Витухина Наталья Ивановна
Проект по приобщению дошкольников к художественной литературе «Будем добры»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Будем добры»
Вид проекта :
информационно –познавательный, творческий.
Продолжительность: долгосрочный.
Участники: дети, педагоги, родители.
Анализ проблемной ситуации: Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Проблема чтения рассматривается, как общегосударственная проблема развития культуры, науки, благосостояния нации, ибо «страна с не читающим населением – это страна – поставщик сырьевых ресурсов и дешевой рабочей силы».
Публикация «Проект по приобщению дошкольников к художественной литературе „Будем добры“» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Проекты
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2021
Дети перестали читать. Телевизор, видео, компьютер поглощают ребенка, завоевывая заповедные уголки его сознания и души. В. Сухомлинский говорил: «Чтение в годы детства — это прежде воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души».
Темы, проблемы, узнанные в процессе чтения и обдумывания, глубже проникают в детскую душу, а любимые герои надолго остаются с ребенком. Он переживает за них и вместе с ними, он их любит или отторгает, но в любом случае не остается безучастным. Книга формирует эмоциональную сферу ребенка. Являясь собеседником, советчиком в делах, помощником в решении проблем.
При подготовке к школе на первый план выдвигается задача формирования и развития психических и важнейших личностных качеств ребенка. Особое место среди личностных свойств занимают нравственные качества: доброжелательность, тактичность, самоконтроль, умение учитывать и принимать иную позицию, выполнять основные требования взрослых.
Известнейшие детские писатели А. Л. Барто, С. Я. Маршак К. И. Чуковский, были убеждены, что приобщение детей к детской литературе будет не только воспитывать, но еще и убеждать в необходимости общения со своим ребенком родителей. Значение художественной литературы в воспитании нравственных качеств велико. Это формирование: доброжелательности, отзывчивости, чувство сострадания любви, внимания и уважения.
Изменились и мир и читатель, неизменным осталось главное – познавательное и нравственное значение книг писателя. Они помогают развивать в детях дружеские чувства, смелость, отзывчивость к чужой беде, любознательность и самостоятельность мышления.
Из хорошей литературы по доброй воле читают А. Носова, В. Драгунского, Простоквашинские истории Э. Успенского, любят некоторые книжки Г. Остера, Е. Чарушина, В. Осееву, В. Сутеева. Их прочтение, как правило, надо организовывать тогда, когда детям интересно.
Темы, проблемы, узнанные в процессе чтения и обдумывания, глубже проникают в детскую душу, а любимые герои надолго остаются с ребенком. Он переживает за них и вместе с ними, он их любит или отторгает, но в любом случае не остается безучастным. Книга формирует эмоциональную сферу человека, являясь собеседником, советчиком в его делах, помощником в решении проблем.
Актуальность: Недостаточное внимание уделяется проблемам нравственного воспитания детей, взаимоотношений между сверстниками и взрослыми. Не эффективное использование художественной литературы, как одного из основных средств нравственного воспитания.
Цель: Приобщение детей к художественной литературе. Повысить уровень усвоения детьми дошкольного возраста нравственных норм и качеств через систему работы по использованию художественной литературы как средства нравственного воспитания
Задачи:
Образовательные:
1. Формировать нравственные представления о нормах социальных отношений и моделях поведения.
2. Помогать усвоению детьми нравственных категорий: добро – зло, послушание – непослушание, вежливость- грубость, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость.
3. Расширять представления детей об окружающем мире и доброжелательности людей посредством введения их в художественную литературу.
Воспитательные:
1. Способствовать формированию нравственных качеств, в процессе знакомства с произведениями художественной литературы.
2. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие.
Воспитывать навыки доброжелательного, внимательного, заботливого поведения.
3. Воспитывать трудолюбие, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.
Развивающие:
1. Содействовать развитию познавательной сферы детей. Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря.
2. Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в произведениях (сказке, рассказах) и в жизни.
