Марина Дехтярева
Проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к культуре казаков «Предками чтимы и почитаемы»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Тип проекта : информационно-творческий
Участники проекта : дети средней группы, родители воспитанников, воспитатель группы, музыкальный руководитель группы.
Срок реализации проекта : долгосрочный (7 месяцев).
Формы работы: игровая, познавательная, продуктивная, работа с родителями.
Актуальность:
Публикация «Проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к культуре казаков „Предками чтимы и почитаемы“» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2019
Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры.
Народные традиции и праздники – это отражение языческих взглядов предков на быт, труд и природу; это нить, которая связывает нас с прошлым. Сегодня, рассматривая наследие прошлого, мы не всегда понимаем смысл народных праздников, старинных традиций, отражавших важные стороны жизни народа. А ведь это огромный мир, включающий духовный опыт предков, историю и культуру отечества. Приобщение к миру родной культуры поможет ребенку почувствовать гармонию жизни предков, понять их обычаи и традиции.
Конечно, не все традиции дошли до наших дней, многие из них полностью утрачены. Но те, что сохранились, дают возможность узнать, как жили люди в старину, как работали и отдыхали, о чём мечтали. Только бережное отношение к наследию предков поможет сохранить историческую память поколений, не утратить связи с корнями своего народа, воспитать национальную гордость.
Меняются времена, но вечным остается стремление человека к добру, свету, любви и красоте.
Все это помогло разработать методический проект, основанный на приобщение детей к национальной культуре через народные праздники: календарные, фольклорные, обрядовые, дни именин и др. Они составляются на доступном детям материале с использованием устного народного фольклора, народных игр, забав, хороводных плясок, песен, атрибутов национальной одежды, инвентаря. В праздниках активными участниками могут стать не только дети, но и их родители, воспитанники других детских садов.
Несмотря на многочисленные исследования, названная проблема остаётся актуальной, что обуславливает выбор темы настоящего проекта :
«Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через народные фольклорные праздники»
Таким образом, исходя из вышесказанного, сформулирована цель, задачи, предполагаемый результат проекта.
Цель проекта :
Создать условия для развития у детей старшего дошкольного возраста устойчивого интереса к народной культуре в процессе ознакомления с народными праздниками.
Задачи проекта :
• Познакомить детей с народными праздниками и их значимостью в жизни народа; формировать представления о традициях народных праздников.
• Развивать у детей эмоционально - ценностное отношение к народным традициям, праздникам.
• Воспитывать у детей чувство причастности к народной культуре, обществу, которое дорожит своим прошлым, как достоянием.
• Вовлечь родителей в совместную деятельность по реализации проекта.
Прогнозируемый результат:
1. Устойчивый интерес к культуре народа.
2. Формирование чувств национального достоинства.
3. Широкое использование всех видов фольклора.
4. Компетентность родителей в вопросах национальной культуры.
Активное участие родителей в реализации проекта.
Инновационная направленность проекта состоит в изменении подходов к содержанию, формам и способам организации образовательного процесса. Проектно-исследовательская деятельность связана с развивающим, личностно-ореинтированным обучением. Проекты позволяют интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике.
Проблематика данного проекта требует повседневного взаимодействия с детьми, что доступно воспитателю. Приобщая детей к истокам народной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка.
Этапы реализации проекта
I этап – подготовительный
II этап – основной (практический)
III этап- заключительный
I этап – подготовительный
• Проведение опроса группы по вопросу ознакомления с традиционными народными праздниками.
• Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями.
• Создание необходимых условий для реализации проекта.
• Перспективное планирование проекта.
• Разработка и накопление методических материалов по теме.
II этап – основной (практический)
Внедрение в воспитательно – образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о народных традициях: посещение мини-музея Донского казачества ДОУ, проведение праздников и развлечений, посещение театрализованного представления коллектива «Триоль».
III этап – заключительный (аналитический)
Подведение итогов реализации проекта. Проведение итогового мероприятия и представление результатов коллегам в виде презентации.
Перспективное планирование реализации проекта
Анкетирование родителей «Домашние традиции» Октябрь 2018
Досуг Покров, натопи нашу избу без дров! Октябрь 2018
Беседа Кузьма и Демьян Октябрь 2018
Народная игра «Кузнецы» Октябрь 2018
Народная игра «Подушечка» Октябрь 2018
Беседа (презентация) «Войско донское» Октябрь 2018
Совместная деятельность «Служба казака» Октябрь 2018
Квест-игра «День матери» Ноябрь 2018
Беседа Декабрь- год кончает Декабрь 2018
Презентация Зимние забавы Декабрь 2018
Русская народная игра «Снежная баба» Декабрь 2018
Русская народная игра «Дедушка Мазай» Декабрь 2018
Русская народная игра «Кривой петух» Декабрь 2018
Беседа (презентация) «Богатый стол-удачный год» Декабрь 2018
Праздник- развлечение «Коляда» Январь 2019
Беседа (презентация) «Масленичная неделя» Февраль 2019
Праздник-развлечение «Прощай зима» Февраль 2019
Беседа «Оружие казака» Февраль 2018
Квест-игра «Казаки и казачата» Февраль 2019
Буклет для родителей «Служба казака» Февраль 2019
Развлечение с участием родителей «Домашние хлопоты» Март 2019
Беседа «Благовещение» Апрель 2019
Совместная деятельность «Встречаем Пасху» Апрель 2019
Продуктивная деятельность. Лепка «Пасхальное яйцо» Апрель 2019
Памятка для родителей «Пасхальные традиции» Апрель 2019
Подведение итогов Представление опыта работы в сети Интернет Май 2019