г. А. Методика развития речи детей дошкольного возраста уч. пособие 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 1984.