3. Содействовать развитию мотивационной сферы: формированию стремления подражать положительным литературным героям.
Ожидаемый результат:
Повышение уровня нравственной культуры детей дошкольного возраста,т. е. :
дети имеют четкое представление о доброте, добрых поступках;
дети знают стихи, пословицы о доброте, считалки, мирилки, применяют их в совместной деятельности. Обогащается словарный запас детей по данной теме;
пополнение центра литературы в группе книгами о добре и добрых поступках;
дети стали бережнее относится к живому миру природы;
у детей повысилась способность договариваться между собой, оказывать друг другу поддержку.
Формы работы:
Формы работы с дошкольниками :
- Н О Д (по материалам рабочих программ средней, старшей и подготовительной групп)
- Образовательная деятельность в режиме дня (дидактические игры, упражнения, чтение художественной литературы, развлечения, беседы, разрешение проблемных ситуаций)
- самостоятельная деятельность (дидактические, сюжетно- ролевые, театрализованные игры, режиссерские игры, инсценировки)
- совместная деятельность родителей с детьми (чтение художественной литературы, беседы, игры, выполнение заданий).
Формы работы с родителями: консультации, беседы, памятки,совместная творческая деятельность,конкурсы.
Методы и приё мы: игровые приемы, использование ИКТ, индивидуальный подход, создание и решение проблемных ситуаций, театрализация, НОД.
Этапы реализации проекта :
1. Целеполагание - определение педагогом темы, целей и задач, содержание проекта
2. Подготовительный - плановый. На этом этапе проводится системный анализ и оценка ситуации, планирование, подбор литературы, игр, ситуаций.
3. Основной – организационно- исполнительский- использование системы работы по воспитанию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством художественной литературы.
4. Заключительный – итоговый - выявить и оценить степень сформированности нравственных качеств у детей
I. Первый этап. Целеполагание.
Раздел «Нравственное воспитание» включен почти во все образовательные программы, адресованные детям дошкольного возраста. Основа гуманного отношения к людям - способность к сопереживанию, к сочувствию - проявляется в самых разных жизненных ситуациях. Поэтому у детей нужно формировать не только представления о должном поведении или коммуникативные навыки, а прежде всего нравственные чувства. Работа по проекту (основной этап) планируется с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Когда дети в младшем возрасте планирую осуществлять подготовительный этап.
II. Подготовительный этап.
На этом этапе работы, предстоит решить следующие задачи:
а) разработать основные методические материалы и изготовить необходимые дидактические пособия;
б) создать картотеку художественнных произведений и изучить детскую литературу о доброте (о добре : стихи, сказки, рассказы, загадки, пословицы, поговорки, мирилки, песни);
в) провести предварительную работу: оформление уголков (книжный, социально-нравственный, экологический, уголок творчества, театральный уголок,куда могут войти книги различного содержания, назначения, оформления, дидактические игры);
г) ежедневно читать детям сказки, рассказы, стихи;
д) подбрать иллюстративный материал (картины, портреты, фотографии, иллюстрации);
е) подбрать и изготовить дидактические игры;
ж) проводить НОД в соответствии с рабочей программой,;
з) определить тематику бесед, ситуаций, презентаций и других мероприятий по теме;
и) разработать краткосрочный проект «Книжкина неделя»;
к) подготовить информациооный материал для родителей.
III. Основной этап реализации проекта.
Цель основного этапа: социально-нравственное воспитание дошкольников на основе бесед на моральные темы, чтение и последующий анализ художественных произведений, обсуждение и проигрывание проблемной ситуации.
Основной этап содержит выполнение запланированных мероприятий.
1. Моделирование проблемных ситуаций:
«Как помочь другу»,
«Карлсон не знает вежливых слов!» ,
«Если добрый ты» и др.
2. Беседы:
«Будь всегда вежливым»,
«Правила поведения детей в труде»,
«Правила поведения на улице»,
«Правила поведения в работе с книгой»,
«О культурном поведении»,
«Для чего нужны библиотеки?»,
«Будем добры».
