Кристина Дядичкина
Консультация «Народная кукла, как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к традиционной культуре народа»
▼ Скачать + Заказать документы
Народная кукла как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к традиционной культуре народа.
«Без памяти нет традиций, без традиций нет культуры,
без культуры - нет воспитания, без воспитания - нет духовности,
без духовности нет личности, без личности - нет народа как исторической личности».
Публикация «Консультация „Народная кукла, как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к традиционной культуре народа“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народная культура, фольклор
- Народные куклы. Консультации для родителей
- Старшая группа
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Мы родились и живем во время больших перемен, когда над человечеством нависла угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров: рушатся традиции, забываются обычаи, рвутся нити, связывающие старшее и младшее поколения. Бурный поток западной культуры, вливающийся в нашу жизнь с экранов телевизоров и других средств массовой информации, привел к тому, что подрастающее поколение предпочитает ее ценности российским, исконно русским, забывая о родной культуре, о своих корнях. Мы растеряли многие исконно национальные черты, традиции, обряды и обычаи русского народа. Сегодня назрела необходимость обратиться к историческому опыту нашего народа, так как богатейший запас народного творчества составляет питательную почву для формирования патриотических чувств и духовно-нравственных качеств личности, восстановлению утраченных ценностей и исторической памяти русского народа. Сейчас очень актуальна проблема воспитания детей на основе русской национальной культуры, на собрании национальных достижений.
Деятельность воспитателей МБДОУ № 14 по воспитанию чувства патриотизма, формированию личностного сознания воспитанников осуществляется на занятиях таким образом, что способствует развитию у детей интереса к культуре своей Родины, истокам народного творчества. Воспитательный акцент сделан на формирование духовно-нравственных и эстетических качеств личности. На занятиях дети учатся изготовлению русских тряпичных кукол, знакомятся с русскими народными праздниками, играми, знакомятся с этикетом, обрядами, традициями, народными приметами, что дает возможность познать удивительный мир славянской культуры.
В культурах разных народов всегда особое место занимала игрушка. Вместе с народной сказкой и народной песней народная игрушка способствует формированию у детей дошкольного возраста национального самосознания, положительного отношения к традициям своего народа, созданию у них образа Родины, включенного в целостный образ всего мира.
Куклы любого народа имеют свои педагогические, художественные и технологические традиции — простые и ясные, определенные своеобразием национальной культуры, быта народа, его педагогикой.
Народные куклы являются частью традиционной культуры. Они несут в себе определенные образы, а именно, представления о семье, семейном укладе, о женских и мужских ролях, о материнстве. С точки зрения воспитания целесообразно вводить традиционные куклы в жизнь современных детей. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память, так как народная традиционная кукла выполняет не только игровую функцию, но играет познавательную и образовательную роль.
Также актуальность проблемы патриотического воспитания дошкольников средствами народных игрушек на социально–педагогическом уровне продиктована социальным заказом государства на формирование общей культуры личности ребенка, в том числе представления о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках. Исходя из этого, определена цель опыта: приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре через знакомство с тряпичной народной куклой.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
обучающие
• знакомить детей старшего дошкольного возраста с традициями и обычаями русского народа посредством ознакомления с историей создания народных тряпичных кукол, их смыслового значения для людей;
• формировать у детей общие представления о традиционных и обрядовых праздниках, систему знаний о традиционном крестьянском быте, народном костюме;
• обобщать и систематизировать представления детей о народной тряпичной кукле, о способах ее изготовления и использования в современном мире;
развивающие
• развивать познавательный интерес к рукотворной тряпичной кукле;
• развивать мелкую моторику рук на основе обучения действиям с тканью, из которой сделаны куклы, а также использования наполнителей (горох, гречка, душистые травы и т. д.);
• развивать эстетический вкус и творчество детей;
воспитательные
• воспитывать интерес к изготовлению тряпичной народной куклы;
• воспитывать уважительное отношение к истории и культуре своего народа, чувство патриотизма;
• воспитывать трудолюбие, аккуратность в работе при изготовлении тряпичной куклы;
Народная культура - кладезь мудрости и опыта, предмет нашей национальной гордости. Именно поэтому, в дошкольном детстве необходимо научить ребенка чувствовать и любить родную землю, родную природу, свой народ, ценить духовное богатство, ум, талант и мудрость народную. Воспитать чувство национального патриотизма, гордости за свою страну.
Слово «традиция»- означает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения.
Народные традиции, передаваемые из поколения в поколения, создают в себе разнообразные средства и формы воспитания.
