Екатерина Дюкова
Проект по правовому воспитанию «Большие права маленького ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ № 130»
Вид проекта : краткосрочный, информационно-познавательный.
Проект
по правовому воспитанию для детей старшей группы
"Большие права маленького ребенка"
Подготовила:
Дюкова Е. А. ,
воспитатель
Курск 2017
«Дети – будущее каждого народа,
Публикация «Проект по правовому воспитанию „Большие права маленького ребенка“» размещена в разделах
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Права ребенка. Проекты, планы
- Проекты
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
каждого государства.
И от того, как мы о них позаботимся,
зависит завтрашний день
всего общества».
Януш Корчак
Актуальность
Ещё с древних времён человечество понимало, что жизнь начинается с детства. Многие философы, мыслители поднимали в своих трудах проблему защиты детей. Так, Антуан де Сент-Экзюпери писал: «Мы в ответе за тех, кого приручили…».
Ребёнок приходит в мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь целиком и полностью находится в руках взрослых. Уже в раннем возрасте дети начинают усваивать ценности того общества, в котором живут. В дошкольном возрасте закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития. По существу нравственное воспитание, знакомство с правами человека в дошкольном возрасте начинается с вопросов: «Что такое хорошо, что такое плохо?»
С наступлением XXI в. во всем мире проблема защиты детей обострилась, так как по-прежнему наблюдаются жестокое обращение с детьми, все виды эксплуатации, ущерб физическому здоровью, умственному, моральному и социальному развитию, природные и экономические бедствия, вооруженные конфликты, похищение детей, торговля детьми в любых целях и в любой форме. Социально-экономическая ситуация современного общества отражается прежде всего на детях, следовательно, нельзя равнодушно относиться к вопросу о защите прав и достоинств ребенка. Дошкольное детство - не просто уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье, развивается личность, это еще и период, когда ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых - родителей и педагогов. Завтрашний день России во многом определяется тем, какое поколение мы вырастим сегодня.
Проблема:
В наше время институт семьи и права становится все менее популярным. Условия нестабильности общества и социальная напряжённость отрицательно влияют на воспитательные функции семьи. В результате проведенной работы с родителями, выяснилось, наличие у них лишь поверхностных представлений о правовом воспитании детей и документах, обеспечивающих соблюдения прав ребенка. Кроме того 80% родителей изъявили желание повысить свой уровень знаний в этом вопросе. Цель проекта : формирование у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, повышение уровня правовой культуры родителей, их компетентности в воспитании детей.
Задачи:
1. Познакомить детей с основными документами по защите прав человека, в форме соответствующей возрасту старших дошкольников.
2. Способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознание своих прав и свобод.
3. Воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека.
4. Разъяснить общепринятые нормы и правила поведения;
активизировать словарь ребенка в связи с расширением его кругозора;
5. Провести разъяснительную и информационную работу с родителями по соблюдению прав ребенка.
Участники проекта :
- Воспитатели группы;
- Дети 5-6 лет;
- Педагог-психолог;
- Родители.
Ожидаемые результаты:
• освоение родителями положений «конвенции о правах ребенка» приведет к осознанию прав детей и своих родительских обязанностей;
• усвоенные знания будут способствовать улучшению детско-родительских отношений в семье;
• активизируются интересы детей и родителей в области прав и обязанностей.
• данный аспект в деятельности детского сада создаст еще один канал взаимодействия с родителями, привлечет их к участию в образовательном процессе.
Этапы проекта :
1. Подготовительный этап.
2. Деятельностный этап.
3. Заключительный этап.
1 этап - подготовительный
• Изучение литературы.
• Анкетирование родителей.
• Подбор материала по правовому воспитанию.
• Составлен перспективный план реализации проекта, включающий в себя:
- работу с воспитанниками,
- работу с родителями.
2 этап - деятельностный
Формы и методы работы с детьми:
• Тематические НОД
• Беседа "Как люди пришли к тому, что права надо защищать".
• Беседы "Моя семья", "Мое имя".
• Беседа "Каждый имеет право".
• Беседа "По-разному зовутся дети" (о праве ребёнка на имя).
