Елена Меркулова
Проект «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
«Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений»
Разработала воспитатель МБДОУ ДС "Голубые дорожки" г. Волгодонска, Ростовской области - Меркулова Елена Анатольевна.
Предмет математики настолько серьёзен, что надо
не упускать случая, сделать его занимательным.
Б. Паскаль.
Публикация «Проект „Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2020
Тип проекта
• По направленности: предметный (математическое развитие).
• По приоритету метода: практико-ориентированный, информационно –
познавательный, творческий, игровой.
• По количеству участников: групповой.
• По характеру контактов: одной возрастной группы (5-6 лет).
• По характеру участия: активная деятельность педагогов, детей и
родителей на основе сотрудничества.
• По продолжительности: долгосрочный (январь-май).
База исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад «Голубые дорожки «г. Волгодонска
Участники проекта: Воспитатели, учитель – логопед, воспитанники группы компенсирующей направленности № 5, родители.
Структура проекта
Актуальность:
В современном мире технический прогресс развивается очень быстрым темпом, нас со всех сторон окружают компьютеры, цифры и алгоритмы, практически любая работа требует от человека знания компьютерных технологий, причем все более глубоко, поэтому в наше время математика востребована как никогда раньше.
Математика – один из наиболее сложных предметов в школьном цикле, поэтому для успешного обучения ребенка в школе уже в детском саду необходимо способствовать математическому развитию дошкольника, расширять математический кругозор, повышать качество математической подготовки к школе. Это позволит детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активно использовать математические знания в повседневной жизни.
Математические представления должны осваиваться дошкольником последовательно, равномерно и систематически. С этой целью необходимо организовать образовательную деятельность, осуществляемую как в процессе организации различных видов деятельности (игровой, социально-коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения художественной литературы, так и в ходе режимных моментов; а также самостоятельную деятельность детей с применением разнообразных игровых средств. Все полученные знания и умения закрепляются в дидактических играх, которым необходимо уделять большое внимание. Основное назначение их – обеспечить детей знаниями в различении, выделении, назывании множества предметов, чисел, геометрических фигур, направлений. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая игра несет конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.
Занимательный материал не только увлекает ребенка, но и способствует совершенствованию наблюдательности, внимания, памяти, мышления и речи дошкольника. Стихотворный материал, загадки, считалки применяются в зависимости от целей познавательного общения. Возможности их использования широки: на групповых занятиях в детском саду, при индивидуальной работе с детьми в ДОУ и семье, на викторинах, досугах, праздниках.
Занимательная математика ставит дошкольников в условия поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми.
Так же, математическое развитие детей будет более эффективно при взаимодействии с семьями детей.
Постановка проблемы.
На занятиях по ФЭМП у некоторых детей отсутствовал интерес к математике, существовали затруднения с мышлением, вниманием.
В начале учебного года была проведена первичная диагностика математического развития, где был определен уровень сформированности математических представлений каждого ребенка по разделам: количество и счёт, геометрические фигуры и формы, величины, ориентировка по времени, ориентировка в пространстве. В декабре была проведена промежуточная диагностика, которая показала наличие положительного результата сформированности математических представлений. Но тем не менее можно сделать выводы, что у детей на недостаточном уровне сформированы временные представления и умение ориентироваться в пространстве. А так же у некоторых детей слабо развиты внимание, мышление, активность.
Цель проекта.
Повышение уровня математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в организованной и самостоятельной деятельности посредством дидактических игр и упражнений.
Задачи проекта.
Обучающие задачи:
закреплять умение считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными;
закреплять умение соотносить число (в пределах 10) с количеством предметов;
закреплять представления о геометрических фигурах и формах;
формировать понимание пространственных отношений (умение определять положение того или иного предмета не только по отношению к себе, но и к другому предмету);
совершенствовать умение называть части суток, последовательность дней в неделе, месяцев в году;
совершенствовать умение выделять совокупности предметов или фигур, обладающих общим свойством, выделять и выражать в речи признаки сходств и различия отдельных предметов и совокупностей.