3. Наши добрые дела в детском саду :
«Помощь дворнику»,
«Помощь няне»,
«Уход за комнатными цветами»,
«Большая уборка в группе- большое дело!»,
«Помощь своему другу».
4. Чтение художественной литературы :
а) Е. А Алябьева:«Волшебная страна Вежливости»,«В магазине игрушек», «Дружбу нельзя купить», «Два жадных медвежонка»;
б) Т. А. Шорыгина: «Волшебное слова», «Мои любимые игрушки», «Здравствуйте!», «До свидания!», «Как правильно вести беседу», «Где дружба прочна, там хорошо идут дела», «Общение с друзьями и сверстниками», «Как правильно вести себя в общественных местах»;
в) Чтение программных произведений разных авторов.
г) Чтение стихов о добре и добрых делах :«Добрый день», «Ах как нам доброе слова нужно», «Чтобы сердце горело», «Доброе слова лечит, злое калечит», «В доме добрыми делами заняты», «Не стой в стороне равнодушно», «Баллада о Добре и зле».
д) Пословицы и поговорки о добре и доброте.
5. Творческая деятельность :
а) Изодеятельность: «Добрые ладошки» (карандашами, «Моя любимая сказка», «Мой любимый герой», «Веселый человек» (пластилин, «Добрый кот» (аппликация, «Сердечко для мамы» (аппликация).
б) Создание (написание текста и илюстрирование) книги «Колобок на новый лад» - совместное творчество детей родителей и воспитателей.
в) Видеопоздравление к Дню Матери.
г) Театрализованные игры и инсценировки знакомых сюжетов из сказок о добре в свободной деятельности: кукольный и пальчиковый театр «Колобок», «Рукавичка», «Репка», «Теремок»; настольный театр: «Лиса и заяц», «Три поросёнка», а также передвижение фигурок на фланелеграфе.
д) Музыкальный вечер «Зима в произведениях композиторов».
е) КВН «Волшебная книга».
ж) Фотовыставка «Мы любим и знаем детских писателей».
6. Сюжетно-ролевые игры:
«Магазин», «Детский сад», «Семья», «В кафе», «Библиотека», «Книжный магазин».
7. Просмотр мультфильмов и презентаций:
Презентации : «Что за прелесть эти сказки», «Мир спасает доброта»;
м/ф «Просто так», «Крошка Енот», «Большой ух», «Непослушный котенок», «Мама для мамонтёнка», «Гномик Вася».
8. Выставки в «Уголке книги» портретов и произведений разных авторов : А. Носова, В. Драгунского, Э. Успенского, Г. Остера, Е. Чарушина, В. Осееву, В. Сутеева. Б. Житкова; рисунков детей «Моя любимая сказка», «Мой любимый герой», книжные выставки «Экологическая азбука», «Моя любимая книга».
9. Акции:
«Синичкин день», «Берегите воду», «Полечите книжку»,
Экскурсия в библиотеку.
10. Информационная работа с родителями :
Консультации «Роль книги в развитии ребенка», «Научите ребенка любить книгу», «Нравственное воспитание детей», «Вежливость воспитывается вежливостью», «Чтение и рассказывание сказок для развития речи ребенка», памятки для родителей: «Десять почему необходимо читать», «Чтение вслух детям».
IV. Заключительный этап: Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята.
Проанализировать в самостоятельной деятельности усвоение детьми нравственных категорий: добро – зло, послушание – непослушание, вежливость- грубость, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость.
Проанализировать результат взаимодействия педагог – родители в реализации проекта.
Заключительные мероприятия : фотовыставка «Наши добрые дела», акция «Полечите книжку», КВН «Волшебная книга», инсценирование сказки «Колобок на новый лад».
Перспектива : Дальнейшие перспективы своей работы я вижу в поиске и реализации эффективных средств формирования нравственной воспитанности у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы.