Шаматова Альбина
Проект по правовому воспитанию дошкольников «Маленьким детям — большие права» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Участники проекта : дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели.
Тип проекта : коллективный, долгосрочный, практико - ориентированный.
Направление деятельности : нравственно – социальное, патриотическое
Цель проекта : формирование у детей основ социально - правового сознания, воспитание нравственно – патриотических чувств.
Задачи
Создать условия для:
Публикация «Проект по правовому воспитанию дошкольников „Маленьким детям — большие права“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Права ребенка. Проекты, планы
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
• Ознакомления детей в соответствующей возрасту форме с основными документами по защите прав ребенка, с правами и обязанностями человека.
• Формирования эмоционально-положительного отношения к важнейшим нравственным качествам (доброта, милосердие, сострадание, сочувствие) и умения проявлять их при взаимодействии с окружающими людьми, уважения к правам другого человека, доброжелательности и чуткости к окружающим, привлечение внимания ребенка ксвоим правам и обязанностям, нравственных норм и правил поведения (в детском саду, семье, обществе).
• Воспитания нравственно – патриотических чувств к своей семье, стране, городу.
Ожидаемые результаты проекта :
• Повышение уровня правового воспитания детей.
• Формирование навыков нравственно - патриотического поведения.
• Усвоение правовых понятий : закон, право, правонарушение.
• Повышение социальной компетентности дошкольников.
• Формирование гражданских навыков: индивидуальность суждений, открытость к диалогу, толерантность, умение решать возникающие вопросы в повседневной жизни конфликты правовыми способами.
• Понимание детьми значимости семьи в жизни каждого человека.
• Проявление заботы и уважения ко всем членам семьи.
• Привить любовь и уважение к родной стране, городу, улице, природе, которая нас окружает.
Актуальность проекта
Человеческое достоинство-это источник прав и свобод, признание обществом социальной ценности, неповторимости, уникальности каждого человека. С самого раннего детства каждый ребенок-личность с индивидуальными чертами характера, способностями, желаниями, и всякая попытка грубого вмешательства в развития личности есть оскорбление самих основ породы.
В настоящее время все чаще в нашей жизни возникают ситуации жестокого обращения с детьми. Исчезает культура семейного воспитания, в 90-е годы была прервана связь между поколениями в вопросах воспитания подрастающего поколения. Родители больше озабочены материальным благополучием семьи: купить компьютер, машину, иметь квартиру, поехать за границу.
Существует такая сторона (если можно так сказать) воспитания – пренебрежительное отношение к нуждам собственного ребенка. Часто дети не получают того внимания, какое бы хотели получать от родителей, они бессильны изменить что-либо в этой ситуации. У детей появляется тревожность, агрессивность, неврозы, стремление к власти – любым способом привлечь к себе внимание взрослых.
Знание прав - это щит, прикрывающий детей, их достоинство от посягательств со стороны других людей и государства. Только обладание правами дает ребенку возможность само реализоваться, раскрыться как личность.
Защита прав - это особая проблема государства и общества в целом. Все права и свободы могут быть осуществлены и гарантированы только в гражданском обществе. Особое место в понимании прав человека занимают права ребенка.
Огромную важность приобретают вопросы формирования у детей знаний и представлений об основных демократических ценностях, воспитание их в духе гуманизма. Особое значение приобретает вопрос осознания ценности человека, как личности, воспитания толерантности, терпимости к интересам других людей. Самоуважение и уважение к другим – вот, на наш взгляд, то, чего так остро не хватает как взрослым, так и детям.
Социальная значимость темы определена тем, что нашим детям предстоит стать гражданами демократической России. И мы убеждены, что воспитывая (или не воспитывая) уже в дошкольном возрасте предпосылки определенной гражданской позиции, мы строим свое будущее, будущее своей страны.
«Метод трех вопросов»
- Можно играть
-Водительские права
- Нас могут лечить бесплатно
- Много всяких людей рождается
- Какие права есть у ребенка?
- Что такое документы?
- Кто такой гражданин?
- спросить у взрослых;
- в интернете;
- в книгах.
Основные формы реализации проекта :
Участие в выставке «Моя Россия», участие в конкурсе чтецов, посвященное дню рождения А. С. Пушкина. Совместно с воспитателями рисование природы своей родины, изготовление макета «Мой дом», конструирование макета моста через реку Обь. Совместная работа детей и родителей изготовление книжек и составление рассказов о своем имени, создание коллажей о городе Борисоглебске. Праздник, посвященный «Дню защиты детей», развлечение «Тебе мы рады лето!».
План реализации проекта :
• Постановка проблемы, вхождение в игровую ситуацию.
• Обсуждение проблемы, принятие задачи.
• Выполнение проекта.
• Подведение итогов. Итоговое мероприятие. Презентация своих книжек.
Планирование деятельности.
С детьми:
Беседы:
• «Что такое право?»
• «Мой первый документ»
• «Что может быть важнее жизни?»
• «Поговорим о здоровье»
• «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!»
• «Мне нравится играть в…»
• «Наша родина Россия»
• «Все люди на большой планете, должны всегда дружить»
• «Что означает твое имя?»
• «О вежливом отношении к членам семьи»
• «О заботе взрослых членов семьи о детях»
• «Обязанности детей в семье»
• «Мой родной Борисоглебск»
• «Я живу по адресу…»
• «Значение флага и герба России»,
• «Значение флага и герба Борисоглебска».
Дидактические игры:
«Назови друга ласково», «Назови свое взрослое имя», «Цепочка имен», «Назови имена, отчества своих родных», «Мой первый документ – свидетельство о рождении», «Собери флаг», «Найди нашу страну на карте», «Найди герб и флаг России».
Чтение художественной литературы:
• стихотворения об именах детей группы.
• сказка «Похищенное имя», «Добрый волшебник», «Зарядка и Простуда», «Как кот Федот Иру развеселил».
• Г. Остер: «Котенок по имени Гав», «Шарик».
• А. Барто «Как Вовка бабушек выручал».
• В. Осеева «Печенье», «Сестры».
• чтение и обсуждение пословиц, заучивание стихотворений о родине, о флаге;
• загадки о вредных и полезных привычках.
• чтение стихотворений: «Зачем соблюдать режим?», «Я хочу быть здоровым», «Чистим зубы».
• Шалаева Г. П «Правила для воспитанных детей», «Как Антон полюбил ходить в детский сад».
Художественное творчество:
• изготовление книжки «Мое имя».
• изготовление макета дома «Светофорчик».
• изготовление ромашки с моими правами.
• аппликация «флаг России»,
• рисование «Природа России», «Мой Борисоглебск», «Моя любимая площадка».
Драматизации:
• стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо».
• этюды: «Конкурс лентяев», «Капризуля», «Задавака» (нормы поведения).
Решение проблемных ситуаций:
• «Кто виноват?», «Странная девочка» (обсуждение поступков героев произведений и составленных ситуаций).
Сюжетно-ролевые игры:
• «Семья»
• «Больница»
• «В гостях», «Мы помощники», «Детский сад»;
Наблюдения:
• «За огородом»,
• «За строительством дома»,
• «За самолетами»,
• «За жизнью Юго-Восточного микрорайона»,
• «За окружающей природой».
С родителями:
• рассматривание с детьми «Свидетельства о рождении»;
• консультация «Права ребенка», «Как открыть ребенку свою любовь», «Четыре заповеди мудрого родителя», «История праздника «День защиты детей», «Конвенция о правах ребенка», «День рождение Борисоглебска»
• Беседы: «Обязанности ребенка дома», «Чего у ребенка больше : прав или обязанностей?», «Какие права вам труднее всего выполнять?»
Итоговые мероприятия:
• Изготовление книги «Конвенция прав ребенка», макет «Наш Дом», «Книга моего имени», «Ромашка - Правашка», «Праздник: Тебе мы рады лето».