Надежда Грачёва
Проект по развитию речи детей 2–3 лет средствами малых форм фольклора «У бабушки Арины»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект «У бабушки Арины»
Тип проекта : творческий - игровой.
По количеству участников: групповой.
Продолжительность проекта : долгосрочный.
Участники проекта : воспитатель, дети первой младшей группы, родители.
Сроки реализации проекта : октябрь 2019г. – май 2020г.
Цель проекта :
– повышение своего профессионального мастерства и компетентности;
Публикация «Проект по развитию речи детей 2–3 лет средствами малых форм фольклора „У бабушки Арины“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Фольклор. Проекты, планы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2020
– способствовать речевому развитию детей третьего года жизни средствами устного фольклора.
Задачи проекта :
1. Формирование раннего восприятия звуковой культуры речи на основе ритмико-мелодической структуры языка в малых формах фольклора
2. Развитие слухового внимания, понимания речи, звукоподражания, активизация словаря
3. Воспитание интереса к художественной литературе, формирование способности к целостному восприятию произведений разных жанров, усвоению содержания произведений и эмоциональной отзывчивости на него.
4. Воспитание на основе устного народного творчества положительного отношения к совместной деятельности в режимных моментах.
5. Совершенствование системы взаимодействия с родителями в процессе работы.
Ожидаемые результаты проекта :
1. Будут сформированы первичные навыки восприятия фонематической и лексической стороны речи.
2. Словарь детей к концу года обогатится новыми словами, оборотами, выражениями.
3. Сформируется интерес к устному народному творчеству, художественной литературе.
4. Дети овладеют навыками общения со взрослыми и сверстниками.
5. Сформируется положительное отношение к режимным моментам.
6. У родителей сформируется понимание необходимости использования малых форм фольклора в развитии речи детей.
7. У родителей повысится общий культурный уровень.
Значимость проекта
Теоретическая значимость заключается в обобщении и уточнении теоретического и практического материала в рамках проектной темы, а также в обосновании того, что использование малых форм фольклора имеет большое значение для развития речи воспитанников 1 младшей группы.
Практическая значимость результатов проекта заключается в разработке методических рекомендаций для воспитателей и родителей по развитию речи детей через устное народное творчество.
Актуальность:
«Усваивая родной язык, ребенок усваивает не только одни слова, их сложения и видоизменения, но и бесконечное множество понятий, воззрения на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов детей, логику и философию языка, и усваивает легко и скоро, в два, три года столько, что и половины не может усвоить в двадцать лет прилежного и методического учения» (К. Д. Ушинский)
Речь - одно из важных направлений развития ребенка. Сегодня вопросы развития правильной речи у детей очень актуальны. Благодаря речи малыш познает окружающий мир, выражает свои потребности, высказывает свои чувства и переживания. В процессе развития речи ребенок овладевает языком.
Ранний дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи : фонетической, лексической, грамматической. Грамотная, эмоционально насыщенная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Она позволит быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписаться в любой коллектив.
Главная задача педагога в области развития речи детей раннего возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком.
Важнейшим источником развития детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (потешки, прибаутки, песенки, сказки, колыбельные).
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
Произведения устного народного творчества (заклички, потешки, песенки, сказки) развивают речевой слух, умение слушать, различать звуки, развивают ритмичность и плавность речи, интонацию и выразительность, умение улавливать повышение и понижение голоса. Фольклорные произведения содержат много красочных и ярких словесных картинок, что позволяет обогащать детский словарный запас.
Сопровождение действий ребёнка словами способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать её ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл.
Большинство произведений устного народного творчества создавалось с целью развития двигательной активности малыша, которая теснейшим образом связана с формированием речевой активности.
Народные игры сопровождаются потешками, прибаутками с множеством повторов, где неоднократно произносятся отдельные слова, словосочетания, предложения и даже четверостишия.
Всё это способствует запоминанию слов, активному их употреблению, формированию грамматического строя речи, развитию монологической и диалогической речи, развитию мелкой моторики.
Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Поэтому в развитии речи детей раннего возраста необходимо включать: чтение колыбельных песенок, потешек, сказок, и тактично, с чувством меры, с учётом доступности восприятия, вводить их в повседневный разговор.
Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства. Устное народное творчество представляет собой прекрасный речевой материал, который можно использовать в непосредственно образовательной и в совместной деятельности с детьми.
Описание проекта :
Этапы проекта Мероприятия Участники
Подготовительный этап (сентябрь 2019г.) Анализ предметной среды группы. Сбор информации, материала для реализации проекта. Формулирование цели и задач проекта. Организация игрового взаимодействия.
Воспитатели
Основной этап (октябрь 2019г. - апрель 2020г.) - Организация адаптационного периода с использованием различных форм фольклора.
- Динамика речи воспитанников на начало года.
- Выставка книг с различными жанрами фольклора.
- Чтение и рассматривание иллюстраций.
- Организация режимных моментов с использованием фольклорных произведений – слушание сказок и колыбельных перед сном.
- Совместное создание аппликаций и рисунков по фольклорным произведениям.
- Показ театров с использованием русских народных персонажей.
- Обыгрывание фольклорных произведений на музыкальных инструментах.
- Прослушивание колыбельных песен на музыкальных занятиях.
Воспитатели, воспитанники
Работа с родителями:
- Пополнение развивающей игровой среды в группе на основе фольклорных произведений.
- Подбор материала в соответствии с тематическим планированием.
- Консультация для родителей и педагогов «Развитие речи младших дошкольников средствами фольклора».
Воспитатели, родители, дети.
- Пополнение книгами в твёрдом переплёте с различными жанрами фольклора.
- Проведение индивидуальных и подгрупповых консультаций.
- Родительское собрание «Фольклор, как средство развития речи».
- Выпуск буклета для родителей «Потешки в период адаптации дошкольника в ДОУ».
- Привлечение родителей к созданию игровой среды в группе.
- Совместное создание мини – книжек своими руками на основе фольклорного произведения.
- Выставка рисунков, аппликаций, мини книжек, созданных в семье, на основе фольклорных произведений.
- Чтение книг с различными формами фольклора и рассматривание иллюстраций.
- Заучивание, наиболее понравившегося фольклорного произведения.
- Совместное создание аппликаций и семейных рисунков по фольклорным произведениям.
- Развлечение с родителями «В гостях у бабушки Арины».
Воспитатели, родители, дети.
Заключительный
этап
(май -2020г.) - Диагностика речевого развития воспитанников на конец года.
- Анализ, обобщение и распространение результатов проекта : выступление на методических объединениях, педагогическом совете, размещение материалов проекта в сети Интернет, публикация статей, рекомендации для педагогов ДОУ и пр.
Перспективный план по речевому развитию детей третьего года жизни
средствами устного фольклора.
месяц Фольклорный материал Задачи Совместная деятельность взрослого и детей Образовательная деятельность в режимных моментах
Октябрь
Потешки.
«Овощи мама в кастрюле варила», «Ай, лады, лады»,
«Ой, люли, люли, люли,»
1. Познакомить детей с новыми потешками.
2. Помочь детям запомнить потешки и выразительно рассказать их.
3. Стимулировать участие детей в исполнении потешек.
1. Рисование водички по потешке «Ай, лады, лады»
2. Физкультминутка
3. Обыгрывание фольклорных произведений на музыкальных инструментах.
4. Показ театров с использованием русских народных персонажей.
5. Чтение книг и рассматривание иллюстраций в семейном кругу.
1. Исполнение потешек во время режимных моментов.
2. Игры по содержанию потешек.
3. Исполнение потешек в сюжетно-ролевых играх.
Ноябрь Колыбельные.
«Спи, дитя, усни»,
«Уж как сон ходил по лавке»,
«Баюшки-баюшки».
1. Познакомить детей с жанром колыбельной песни.
2. Дать некоторые сведения о происхождении и назначении колыбельной песни, ее отличительных особенностях. 1. Игра –инсценировка «Уложим Алёнушку спать».
2. Беседа о колыбельной песне.
3. Прослушивание колыбельных песен на музыкальных занятиях. 1. Использовать колыбельные песни в сюжетно-ролевых играх.