Развивающие задачи:
развивать интерес к математике;
развивать конструктивные способности, умение преобразовывать один математический объект в другой, умение работать со схемой;
развивать творческие способности в продуктивной и театрализованной деятельности;
способствовать формированию мыслительных процессов (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, развитию логического мышления;
развивать смекалку, зрительную память, воображение,
способствовать развитию речи, умению аргументировать свои высказывания;
развивать умения детей самостоятельно использовать полученные знания в разных видах деятельности, вовлекать сверстников в развернутые игры;
развивать чувство коллективизма, здорового соперничества;
создавать эмоциональное настроение детей.
Воспитательные задачи:
воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;
формировать заинтересованность родителей в достижениях своих детей в совместной с ними деятельности;
создать условия для эффективного взаимодействия детского сада и семьи по закреплению дошкольниками знаний по ФЭМП.
Интеграция образовательных областей
• Познавательное развитие;
• Социально – коммуникативное развитие;
• Речевое развитие;
• Художественно-эстетическое развитие;
• Физическое развитие.
Предполагаемые результаты проекта.
Педагоги
• повышение уровня профессионального мастерства педагога в вопросе формирования элементарных математических представлений у детей посредством занимательного дидактического материала;
• накопление методической литературы и дидактического материала;
• создание в группе математически развивающей среды и умение ориентироваться в ней;
• поиск наиболее интересных форм работы для развития у детей элементарных математических представлений;
• раскрытие творческих способностей и оригинальности мышления у воспитателей;
• принятие новой позиции – партнера и использование новой технологии работы с детьми;
• использование в работе информационно - коммуникационных технологий в виде игровых заданий;
• пополнение электронной базы в виде интерактивных дидактических игр и презентаций математического содержания;
• создание доверительных отношений воспитателя с семьями воспитанников;
• обобщение опыта работы и обмен опытом на педсоветах ДОУ.
Дети
• развитие у детей интереса к математике, стремления к преодолению трудностей;
• умение выполнять простейшие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, делать выводы;
• обогащение словаря математическими терминами;
• развитие эмоционально-коммуникативной сферы;
• применение детьми математических знаний и умений в самостоятельной деятельности, проявление творческой инициативы;
• умение детей самостоятельно использовать на практике полученные знания в разных видах деятельности;
• положительная динамика мониторинга по ФЭМП.
Родители
• повышение компетенции родителей по формированию элементарных математических представлений у детей;
• осознание родителями важности формирования элементарных математических представлений у детей с помощью занимательного дидактического материала;
• участие родителей группы в организации работы по проекту;
• изучение методической литературы;
• приобретение и накопление нового опыта общения со своим ребенком;
• активизация интереса родителей к использованию математических игр и упражнений для занятий с детьми;
• радость от совместной деятельности с детьми;
• умение принять игровую роль – роль ребенка, что способствует повышению авторитета родителей в глазах детей и сплоченности семьи.
• расширение знаний родителей о методах и приёмах, используемых для формирования у детей математических представлений.
Формы организации работы по проекту.
Групповая (фронтальная);
Индивидуальная;
Дифференцированная.
Методы и приёмы, используемые для реализации поставленных задач.
Методы:
• Практические;
• Наглядные;
• Словесные;
• Игровые.
Приёмы:
• Демонстрация (показ) способов действия, наглядного материала;
• Инструкция по выполнению самостоятельных заданий (упражнений).
• Пояснения, разъяснения, указания.
• Вопросы к детям.
• Переформулировка ответов.
• Словесные отчеты детей.
• Контроль и оценка.
• сравнение, анализ, синтез, обобщение,
• Наблюдение,
• практические действия с предметами, отражение их результатов в речи,
• практические или умственные действия: наложение и приложение предметов; обследование формы предмета; «взвешивание» предмета «на руках»; использование фишек-эквивалентов; присчитывание и отсчитывание по единице и т. д.
• Моделирование.
Средства, применяемые при реализации поставленных задач
Основные дидактические средства:
• Наглядный дидактический материал.
• Оборудование для самостоятельных игр и занятий.
• Пособия для воспитателей.
• Учебно – познавательный материал для детей, тетради с печатной основой.
• Технические средства.
Этапы и сроки проведения проекта
этап: подготовительный (январь)
• создание условий для реализации проекта;
• сбор информации по теме (подбор методической и художественной литературы, дидактических игр, иллюстраций, фото и видео материала);
• изучение методической литературы;
• разработка перспективного плана мероприятий;
• выбор диагностического инструментария; диагностика начального уровня;
• донесение до участников проекта важности данной темы;
• разработка путей решения проекта с детьми;
• подготовка материально-технической базы проекта.
