Светлана Баркова
Проект по развитию речи детей средней группы через дидактические игры
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Развитие речи дошкольников средней группы через дидактические игры.
Вид проекта : интегративный, коммуникационный.
Продолжительность: долгосрочный (сентябрь 2015г. -май 2016г.)
Участники проекта : дети, педагоги, родители.
Цель: Повысить уровень развития речи детей через дидактические игры.
Публикация «Проект по развитию речи детей средней группы через дидактические игры» размещена в разделах
Гипотеза. Если целенаправленно развивать культуру речи детей, включая в дидактические игры задания на развитие речи, то это значительно повысит коммуникативные способности детей среднего возраста.
Актуальность К началу дошкольного возраста у детей намечается переход от диалогической речи к различным формам монологической. Это очень длительный и трудоемкий процесс, требующий специального речевого воспитания. Диалогическая речь непроизвольна, она мало организованна. Огромную роль здесь играют привычные реплики и привычные сочетания слов.
Монологическая речь - это организованный и развернутый вид речи. Этот вид речи более произволен, говорящий должен обдумать содержание высказывания и выбрать подходящую языковую форму (описание, повествование, рассуждение). Именно с помощью дидактических игр можно развить данный компонент речи.
Задачи:
1. Обеспечить количественное накопление слов, необходимых для содержательного общения;
2. Активизировать словарь, т. е. не только знание слов, но и введение их в практику общения;
3. Обеспечить овладение значением слов на основе их точного соотнесения к объектам окружающего мира, их особенностям и отношениям;
4. Способствовать освоению обобщающего значения слова на основе выделения существенных признаков предметов и явлений;
5. Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре.
Интеграция образовательных областей
Образовательная область «Коммуникация»
• развитие свободного общения между детьми в процессе совместной деятельности;
• развитие лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи через заучивание стишков, потешек, подражание звукам природы;
• формирование связной речи – диалогической и монологической форм через загадки, обсуждение хода игры и объяснение своих действий;
• практическое овладение нормами речи.
Образовательная область «Социализация»
• развитие игровой деятельности;
• формировать умение оценивать работу товарища;
• приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками через игру.
Образовательная область «Чтение художественной литературы»
• приобщать к словесному искусству через стихи и сказки;
• развивать литературную речь.
Образовательная область «Здоровье»
• развивать координацию речи с движением;
• формировать речевой выдох;
• развивать мелкую моторику рук.
Образовательная область «Познание»
• сенсорное развитие через выполнение игровых заданий с предметами;
• совершенствовать умение составлять рассказ по ходу действия с предметом;
• формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Этапы проекта :
1. Этап проектирования : изучение литературы, систематизация и отбор материала, создание предметно-развивающей среды, подбор и классификация дидактических игр.
2. Практический этап:
• введение в непосредственно образовательную деятельность детей дидактических игр по теме и по направлениям развития речи,
• консультация с родителями,
• создание дидактического материала совместно с детьми на НОД по художественному творчеству.
1. Заключительный этап:
• Сравнительно-диагностический анализ развития коммуникативных способностей,
• Заполнение карт наблюдения.
Основные направления деятельности: постепенный переход ребенка от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трех-пяти сверстников; от накопления слов к соотношению их с объектами и введению их в практику общения. Обучение сюжетно-ролевой игре через дидактическую.
Материалы и оборудование: учебно-методические комплекты, аудио диски, игрушки и предметы по теме игры, картинки, художественная литература.
Формы организации совместной деятельности
1. Звуковая культура речи (октябрь-ноябрь)
• «Кто дольше». Подражание звукам: «у-у-у-у», «о-о-о-о», «и-и-и» и т. п. ;
• «Позови цыпленка». Учить детей правильно и чётко произносить звук «Ц» словах и слогах;
• «Капитаны». Развитие умения сочетать произнесение звука с началом выдоха, чередование длительного, плавного и сильного выдоха; развитие умения длительно произносить звук «Ф» на одном выдохе и многократно произносить звук «П» на одном выдохе. Активизация мышц губ.
• «Пузырь». Развитие речевого дыхания и звукового аппарата.
• «Отгадай и назови». Упражнять в произношении определённых звуков в словах, учить отчётливо выговаривать слова с этими звуками.
• «Курочка-рябушечка» : Ход игры :
Воспитатель читает потешку «Курочка - рябушечка» :
-Курочка – рябушечка, куда ты пошла?
-На речку.
-Курочка – рябушечка, зачем ты пошла на речку?
-За водичкой.
-Курочка – рябушечка, зачем тебе водичка?
-Цыпляток поить.
-Курочка – рябушечка, как цыплятки просят пить?
-Пи – пи – пи – пи - пи!
Воспитатель раскладывает на столе перед ребенком курочек больших и маленьких. Курочки в разноцветных косыночках. Ребенку предлагается подобрать ведерки по цвету (ориентируясь на косынки курочек) и величине.
1. Активация словаря (декабрь-февраль)
• «Гардероб для куклы Маши» : дети подбирают одежду для куклы по времени года и назначению (прогулка, сон, праздник). (Активизировать словарь по теме одежда).
• «Что лежит в лукошке?» : карточки с изображением грибов, ягод, веточек деревьев, фруктов лежат в лукошки. Дети достают по одной карточке, называют что изображено и где растет. (Закрепить названия фруктов, ягод, деревьев и грибов, уточнить их названия).
• «Найди все круглое» : две корзины, одна наполнена предметами. Дети перекладывают в пустую корзину предметы, имеющие круглую форму. Называют каждый предмет. (Дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предмета по форме).
• Домино «Полезные машины» : сюжетные картинки с различными автомобилями. Объяснения детей о их назначении. (Закреплять знания детей о разных машинах, помогающих людям; правильно их называть и подбирать парные изображения: легковая машина, грузовик, самосвал, бульдозер, подъёмный кран, поливальная машина, трактор, комбайн и другие знакомые машины).
• «Чудесный мешочек» : на ощупь угадывают предметы, спрятанные в мешке, называют их, вынимают, называют цвет и форму. (Воспитанники изучают свойства и признаки предметов, развивают сенсорное восприятие).
• «Кто что ест?» : карточки с домашними животными и с изображением корма, дети пдбирают одно к другому. (Уточнить представление детей о том, какое животное, что ест (мышка грызёт корочку сыра, собака – косточку и т. д.); активизировать в речи детей глаголы лакать, грызть, есть. Уточнить представления детей о том, чем питаются животные и птицы, которых они знают; активизировать в речи детей слова : зерно – зёрнышки, капуста, корочка.).
• Игры с Куклой : «Искупаем куклу Марину», «Накормим куклу Марину», «Положим спать Куклу Марину», «Оденем на прогулку куклу Марину», «День рождения куклы Марины». Игры с куклой являются эффективным методом обучения детей самостоятельным творческим сюжетно-ролевым играм. Дети сами называют и приносят нужные вещи, необходимые по теме игры, развивают сюжет, комментируют, поют песни. (В играх с куклами у детей формируются культурно – гигиенические навыки и нравственные качества - заботливое отношение к партнеру по игре-кукле, которое переносится затем и на своих сверстников. Активация словаря по теме).
• «Варежки» : две коробки. В одной варежки разных цветов, в другой клубки ниток таких же цветов. Дети подбирают пару варежек одинакового цвета и находят такого же цвета клубок. (Решают задачу на сравнение и сходство по цветовому признаку и форме. Закрепление названия цветов).
• «Что делает зайчик» : сидит за столом на стульчике с тарелкой (кушает); лежит в кроватке (спит); сидит с игрушками (играет) т. д. (Активизация словаря. Определяют действие, соотносят с предметами);
• «Времена года» (лото) : четыре больших картинки с временами года, на них дети раскладывают маленькие картинки с изображением предметов, действий и явлений природы, характерными для данного времени года (снеговик, дождь, купание в речки, коньки, желтые листья, резиновые сапоги, сандалии, панамка, грядки и т. п.). (Обогащение представлений о мире, явлениях природы, пополнение словарного запаса).
• «Найди пару» : картинки с изображением разных предметов. Нужно найти две одинаковые (куклы, мячи, цветы, стулья и т. п.). (Определение предметов по признакам, форме, цвету);
• Составление разрезных картинок. (Развивает логическое мышление, умение из отдельных частей составлять целый предмет).
• «Домашние животные» : нахождение картинок с изображением домашних животных. (Изучение животного мира, соотношение названий с картинкой).
1. Развитие связанной речи (март-май)
• «Один-много» : найти и назвать на картинке предметы, которых по одному и которых много. (Научить образовывать существительные множественного числа.).
• «Ласковые слова» : Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
• «Разговор по телефону» : в качестве телефона могут выступать кубики, маленькие блокнотики, расчески, детали от конструктора. Дети по очереди звонят друг другу, здороваются, задают вопросы, отвечают, строят короткий диалог. (активизация словаря. Развивают диалогическую речь);
• «Магазин» : два ребенка продавца, остальные покупатели. Покупая что-то нужно добавлять слова «много» или «мало» (один банан, много конфет, одно яблоко, много картошки и т. п.). (Формирование числовых представлений и правильного употребления числительных);
• «Кошкин дом» : Активизировать словарь по теме «Дом», развить понимание предлогов в, на, из, под.
• «Что деревянное, что резиновое?» : предлагается разобрать корзину с игрушками по коробкам, в одну деревянные, в другую резиновые. (Определяют и объединяют предметы по качеству. Правильное употребление прилагательных).
• «Далеко-близко» : определить, проговорить где «близко», где «далеко». Дается коробка с красными и синими кубиками. Синие нужно отнести далеко, красные положить близко. (Расположение предметов в пространстве по цвету. Активация словаря по теме).
• «День рождения куклы Алёны» : описать во что нужно одеть куклу к празднику, что будет на столе, кто придет в гости и что подарит. (Развитие связанной речи).
• «Новая кукла» : описать куклу, рассказать чем она отличается от остальных игрушек (Воспитание доброжелательности, внимательного, заботливого отношения к новой игрушке; развитие связной речи.).
• «Найди предмет по описанию» : выбрать среди карточек предмет, описание которого произнес воспитатель. (Воспитание произвольного внимания, правильной, связной речи, сообразительности.).
• «Когда это бывает?» : взять карточку с явлением природы и рассказать когда оно бывает и почему. (Закрепление знаний о временах года, развитие связной речи, внимания, выдержки.)
Литература
1. Бондаренко, А. К. «Дидактические игры в детском саду». / А. К. Бондаренко. – М. : Просвещение, 1991. – с. 28.
2. Гербова, В. В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. / В. В. Гербова. – М. Издательство Мозаика-Синтез, 2007. – с. 59.
3. Краузе, Е. Логопедия. – / Е. Краузе. - СПб. : Учитель и ученик, КОРОНА принт, 2002. – с. 164.
4. Микляева, Ю. В. Развитие речи детей в процессе их адаптации к ДОУ.
5. / Ю. В. Микляева. - М. : Айрис-пресс, 2005. – с. 59.
6. Ушакова, О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М., 2004.