• Проблемные ситуации на тему: "Мы все разные, но мы все равны".
• Чтение художественной литературы: "Золушка", "Двенадцать месяцев", "Морозко", "Зимовье", "Волк и семеро козлят", "Приключения маленького человечка" А. Усачева, "Сестра моя Ксения" В. Драгунского, "Похищенное имя" Т. А. Шорыгина, "Мой мир" О. С Козлова, "Моя родня" Я. Акимова и др.
• Рассматривание иллюстраций к Конвенции о правах ребенка.
• Разгадывание ребуса "7 – Я".
• Дидактические игры:
- "Я начну, а ты продолжи";
- "Кем ты приходишься твоим родным";
- «Вот моя улица, вот мой дом»;
- "Найди ошибку и исправь";
- "Выбери нужный ответ";
- "Подбери пословицы к картинкам";
- "Какими правами пользовались персонажи?";
-"Назови права героев";
- "Полное и неполное имя";
- "Назови ласково";
- "Обратись по имени".
• Сюжетно-ролевые игры:
- "Дом";
- "Семья";
- "Семейные праздники";
- "Почта".
• Выставка детских рисунков "Мамин портрет".
• Выставка рисунков "Моя семья".
• Оформили альбом рисунков детей "Моя семья" и дополнили групповой фотоальбом.
• Фотовыставка "Мама-солнышко мое!".
• Рассматривание семейных фотоальбомов.
• Просмотр видеофильмов о семье (В. Катаев "Цветик-семицветик", р. н. с. "Снегурочка", "Морозко").
• Составление словариков имен детей "Что означают имена".
• В группе оформлен "Правовой уголок".
• Создание детьми совместно с родителями генеалогического древа семьи.
• Драматизация сказки "Колобок" на новый лад.
Формы и методы работы с родителями:
• Оформление информационного стенда для родителей «Дети имеют право»;
• Консультация для родителей «Как мы нарушаем права ребёнка?
Что нам мешает в общении с ним?»
• Консультация для родителей «Как познакомить дошкольника с его правами и обязанностями?»
• Анкетирование родителей
• Индивидуальные беседы с родителями, с целью создания генеалогического дерева своей семьи.
3 этап – заключительный
• Круглый стол «Формы работы с родительской общественностью по соблюдению прав ребенка, профилактике и пресечению насилия в отношении несовершеннолетних, формирование правовой культуры детей и взрослых». Изучение основных положений Конвенции о правах ребенка.
• Обработка и оформление материалов проекта.
• Выступление на педагогическом совете.
Литература
1. Журнал "Дошкольная педагогика" - № 5 - 2011, № 9 - 2011.
2. Журнал " Воспитатель ДОУ" - № 6 - 2008, № 12 - 2012, № 1 - 2013, № 4 -2013, № 2 - 2014, № 7 - 2014.
3. Журнал "Дошкольное воспитание" - № 8 - 2014.
4. Журнал "Управление ДОУ" - № 6 - 2002, № 3 - 2005, № 3 -2010, № 6 -2013.
5. Журнал "Справочник старшего воспитателя" - № 6 - 2010, № 6 - 2012.
6. Копытова Н. Н. Правовое образование в ДОУ. - М. : ТЦ Сфера, 2007.- 80 с.
7. Правовое воспитание. Организация работы с педагогами, детьми и родителями: семинары-практикумы, занятия, игры / авт. -сост. Т. А. Харитончик. - Учитель, 2009. - 228 с.
8. Правовое воспитание. Старшая и подготовительная группы. Разработки занятий. Сост. Р. А. Жукова. - ИТД "Корифей". - 112 с.
Приложения
Консультация для родителей старшей группы на тему:
«Как мы нарушаем права ребёнка?
Что нам мешает в общении с ним?»
• Приказы, команды: убери, перестань, быстро домой, замолчи и т. д. - несут неуважение к ребёнку, который начинает чувствовать себя бесправным, а то и брошенным в беде.
• Предупреждения, предостережения, угрозы: "если ты не прекратишь плакать, я уйду", "смотри, как бы ни стало хуже", - загоняют ребёнка в тупик, при частом повторении ребёнок привыкает и перестаёт на них реагировать.