2. Дидактическая игра «Уложим куклу Машу спать».
3. Слушание сказок и колыбельных песен перед сном.
декабрь Русские народные сказки.
«Курочка Ряба»,
«Теремок»,
«Репка»,
«Колобок».
1. Воспитывать любовь к художественной литературе.
2. Развивать артикуляционный аппарат, речевое дыхание.
3. Создать атмосферу радостного настроения, способствовать речевому общению.
1НОД «Чтение сказки курочка Ряба с использованием театра на магнитах».
2. Игра-инсценировка по сюжету сказки «Теремок» с использованием кукольного театра.
3 Театрализованная деятельность «Игры с колобком».
1. Чтение сказок.
2. Рассматривание картинок с изображением персонажей по сказкам.
январь Загадки.
«Квохчет, квохчет»,
«С хозяином дружит…»,
«Острые ушки…», «Хвост с узорами…». 1. Познакомить детей с описательными загадками о домашних животных.
2. Учить детей отгадывать загадки.
1. Использование загадок в д/и, нод.
2. Разгадывание загадок по описанию.
3. Игра-инсценировка «Цыплята на прогулке». 1. Рассматривание картинок с изображением персонажей загадок.
2. Рассматривание домашних животных на «русском подворье»
февраль Потешки.
«Вышел козлик погулять»,
«Рано – рано по утру пастушок ту – ру – ру…»,
«Идет коза рогатая…» 1. Познакомить детей с новыми потешками.
2. Привлекать детей к рассказыванию потешек.
3. Обогощать словарный запас фольклорной лексикой (плетень, вечерок)
1. Беседа о потешках
2. Рисование травки для коровушки (коллективная работа)
4. Подвижные игры «Воробушки и автомобиль», «Кот и мыши».
5. НОД «У бабушки в деревне». 1. Дидактическая игра «Чьи детки».
2. Использование потешек в режимных моментах.
март Мордовский народный фольклор.
потешки :
«Сорока, сорока», «Хоть я мал как шишечка».
сказки: «Быстрые саночки», «Лиса и медведь». 1. Познакомить детей с мордовским фольклором.
2. Развивать интерес к устному народному творчеству.
3. Стимулировать участие детей в исполнении потешек. 1. Беседа «Край родной Мордовия»
2. Знакомство детей с мордовским национальным костюмом.
3. Чтение и обыгрывание потешек.
4. Чтение мордовских сказок.
5. Просмотр мультфильмов по мотивом мордовских сказок.
1. Рассматривание картинок с изображением персонажей к сказке.
2. Д/И «Подбери картинку к сказке»
3. Исполнение потешек во время режимных моментов.
апрель Заклички. «Солнышко, солнышко…», «Дождик, дождик…», «Радуга-дуга». 1. Познакомить детей со значением и содержанием заклички, помочь запомнить.
2. учить детей выполнять движения в соответствии с текстом заклички. 1. Беседа о закличках
2. Совместная аппликация по закличке «Дождик, дождик.»
3. Подвижные игры «Солнышко и дождик», «Дождик, дождик, кап, кап…».
4. Обыгрывание закличек на музыкальных инструментах.
1. Использование закличек во время наблюдений за явлениями природы.
2. Игра «Солнечный зайчик».
3. Рисование на песке дождика.
4. Рисование дождика на манке пальчиками.
май Потешки
«Ой, весна-красна», «Божья коровка», «Дождик, дождик», «Весна, весна красивая…»
1. Познакомить с новыми потешками.
2. Закрепить умение использовать потешки в определенной ситуации.
3. Вызвать положительный эмоциональный отклик на чтение потешек.
1. НОД «В гостях у бабушки Арины».
2. Рисование весенней лужайки (коллективная работа).
3. Хоровод "Весняночка".
4. Подвижная игра «Яры Пчёлушки».
1. Исполнение потешек на прогулке.
2. Рассматривание иллюстраций по теме «Весна – красна!».
