Татьяна Мерзлякова
Проект по развитию логического мышления детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Проект в средней группе по развитию логического мышления
«В поисках сокровищ»
(по мотивам м/ф «Даша путешественница»)
Тип проекта : познавательно-творческий, игровой.
Вид: групповой
Форма проведения: беседы, дидактические и конструктивные игры, досуги.
Продолжительность проекта : краткосрочный (2 недели)
Публикация «Проект по развитию логического мышления детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
Место проведения: группа, физкультурный и музыкальный залы
Возраст детей : 4 – 5 лет (средняя группа)
Участники проекта : дети, педагоги, родители
Игровая мотивация: «В поисках сокровищ»
1. Проблема.
Во время прогулки дети начали искать клад, сокровища. Все бегали по участку с лопатками, копали снег и кричали: «Мы ищем клад!», «Мы ищем сокровища!». Возник вопрос: А где же спрятан клад?
Возникла проблемная ситуация: Как мы можем найти клад? Что нам для этого нужно?
В ходе беседы, мы выяснили, что клад ищут по карте, на которой указаны путь и точки – ориентиры.
2. Актуальность.
Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией детского мышления. Достижения этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности, которые закреплены в словах.
Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном возрасте.
Но зачем логика маленькому ребенку, дошкольнику? Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж 2, на котором формируется психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба – решение задач, выполнение упражнений потребует больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению.
3. Цель проекта :
Разработать систему игр по развитию элементов логического мышления.
4. Задачи проекта :
Для детей :
• доставить детям радость и удовольствие;
• Познакомить детей с играми, развивающими математические способности;
• Учить ориентироваться на карте;
• развивать у детей логическое мышление, внимание, память, сообразительность, смекалку, фантазию, творчество, любознательность, умение отгадывать загадки;
• воспитывать желание играть в развивающие игры, настойчивость, целеустремленность, уважение друг к другу.
Для родителей:
• показать родителям значимость взаимодействия с ребенком;
• Познакомить с играми, развивающими математические способности детей;
• вооружить родителей педагогическими знаниями и умениями по развитию логического мышления у детей.
Методы, используемые в проекте :
- исследовательские: проблемные ситуации, дидактические игры;
- словесные: беседы, чтение художественной литературы, консультации для родителей, дидактические словесные игры;
- наглядные: наглядный материал в виде иллюстраций, карта, мультимедийные презентации
5. Продукт проекта.
• Подготовка и проведение обобщающего досуга «Интеллектуальный КВН»
• Лэпбук «Дашин рюкзак» - Интерактивная папка с подборкой игр на развитие логического мышления
6. Ресурсное обеспечение проекта.
• Наглядно-демонстрационный материал: карта, схемы
• Методический инструментарий: картотека игр, сценарий развлечения
• Подборка настольных, дидактических, конструктивных игр
• Подборка музыкального сопровождения
7. Ожидаемые результаты
• Получение радости и удовольствия у детей;
• Развитие интереса у детей к играми, развивающими математические способности;
• Научить ориентироваться на карте;
• Развитие у детей логического мышления, внимания, памяти, сообразительности, смекалки, фантазии, творчества, любознательности, умения отгадывать загадки;
• воспитывать желание играть в развивающие игры, настойчивость, целеустремленность, уважение друг к другу.
Предполагаемый риск:
Низкая заинтересованность родителей
Предупреждение риска:
Привлечение родителей к активному участию в проекте совместно с детьми;
Для повышения интереса провести консультацию по разъяснению запланированных задач по проекту.
Этапы проекта :
1. подготовительный
2. основной
3. заключительный
1 этап.
Педагоги разрабатывают план и содержание мероприятия, карту, подборку дидактических игр; проводят консультацию для родителей «Развитие логического мышления у детей», «Развитие математических способностей у дошкольников 4-5 лет», знакомят родителей с идей проекта.
2 этап.
Реализация содержания проекта, внесение корректив (при необходимости)
1 день.
Находим и рассматриваем «карту сокровищ».
Проблемная ситуация: Как будем передвигаться от пункта к пункту?
Решение: на автобусе.
«Заколдованное озеро» с разрушенным мостом, чтобы перебраться через него надо починить мост.
Д/и «Продолжи ряд»
Цель: учить детей находить закономерность расположения фигур и продолжать её.
2 день
«Заколдованный лес»
Д/и «Найди тень животного»
Цель: учить находить заданные силуэты.
3 день
«Разрушенный замок»
Д/и «Построй по схеме»
Цель: учить детей выполнять постройки, ориентируясь на схемы.
4 день
«Зазеркалье»
Д/и «Найди отличия», «Что перепутал художник?»
Цель: учить находить отличия, развитие речи, логики, внимания.
5 день
«Замок»
Д/и «Разрезные картинки»
Цель: учить складывать целое из частей.
6 день
«Волшебные двери»
Д/и «Открой двери», «Четвертый лишний», «Сортировка» (мультимедийная презентация)
Цель: учить группировать предметы по общим свойствам, развивать речь, логическое мышление.
7 день
«Путаница»
Д/и «Пройди лабиринт»
Цель: учить ориентироваться на листе бумаги,
развивать внимание, мышление.
8 день
«Необитаемый остров»
Д/и «Дорисуй картинку из геометрической фигуры»
Цель: развивать фантазию, воображение детей.
9 день
«Болото»
Д/и «Отгадай загадки»
Цель: учить детей отгадывать загадки, развивать речь, мышление, внимание.
10 день
«КВН»
Совместное мероприятие для детей и родителей
Цель: вооружение семьи педагогическими знаниями и умениями в совместной деятельности, организованной определенным образом.
3 этап.
Подготовка и проведение совместного мероприятия «Интеллектуальный КВН»
Презентация интерактивной папки с подборкой игр на развитие логического мышления - Лэпбук «Дашин рюкзак»
Презентация проекта
Итог
Реализация проекта повысила интерес у детей к играм, развивающим математические способности, желание играть в развивающие игры; научила ориентироваться на карте; способствовала развитию у детей логического мышления, внимания, памяти, сообразительности, смекалки, фантазии, творчества, любознательности, умения отгадывать загадки. А также позволила повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах развития у детей логического мышления посредствам дидактических игр.