• Мораль, нравоучения, проповеди: "Ты обязан вести себя как подобает". Обычно дети из таких фраз не узнают ничего нового. Они чувствуют давление внешнего авторитета, иногда вину, иногда скуку, а чаще всего все вместе взятое. Значит ли это, что с детьми не надо беседовать о моральных нормах и правилах поведения? Совсем нет. Однако делать это надо только в их спокойные минуты, а не в накаленной обстановке.
• Советы, готовые решения: "А ты возьми и скажи. ", "По-моему, нужно пойти и извиниться". Дети не склонны прислушиваться к нашим советам. Каждый раз, советуя что-либо ребенку, мы как бы сообщаем ему, что он еще мал и неопытен, а мы умнее его и наперед все знаем. Такая позиция родителей – позиция "сверху" – раздражает детей, а главное, не оставляет у них желания рассказать больше о своей проблеме.
• Доказательства, логические доводы, нотации, "лекции" : "Пора бы знать, что нельзя грязными руками…", "Сколько раз тебе говорила…". И здесь дети отвечают: "Отстань", "Сколько можно", "Хватит!". В лучшем случае они перестают нас слышать, возникает то, что психологи называют "смысловым барьером", или "психологической глухотой".
• Критика, выговоры, обвинения: "На что это похоже!", "Опять все сделала не так!", "Вечно ты. ". Такие фразы вызывают у детей либо активную защиту, либо уныние, подавленность, разочарование в себе и в своих отношениях с родителем. В этом случае у ребенка формируется низкая самооценка.
• Обзывание, высмеивание: "Плакса-вакса", "Ты плохая девочка", "Ну, просто дубина!", "Какой же ты лентяй!" Все это – лучший способ оттолкнуть ребенка и "помочь" ему разувериться в себе. Как правило, в таких случаях дети обижаются и защищаются:
"А сама какая?", "Ну, и буду таким!"
• Догадки, интерпретации: Одна мама любила повторять своему сыну: "Я вижу тебя насквозь и даже на два метра под тобой!", что неизменно приводило его в ярость. И в самом деле, кто из ребят (да и взрослых) любит, когда его "вычисляют"? За этим может последовать лишь защитная реакция, желание уйти от контакта.
• Вы спрашивание, расследование: "Нет, ты все-таки скажи", "Я все равно узнаю". Удержаться в разговоре от расспросов трудно. И,все таки, лучше постараться вопросительные предложения заменить утвердительными.
• Сочувствие на словах, уговоры, увещевания. Конечно, ребенку нужно сочувствие. Тем не менее, есть риск, что слова "я тебя понимаю", "я тебе сочувствую" прозвучат слишком формально. Может быть, вместо этого просто помолчать, прижав его к себе. А во фразах типа: "Успокойся", "Не обращай внимания!", "Перемелется, мука будет" он может услышать пренебрежение его заботами, отрицание или преуменьшение его переживания.
Каждый день дети проводят время на игровой площадке во дворе или детском саду. И каждый день для них так же труден, как и для нас. Малыши учатся сосуществовать в группе себе подобных, и эти первые опыты имеют очень большое значение в формировании схемы их социального поведения.
В раннем детстве каждая ситуация записывается в подсознание ребёнка и влияет на дальнейшее развитие его личности.
Даже самые маленькие дети имеют равные социальные права, которые не должны нарушаться другими членами социальной группы (мамами и их малышами, играющими во дворе, например).
Кроме общепонятных и общепризнанных прав ребенка на жизнь, на имя, на гражданство, на охрану здоровья, на образование, на семейное благополучие и т. п. существуют ещё права ребенка на свободное развитие его личности и культурное развитие. И вот именно об этих правах пойдёт речь в данной статье, потому как они наиболее часто нарушаются нами, взрослыми.
Какие же это права?
- Право на отстаивание своих интересов, игрушек и другого принадлежащего им имущества.
- Право на свободное передвижение по данной территории (детской площадке).
- Право на выражение возникающих чувств и эмоций.
- Право на свободный выбор партнёров по играм и друзей.