Заключительный этап (анализ проведённой работы) : На подготовительном этапе проекта проведен анализ развития речи 20 детей в возрасте 2 -3 лет. Был подобран диагностический инструментарий: иллюстрации к сказкам, предметные картинки (мебель, животные, посуда, одежда, овощи, фрукты и т. д., сюжетные картинки. Обследование показало:
высокий уровень -0%
средний уровень - 40% (8 детей)
низкий уровень - 60% (12 детей)
Дети невнятно произносили звуки, слова, не согласовывали прилагательные с существительными в роде, числе, падеже, не могли составить предложение по картинке, не знали обобщающих слов, многие даже не называли предметы посуды, мебели, путали овощи и фрукты.
После выявления основных проблем в развитии речи детей были определены цели и задачи проекта, составлен перспективный план мероприятий по повышению уровня развития речи детей.
При разработке плана я учитывала то, что для обеспечения необходимого уровня речевого развития детей требуется расширение круга предметов и явлений, создание развивающей речевой среды (чтение потешек, прибауток, пение небольших песенок, совместные игры с детьми, рассматривание иллюстраций, книг, игры с текстом, в которых используется пальчиковый театр, театр на фланелеграфе, театр на ложках и др.) средства наглядности.
В ходе проекта у детей повысился интерес к устному народному творчеству; они используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх – потешки, самостоятельно организуют игры-забавы с помощью считалок;
- у родителей также замечен повышенный интерес к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома. С удовольствием разучивают с детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют их смысл. Диагностика речи детей показала, что:
высокий уровень развития речи имеют – 25% (5детей)
средний уровень развития речи имеют – 55% (11детей)
низкий уровень развития речи имеют – 20% (4 ребёнка)
Результативность проекта :
Речь детей стала более внятной, понятной, эмоционально окрашенной. Повысился интерес к народному творчеству. Словарь детей существенно обогатился. Они знают потешки, песенки, игры, сказки. Ребята активно осуществляют самостоятельный перенос действий, ситуаций полюбившихся потешек, песенок, сказок в повседневную деятельность, в игру, отражают полученный опыт и знания в изобразительной деятельности. У детей закрепились некоторые правила поведения в общественных местах. Они стали более открытыми, раскрепощёнными в общении со взрослыми и своими сверстниками.
У родителей также замечен интерес к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома. Во многих семьях была заведена традиция чтения сказок перед сном. С удовольствием разучивают с детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют детям их смысл, используют их в повседневной жизни.
В дальнейшем планирую продолжать работу по использованию малых форм фольклора в развитии речи детей раннего возраста.
Список используемой литературы:
1. Аникин В. П. Русский фольклор. М., 1986.
2. Валдоня. Программа и методические рекомендации. - Саранск- 2001г.
3. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : Мозаика-синтез, 2008. – 112 с.
4. Виноградова Н. А., Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М. : Айрис-пресс, 2008. – 208 с.
5. Галанова Т. В. «Развивающие игры с малышами до тех лет» - Я. ; «Академия развития», 2002г.
6. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Первая младшая группа. – М. : Мозаика – Синтез, 2016. – 160 с.
7. Елисеева Л. Н. «Хрестоматия для маленьких» - Москва; изд. «Просвещение», 1987г.
8. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г. Науменко. М., 1998.
9. Интернет-ресурс: Влияние устного народного творчества на развитие речи детей
10. Интернет-ресурс: Формирование активной речи детей раннего возраста 2-3 года) посредством использования малых форм устного народного творчества. https://diplomba.ru/work/101329.
11. Исайкина А. И. «Мордовские народные игры». Методические рекомендации для воспитателей детских дошкольных учреждений», 1993г.
12. Карпушина Л. П., Ерюшкина О. С. Хрестоматия к программе "Валдоня". -Саранск: Тип. "Рузаевский печатник", 2007.
13. Киселева Л. С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: – М. : АРКТИ, 2003. – 96 с. 4.
14. Козырева Л. М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.
15. Развитие речи в детском саду. Первая младшая группа. – М. : Мозаика – Синтез, 2016. – 80 с.
16. Таракина Э. Н. «Устно – поэтическое творчество мордовского народа, т 8. Детский фольклор». Саранск. – 1978
17. Тимофеева Л. Л. Проектный метод в детском саду. «Мультфильм своими руками». – СПб. : ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011. – 80 с.