Виктория Грищенко
Проект по развитию связной речи детей старшей группы «Составление описательных рассказов»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Составление описательных рассказов».
Автор: воспитатель МДОАУ д/с №31 (корпус №3) Грищенко Виктория Сергеевна
Актуальность темы.
Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая проблема воспитания. В настоящее время нет необходимости доказывать, что развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом.
Публикация «Проект по развитию связной речи детей старшей группы „Составление описательных рассказов“» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Темочки
Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития - мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие связной речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимальный период развития.
Основные задачи развития речи - воспитание культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи - решаются на протяжении всего дошкольного детства, на каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение содержания речевой работы, меняются и методы обучения. У каждой из перечисленных задач есть целый круг проблем, который необходимо решать параллельно и своевременно.
В дошкольном детстве ребенок овладевает, прежде всего, диалогической речью, которая имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи, но неприемлемых в построении монолога, который строился по законам литературного языка. Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделенных по функционально-смысловому типу на описание, повествование, рассуждение. Формирование связности речи, развитие умений содержательно и логично строить высказывание является одной из главных задач речевого воспитания дошкольника.
Таким образом, актуальность темы определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка-дошкольника. Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной. Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи — это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.
Цель проекта : обучение составлению описательных рассказов с использованием мнемотаблицы и без нее.
Задачи проекта :
1. Учить детей составлять небольшой описательный рассказ с опорой на мнемотаблицы, используя свои знания о внешнем виде и жизни животных, птиц, людей и т. д.
2. Учить подбирать наиболее точные определения при описании внешнего вида объекта живой и неживой природы с опорой на схему.
3. Учить самостоятельно начинать и завершать рассказ.
4. Учить ребенка точно, лаконично и образно описывать предметы, явления.
5. Учить придумывать рассказ по предложенной схеме, не отступая от темы, не повторяя сюжетов товарищей.
6. Учить составлять рассказ без мнемотаблицы.
7. Учить составлять рассказ без опоры на наглядность.
Ожидаемый результат: Проведение промежуточной диагностики, улучшение показателя диагностики в развитии связной речи детей.
Проект рассчитан на старший дошкольный возраст. Предлагает активное участие родителей, детей.
Продолжительность: долгосрочный
Место реализации: группа, музыкальный зал, семья.
Развитие речи дошкольников.
В обучении детей рассказыванию большое значение имеет подбор интересных, ярких предметов, игрушек, картин. Ребенок должен заинтересоваться темой. С детьми необходимо заниматься большой работой по развитию словаря, выразительности речи. Для этого используются различные игры и упражнения. От правильного понимания слов дети переходят к осознанному составлению связных высказываний разных типов — повествованию, описанию, рассуждению.
В играх одновременно решаются разные задачи, которые тесно переплетаются между собой: подбор определений, закрепление правил согласования слов в роде, числе, падеже, определение значения слова или подбор синонимов (слов, близких по смыслу) и антонимов (слов, противоположных по смыслу). Если слово имеет много значений (явление полисемии, то игры заставляют ребенка подумать над разными значениями одного и того же слова (игла швейная, ежиная, сосновая, медицинская и. т. п.).
Таким образом, если ребенок будет осознавать значение слова и одновременно видеть возможности сочетаемости этого слова с другими, изменение слова, его грамматические формы, языковые (лингвистические, способности ребенка будут развиваться успешнее.
Развивающая среда в группе ДОУ
Подлинно творческое развитие ребенка дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях обогощенной предметно – развивающей среды, которая обеспечивает единство социальных и природных средств, разноообразную деятельность и обогащение речевого опыта ребенка.
Развивающая среда – естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. Речевая развивающая среда – не только предметное окружение. Важно, чтобы она была особым образом организована для наиболее эффективного влияния на развитие разных сторон речи каждого ребенка.
Правильная организация речевой развивающей среды дает возможность для эффективного воспитательного воздействия, направленного на формирование активного позновательного отношения не только к окружающему миру, но и к системе родного языка, формируя тем самым элементарное осознание явлений родного языка и речи.
Поэтому организация речевой развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении стала важнейшим направлением повышения качества работы по развитию речи детей дошкольного возраста. Речевая развивающая среда дошкольного образовательного учреждения раскрывается как фактор, сдерживающий или, наоборот, активизирующий процесс речевого развития ребенка.
Роль взрослого: фильтрация вредных воздействий речевой среды на маленького ребенка, организация воздействия собственной речи на становление разных сторон речи дошкольника.
Составляющие речевой развивающей среды в ДОУ :
- речь педагога дошкольного образовательного учреждения;
- методы и приемы руководства развитием разных сторон речи детей дошкольного возраста;
- специальное оборудование для каждой возрастной группы.
Грамотная речь педагога, которая имеет обучающую и воспитывающую направленность; главное – качество ее языкового содержания.
Качество речи педагога :
- правильность (соответствие речи языковым нормам,
- точность (соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе,
- логичность (смысловые связи компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли,
- чистота (отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку,
- выразительность (особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания,
- богатство (умение использовать все языковые единицы с целью оптимального вражения информации,
- уместность (употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения).
Этапы проведения проекта :
1 – подготовительный:
* Составление картотек загадок, поговорок.
* Подбор народных пословиц.
* Подборка стихов.
* Подборка книг.
* Изготовление атрибутов для театрализации сказок.