- Право на защиту от всех форм физического (даже от подзатыльников и шлепков
по попе) или психологического насилия, оскорблений и злоупотреблений,
отсутствия заботы, небрежного или грубого обращения, эксплуатации.
- Право на уважение человеческого достоинства ребенка, даже в методах
поддержки дисциплины.
- Право на собственное мнение и индивидуальность.
- Право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных
мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в
культурной жизни и заниматься искусством (лепить из снега или песка,
например).
- Право на уважение личной жизни.
- Право на защиту, заботу и помощь взрослых в любых ситуациях (даже самых незначительных на наш взгляд – не получается сделать куличик, например).
Многие из этих прав официально зафиксированы в Международной конвенции по правам ребёнка. И осуществление этих прав может подвергаться некоторым ограничениям, но только тем, которые предусмотрены законом и которые необходимы для уважения прав других лиц. В остальных случаях они должны быть неукоснительно соблюдены.
Консультация для родителей старшей группы на тему:
«Как познакомить дошкольника с его правами и обязанностями?»
Права ребенка – обязательный и неотъемлемый компонент современного общества. Но как и когда начать говорить с ребёнком о его правах? Как сообщить грамотно об обязанностях?
Конечно, чем раньше объяснять малышу правила поведения в обществе, тем будет лучше и ему самому и его родителям и окружающим его людям. Нужно объяснять ребёнку доступным для него языком, что жить намного проще и приятнее, когда знаешь как «надо» и как «не надо» поступать в той или иной ситуации.
Систему знаний о правах детей необходимо строить в соответствии с возрастом детей и их познавательными возможностями, а именно знакомить детей с теми правами, содержание которых им понятны и постоянно встречаются в их жизни; правами, которые наиболее часто нарушаются взрослыми или другими детьми; и, наконец, с теми, знание которых может способствовать развитию интереса детей к социальным явлениям и доступны познанию на уровне элементарных обобщений.
Начиная знакомить малыша с его правами, каждый родитель должен сам знать и правильно трактовать основные права своего ребёнка (право на защиту от насилия, дискриминации, право на жизнь, образование, медицинскую помощь, право жить в семье, право на собственное мнение и т. д.). Основным документом, где изложена данная информация была и остаётся на сегодняшний день Конвенция ООН о правах ребёнка. Сейчас существует множество вариаций этого документа и для детей и для взрослых – выбор за Вами.
Например, неплохо изложены права «детёнышей» в книге всеми известного детского писателя Г. Остера. Она так и называется – «Права Детёнышей». Для детей постарше можно почитать стихотворение великого русского поэта «Серебряного века» - В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». А вообще, и в мире литературы и в мире мультипликации огромное множество произведений для детей, которые могут послужить иллюстрацией к той или иной ситуации из жизни Вашего малыша. Ведь лучше учиться на чужих ошибках, не правда ли? Конечно, всё прочитанное или просмотренное должно поясняться взрослыми в доступной для данного возраста форме.
Для бесед со средними и старшими дошкольниками на тему их прав и обязанностей лучше использовать в качестве примеров ситуации, например, с любимыми сказочными героями. Конечно, можно вместе прочесть сказку или другое литературное произведение, выбранное Вами, для объяснения того или иного права. Но ещё интереснее придумать сказку вместе с ребёнком, изначально вложив в сюжет «проблемную ситуацию». Например: «Жила была куколка Виолетта. Она очень не любила кушать овощи и фрукты. Питалась только тортиками и шоколадками. В один не очень прекрасный день у Виолетты так сильно заболел живот…» Тем самым мы излагаем в доступной форме право ребёнка на медицинскую помощь, на качественное и здоровое питание. Вот таким интересным занятием можно заниматься, например, идя по дороге из детского сада, тем самым экономя время на другие не менее приятные занятия дома.
В каких книгах ещё поискать информацию по данной теме: Е. С. Шабельник «Права ребенка», «Права на всякий случай», А. С. Усачев «Приключение маленького человечка», Г. Остер «Нарушение правил приличия, вежливости, этикета», «Право–нарушения», Л. Васильева «Азбука вежливости» и многие другие.
Успеха Вам, дорогие родители,в столь непростом деле – воспитании Вашего Сокровища!