Раньше сам процесс творения игрушки был педагогическим средством : взрослые, делая игрушку, размышляли вслух по поводу создаваемого образа, поощряли положительные качества, указывая путь к развитию личности. Формировались конкретные, первоначальные представления ребёнка, в которых широко отражались разнообразные человеческие отношения: семейные отношения и идеалы, любовь детей к родителям, заботливые отношения между братьями и сёстрами, мудрость и жизненный опыт старых людей. Через игрушку с раннего возраста происходило формирование нравственных понятий, отношение к людям и вещам. В процессе совместного творчества удовлетворялись и поддерживались потребность в общении, любознательность, побуждалась наблюдательность детей.
Создание кукол — это ручной труд. Он способствует совершенствованию координаций движений, гибкости, точности в выполнении, развитию мышления, внимания, речи. Изготовление кукол способствует развитию личности ребенка, воспитания его характера. Постепенно у детей формируется такие качества, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца. При изготовлении конкретной куклы-поделки дети учатся планировать и контролировать свою деятельность, а также анализировать и адекватно оценивать ее результаты. Таким образом, формируется целенаправленная деятельность дошкольников. Дети имеют возможность попробовать себя в области прикладного искусства, а это способствует развитию творческого потенциала, творческому самовыражению ребенка.
Структура занятий по работе над тряпичной куклой представляет собой алгоритм педагогических действий, т. е. последовательность реализации педагогических задач на занятии.
Разработан алгоритм занятий по изготовлению тряпичной куклы :
Вводная часть (сформулировать цель работы)
Объяснение нового материала (знакомство с историей и традициями)
Определение последовательности работы
Изготовление основы куклы
Создание костюма куклы
Оформление куклы
Итог занятия (выставочная деятельность).
Комплексный подход к выбору методов – необходимое условие оптимизации процесса приобщения к народным куклам. Выбор осуществляется с учётом возрастных, психофизических возможностей детей.
В процессе деятельности используются следующие методы и приемы:
рассматривание иллюстраций, образцов кукол;
показ;
объяснение;
наблюдение;
импровизации;
чтение художественных произведений;
рассказ педагога и рассказы детей;
сочинение историй;
анализ и самоанализ.
Используемый материал:
ткань разной фактуры, тесьма;
нитки мулине, шерстяные нитки;
лыко, пенька;
береста, ветки деревьев;
вата;
солома
Работа по созданию кукол проводится 1 раз в неделю, продолжительность – 25-30 минут.
В работе с детьми использую различные формы и методы работы: занятия, экскурсии-путешествия в историю отдельных кукол и традиционных праздников. Вместе с детьми беседуем, играем в народные игры, разучиваем народные песни, читаем и обыгрываем произведения устного народного творчества, занимаемся изготовлением народных тряпичных кукол и создаем мини-выставки.
Народная игровая кукла является необходимым традиционным элементом воспитательного процесса. Через игру с куклой ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе. Кукла служит своеобразным пособием для передачи ребенку знаний о материальном мире. Кукла рассматривалась как эталон рукоделия. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания.
Изготавливая куклу своими руками, ребенок получает ценнейший опыт позитивных достижений: «я – старался, делал и у меня получилось!»
Тряпичная кукла –игрушка с ценными воспитательными качествами, которые призваны и культивируются в этнопедагогике, в практической работе с детьми. Это великолепный образец для занятий по рукоделию, художественному труду и творчеству, декоративно прикладному и текстильному дизайну.
Занятия с детьми дошкольного возраста с тряпичной куклой помогают педагогам и родителям более успешно устанавливать психологически комфортный контакт с ребенком, при котором каждый из участников творческого процесса получает желаемый результат. Изготовление кукол доставляет детям радость и увлекает. Тряпичная кукла не требует особых материальных затрат и дает огромные возможности для фантазии и творчества. Такую народную куклу не купишь в магазине. Нигде так не оживает старый лоскуток как в кукле, сделанной своими руками.
Чтобы сохранить и передать следующим поколениям культурные и нравственные ценности нашего народа, считаю, что нужно возвращать в нашу жизнь и в жизнь наших детей самодельную куклу. Таким образом, занятия с детьми народной игрушкой помогут просто и ненавязчиво рассказать о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, о его истории, научат ребенка слышать, видеть, чувствовать, понимать и фантазировать.
Вместе с тем, в процессе этих занятий сформируются усидчивость, целеустремленность, способность доводить начатое дело до конца, разовьется мелкая моторика – все эти качества и навыки окажут неоценимую помощь ребенку для успешной учебы в школе.
Народная традиционная кукла является необходимым элементом воспитательного процесса. Через игру с куклой ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе. Кукла служит своеобразным пособием для передачи ребенку знаний о материальном мире.
detsad-1983560-1564552525.jpg[/IMG]