Получи документы

План по самообразованию «Сенсорное воспитание детей через дидактические игры»

Татьяна Попикова
План по самообразованию «Сенсорное воспитание детей через дидактические игры»
▼ Скачать + Заказать документы

В средней группе

Тема «Сенсорное воспитание детей через дидактические игры»

«Чувственное восприятие составляет

главную и едва ли не единственную

основу умственной жизни»

Мария Монтессори

В игровой деятельности происходит наиболее интенсивное воспитание всех психических функций, в том числе сенсорное воспитание. Поэтому, необходимо внедрять в воспитательно-образовательный процесс дидактические игры, упражнения для развития восприятия ребенка, основная задача которых ознакомление дошкольников со свойствами предметов, что поможет обеспечить накопление представлений о форме, цвете и величине предметов. Специально подобранные дидактические игры на формирование и развитие сенсорного восприятия детей дошкольного возраста дают существенный толчок развитию дошкольников. Дидактические игры для детей дошкольного возраста должны подбираться по степени возрастающей трудности, что соответствует программе детского сада. Проведя анкетирование родителей, мы узнали, что они признают значимость сенсорного развития, однако результаты показали, что у 10% детей дома нет игр по сенсорике, у 60% есть только мозаика, и только у 30% есть разнообразные дидактические игры по сенсорному воспитанию.

Публикация «План по самообразованию „Сенсорное воспитание детей через дидактические игры“» размещена в разделах

Цель работы:

Формирование сенсорных эталонов и способностей дошкольников через дидактические игры.

Для реализации поставленной цели определены следующие задачи:

Задачи работы:

1. Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно – игровой деятельности через игры с дидактическим материалом;

2. Развивать умение группировать и сравнивать предметы;

3. Формировать умения детей ориентироваться в различных свойствах и признаках предметов;

4. Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить её до завершения, стремиться к получению положительного результата и т. д.

5. Повышать уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников.

Этапы работы:

Изучение литературы, подбор методических материалов.

Разработка перспективного плана.

Оснащение развивающей предметно-пространственной среды.

Практическое воплощение (ННОД, самостоятельная игровая деятельность, деятельность на прогулке).

Подведение итогов.

При отборе и проведении дидактических игр и упражнений для своих воспитанников я руководствовалась следующими требованиями:

Доступность. Доступность игры предполагает обеспечение ребенку возможности принимать в наибольшей степени активное участие в выполнении игровых действий.

Динамичность. Каждая игра — это разворачивающееся во времени действо, которое определяется сменой выполняемых игровых действий. Она увлекает ребенка, если выбирается соответствующий темп выполнения им действий. Этот темп определяет педагог с учетом специфики деятельности каждого ребенка, обеспечивая решение поставленных задач.

Вариативность. Вариативности игр можно достичь за счет внесения изменений в материал, приемы руководства игрой, место проведения игры, количество участников. Внесение изменений хотя бы в один из перечисленных элементов вносит в игру новизну.

Эмоциональность. Любая игра должна доставлять ребенку много радости: как от самого его процесса, так и от результата, к которому приводит выполнение игровых действий.

Связь с жизненным опытом и интересами ребенка. Игра тем понятнее и привлекательнее для ребенка, чем ее содержание ближе к его личному жизненному опыту. В связи с этим содержание предлагаемых игр необходимо строить в опоре на имеющиеся у ребенка знания и опыт деятельности. Таким образом, они будут актуальны, доступны и интересны для ребенка на данный момент.

Готовность педагога к проведению игры образуется совокупностью следующих умений:

-определение места игры в системе воспитательно-образовательной работы;

-четкая постановка задач воспитания и обучения в соответствии с программными требованиями;

-владение методикой проведения игр с детьми.

В работе по сенсорному развитию для детей своей возрастной группы, используются следующие виды дидактических игр :

1. Дидактические игры на формирование представлений о цвете.

2. Дидактические игры на формирование представлений о форме.

3. Дидактические игры на формирование представлений о величине.

4. Игры на применение детьми сенсорных эталонов в конструировании.

5. Дидактические игры и упражнения на слуховое восприятие.

6. Дидактические игры и упражнения на развитие тактильных и вкусовых ощущений.

7. Игры, активизирующие движения, сочетающие с решением умственных задач, которые закрепляют знания детей. Например, в таких играх дети бегают, разыскивая тот домик, к которому прикреплен флажок или ленточка такого же цвета, какая привязана у них к руке.