• создание предметно - развивающей среды в группе.
II этап: основной, практический (февраль, март, апрель)
Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта:
Знакомство с разнообразием дидактических игр по развитию элементарных математических представлений.
Ознакомление детей с содержанием игр, с дидактическим материалом.
Индивидуальная и подгрупповая работа по ФЭМП с использованием занимательного материала.
Организация и руководство игрой.
Просветительская работа с родителями.
Консультирование родителей на темы:
• «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста»,
• "Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала",
• «Дома играем – математику изучаем»,
• «Дидактические игры и игровые упражнения по формированию элементарных математических представлений у детей старшей группы детского сада».
Оформление папок-передвижек:
• «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с геометрическими фигурами»,
• «Развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста»,
• «Игры для развития элементарных математических представлений дома и на улице»,
• «Развитие логического мышление дошкольников».
Пополнение содержания математического уголка в группе;
• Изготовление и использование игр на развитие логического мышления: «Танграм», «Волшебный круг», «Пифагор», «Колумбово яйцо».
• Пополнение игротеки настольно – печатными играми с кубиком и фишками.
• Составление картотек: считалок, физкультминуток, стихотворений, сказок, загадок, занимательных задач математического содержания.
• Составление картотек схем для построек из плоскостного и объёмного конструкторов, геометрических фигур, мозаики.
Настольно-печатные игры в совместной деятельности воспитателя и детей (использование групповой базы дидактических игр, обмен играми с игротеки других групп, изготовление настольно – печатных игр с помощью детей и родителей).
Пополнение центра строительно - конструктивных игр разными видами конструкторов и мозаики.
Использование игр, направленных на развитие логического мышления конструкторских способностей (Палочки Кюинезера, Блоки Деньеша, «Кубики Никитина», «Выложи фигуру из палочек», «Сложи фигуру» и т. д.).
Пополнение базы электронных продуктов (разработка интерактивных дидактических игр:
• «Геометрическое судоку»,
• «Математические лабиринты»,
• «1,3,5»,
• «Больше-меньше»,
• «Когда это бывает?»,
• «Чего не стало?»,
• «Найди соседей числа»,
• «Расставь по росту»,
• «Цвет и форма»,
• «Какой по порядку».
Математические игры с использованием ИКТ.
Разработка электронных интерактивных презентаций:
• «Геометрические фигуры и формы»,
• «Времена года»,
• «Что сначала, что потом»,
• «Какие месяцы в году?»,
• «Счёт» и др.
Индивидуальная работа с использованием развивающих математических игр.
Математические развлечения;
• «Математика-страна чудес»,
• «Юные математики» (викторина).
Чтение художественной литературы математической направленности.
математических сказок.
Продуктивная творческая деятельность.
Проведение подвижных игр на ориентацию в пространстве, на повторение прямого и обратного счёта.
Театрализованная деятельность (драматизация сказки математической направленности).
Проведение диагностики.
III этап: заключительный, обобщающий (май)
• анализ и оценка полученных результатов;
• соотнесение прогнозируемых результатов с полученными;
• проведение итоговой диагностика детей;
• математическая обработка данных;
• обобщение опыта работы;
• создание презентации по итогам реализации проекта;
• проведение отчёта по проектной деятельности на педсовете ДОУ;
• подготовка и проведение родительского собрания на тему «Математика важна, очень нам она нужна!» с предоставлением отчёта.
Заключение
• Проект предлагает систему работы с детьми, с педагогами и родителями по внедрению в образовательный процесс развивающих игр с математическим содержанием с целью развития элементов логического мышления и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
• Формирование математических представлений и элементов логического мышления требует постоянной, планомерной и системной работы, как в совместной деятельности взрослого и ребёнка, так и в самостоятельной деятельности.
• Развивающие игры математической направленности способствуют успешному обучению основам математики, формированию математического мышления, стимулируют развитие творческого воображения, воспитанию настойчивости, воли, усидчивости, целеустремленности.
• Проект предоставляет возможность проявить на практике свои профессиональные знания, фантазию, творчество.
Опубликовано в соавторстве с Колесниковой Надеждой Егоровной