Работа с детьми по сенсорному воспитанию осуществлялась через следующие формы :

ННОД (рисование, аппликация, лепка, ФЭМП).

В процессе образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию дети закрепляют свойства предметов, характерные признаки, учатся самостоятельно сопоставлять цвет, форму, величину для передачи специфики хорошо знакомых предметов. На игровых сеансах по сенсорному воспитанию каждым заданием предусмотрено решение сенсорных задач при наличии у детей различных умений и навыков. В свою очередь, дети так же приобретают новые знания, умения, которые используются ими в других видах деятельности. Для организации индивидуальной работы и непрерывной непосредственно образовательной деятельности с детьми использовала дидактические игры и материалы, в ходе которых дети знакомились с цветом, его особенностями, развивали зрительное и тактильное восприятие и художественный вкус.

Через дидактическую игру дети знакомились с сенсорными эталонами, со способами обследования предметов. У детей формировала умение точно, полно и расчленено воспринимать свойства предметов, учились анализировать, сравнивать предметы. Мною был разработан перспективный план работы по сенсорному воспитанию, детей в младшей и средней группе, по трем направлениям (работа с детьми, родителями, педагогами). Каждый месяц в работе с детьми я брала дидактические игры на формирование и закрепление признаков предметов по цвету, форме, размеру.

Одной из составляющих сенсорного воспитания дошкольников является ознакомление с природой. Взрослые познают мир умом, маленькие дети-эмоциями. Поэтому очень важно, чтобы игры на прогулке проходили среди ярких построек, цветущих клумб. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. Активно развиваю сенсорные способности на прогулке. Дети выкладывают из природного и бросового материала различные фигуры, рисую цветной водичкой геометрические фигуры, проводят эксперименты со снегом. Чтобы работа была эффективнее, необходимо взаимодействие с родителями. Я использовала следующие формы работы и направления:

Наглядно-информационное направление:

- статьи: «Дидактические игры по сенсорике для детей 2-4 лет», «Развиваем тактильные ощущения», «Развиваем мелкую моторику» и др.

- памятки, буклеты: «Сенсорное воспитание ребенка в семье», «Развитие сенсорных способностей детей дошкольного возраста»

. Информационно-аналитическое направление:

- анкетирование

. Познавательное направление:

- Практикум для родителей «Сенсорные игры для развития речи детей дошкольного возраста»;

- Мастер-класс «Игры, своими руками»;

- Консультация «Сенсорное воспитание дома»;

- ДОД (показ открытого занятия);

- Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.

Работа с педагогами.

Выступление – презентация на педагогическом совете с опытом работы

Выставка методических пособий и дидактических игр по сенсорному воспитанию.

Участие в смотр-выставке профессионального мастерства педагогов «Думай, создавай, играй»

Распространение памяток «Содержание сенсорного уголка в разных возрастных группах», распространение картотеки игр по сенсорному развитию.

В моей группе создан сенсорный уголок, который используется в педагогическом процессе, как в организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной игровой и поисково-экспериментальной деятельности. В моей группе создан сенсорный уголок, который используется в педагогическом процессе, как в организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной игровой и поисково-экспериментальной деятельности детей.

Для развития всех органов чувств в уголке подобран материал, который создала сама природа. В группе собрано много материала на развитие тактильных ощущений. Дети выкладывают узоры по образцу из различных видов круп, шишек, небольших веточек, ракушек, камушков. Составляют композиции из природного материала. Дети знакомятся со свойствами многих материалов, и развивают тактильные и пальцевые ощущения. С помощью сенсорного уголка я помогаю детям взглянуть на окружающую природу с точки зрения тактильного изучения форм и как следствие развитию творческих способностей и проявлений детей.

Итог проделанной работы можно увидеть, если проанализировать полученные результаты мониторинга уровня развития сенсорной культуры у детей с сентября 2013 (вторая младшая группа) по май 2015 года (средняя группа). Диагностика знаний детей второй младшей группы сенсорных эталонов показала, что на сентябрь 2013года детей с высоким уровнем развития всего 11%, с низким 67%. Большинство детей не имели представления о цвете, форме, величине, не умели анализировать, сравнивать, обобщать, обследовать предметы, неохотно играли в дидактические игры, не соблюдали правила. У детей в основном присутствовал низкий уровень развития. После проведения целенаправленной и планомерной работы с детьми, родителями, мне удалось на май 2015 года добиться следующих результатов. Детей с высоким уровнем сенсорного развития 67, 6%, средним уровнем – 32,4%, низкого уровня нет. По результатам мониторинга стало заметно, что при использовании разнообразных дидактических игр, для накапливания сенсорного опыта детей, видно, что дети ориентируются в различных свойствах и признаках предметов, дети увереннее накапливают представления о цвете, форме, величине, проявляя желание действовать вместе с воспитателем, со сверстниками и самостоятельно.

Анализ полученных результатов позволил сделать вывод, что умелый подбор дидактических игр и упражнений их систематическое и целенаправленное использование в работе с детьми способствует формированию сенсорной культуры младших дошкольников по обогащению их сенсорного опыта и совершенствования восприятия ими цвета, формы, величины. Свою работу я построила на основе игры, так как именно в игре развиваются все психические процессы ребёнка.

ЛИТЕРАТУРА

Тихеева Е. И. Воспитатель должен не только любить детей, но и знать их возрастные особенности// Дошкольное воспитание. – 2002. – №10. – С. 90-93.

Венгер Л. А., Мухина В. С. Сенсорное воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 13. – 424 с.

Морозова О., Е. И. Тихеева. Дошкольный возраст: сенсорное развитие и воспитание // Дошкольное воспитание. – 2000. – №5. – С. 87

Азаров Ю. П. Игра в дошкольном возрасте/ А. П. Азаров. – М. : Мысль, 2000. – 48 с.

Арсентьева В. П. Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном детстве: учеб. пособ. / В. П. Арсентьева. – М: ФОРУМ, 2009. – 144 с.

Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. Книга для воспитателей детского сада/ А. К. Бондаренко. – М. : Просвещение, 1991. – 160 с.

Букатов В. М. Педагогические таинства дидактических игр. Учебное пособие/ В. М. Букатов. – Москва: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. – 152 с.

Выготский Л. С. Воспитание высших форм внимания в детском возрасте // Хрестоматия по вниманию / Под ред. А. Н. Леонтьева и др. – М., 2007. – С. 391

Коленцева Н. Г. Методика работы с дидактическими материалами в детском саду/ Н. Г. Коленцева. – Тбилиси: Инта, 2000. – 196 с.

Публикации по теме:

Опыт работы по теме «Познавательное развитие детей дошкольного возраста через сенсорное воспитание» На формирование моего опыта оказали влияние следующие факторы: - изучение методической литературы - изучение опыта коллег - посещение занятий.

Отчет о работе по самообразованию на тему «Сенсорное воспитание и развитие детей через дидактические игры в старшем возрасте» Тема «Продолжать развивать сенсорные способности старших дошкольников через дидактические игры». Цель: создание оптимальных условий для.

План по самообразованию «Нравственное воспитание дошкольников через любовь в семье» Актуальность темы: формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств. Прежде всего, становление.

План работы по самообразованию «Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста» .

План воспитателя по самообразованию на тему: «Сенсорное развитие младших дошкольников через нетрадиционное рисование». «Самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и ощущающего человека» Ананьев Б. Г..

Предметно-развивающая среда в старшей группе. Сенсорное развитие детей через дидактические игрыПредметно-развивающая среда в старшей группе. Сенсорное развитие детей через дидактические игры План по самообразованию На 2016-2017 учебный год. Тема: «Продолжать развивать сенсорные способности старших дошкольников через.

Презентация опыта работы на тему «Сенсорное воспитание детей через использование дидактических игр» 1 слайд Уважаемые коллеги, вашему вниманию представляется презентация опыта работы на тему: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного.

Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игрыСенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ. Сенсорное развитие детей 2-3 лет – необходимый и важный шаг в становлении.

Сенсорное воспитание через дидактические игры Для обеспечения эмоционального блогополучия детей раннего возраста необходимо, чтобы им была предоставлена широкая возможность для игр.

Сообщение из опыта работы «Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность» Сегодня и всегда решалась проблема образования и воспитания детей в детском саду через театр, усложняются задачи стоящие перед педагогами.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План по самообразованию «Сенсорное воспитание детей через дидактические игры»
Опубликовано: 25 сентября 2017 в 09:53
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «План по самообразованию «Сенсорное воспитание детей через дидактические игры»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Попикова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД