Татьяна Кугутова
Проект по познавательно-экспериментальной деятельности в первой младшей группе «Нам водичка — добрый друг»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по познавательно- экспериментальной деятельности в первой младшей группе : «Нам водичка - добрый друг».
Актуальность
Воспитание любви к природе должно идти через практическое применение знаний об окружающем мире. Одним из первых природных материалов, с которым ребенок встречается в повседневной жизни, самым близким и доступным является вода.
Публикация «Проект по познавательно-экспериментальной деятельности в первой младшей группе „Нам водичка — добрый друг“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Вода. Проекты
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты
- Темочки
Вода дает ребёнку приятные ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляет возможность познавать мир и себя в нём. Наблюдая за играми малышей с водой, а также во время умывания, купания, я заметила интерес детей к воде и убедилась в актуальности данной темы, а именно в необходимости получения знаний у детей об основных свойствах воды, её состояниях и роли в жизни человека, животных, растений.
Игры с водой показали, что они приносят детям радость и положительные эмоции, развивают моторику и координацию движений рук, тактильные ощущения, воображение, мышление, фантазию, речь и т. д.
В процессе экспериментирования каждый ребёнок получает возможность удовлетворить свою любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем.
Вид проекта : Познавательно-экспериментальный, краткосрочный
Длительность проекта : 4 недели
Цель: - развитие познавательной активности детей раннего дошкольного возраста через включение в процесс экспериментирования;
- расширение знаний детей о воде, ее значении и свойствах.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей раннего дошкольного возраста с водой и её свойствами;
- обогатить знания детей о роли воды в жизни человека, животных, растений;
- пополнить словарный запас детей по данной теме;
Развивающие:
- развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования с водой, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к воде;
- воспитывать умение играть со сверстниками рядом;
- воспитывать самостоятельность.
Участники проекта : дети первой младшей группы, родители, воспитатель
Продолжительность: краткосрочный – 4 недели
Место проведения: первая младшая группа детей детского сада
Объект исследования: Вода
Приемы работы с детьми в процессе реализации проекта :
беседы с детьми о роли воды в жизни человека, животных, растений;
чтение художественной литературы, потешек, стихов
рассматривание иллюстраций,
- отгадывание загадок,
наблюдения,
опыты,
дидактические игры, подвижные игры
Ожидаемый результат:
- расширение знаний детей о воде, её свойствах и роли для окружающего мира;
- обогащение активного словаря воспитанников за счёт слов «вода, водичка, прозрачная, без цвета, без вкуса, без запаха, льётся, журчит, бежит, капает, мыть, вытирать, наливать, поливать, купаться, мокрый и т. д.»
формирование навыков элементарных исследовательских умений.
активное участие родителей в жизни детского сада и группы.
Используемые материалы:
- иллюстрации с пейзажами в разное время года;
- книги со стихотворениями, рассказами и потешками о воде;
- миски с прохладной и тёплой водой;
- предметы изготовленные из разного материала (деревянные, пластмассовые, железные, бумажные)
- создание экспериментального уголка и его оснащение.
ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА :
1. Подготовительный:
-размещение справочной информации по теме проекта.
- подбор иллюстраций на тему: «Вода» и всё о ней;
- подбор и приобретение материалов для экспериментирования;
- беседа с детьми на тему: «Вода – самое удивительное вещество на земле, её свойства»
-подбор художественной литературы, поговорок, пословиц по теме проекта.
-подбор наглядно дидактического материала по теме проекта.
- чтение потешек: «Водичка, водичка», «Дождик, дождик, кап-кап-кап»; чтение стихотворения: «Дождь, дождь», «Мойдодыр», «Снег, да снег».
- рассматривание иллюстраций: «Времена года», «Озёра, реки и моря».
- наблюдение: за снегом, дождём, метелью, падающими капельками с веток деревьев, с крыши павильона.
2. Основная часть:
Опыты с водой
В основной части мы с ребятами проводили эксперименты со снегом и водой, где отметили, что вода
может находиться в жидком и твердом состоянии: при замерзании вода превращается в лед или в снег (снег холодный, мокрый, а в тепле снег и лед тают и превращаются в воду).
-Вода не имеет вкуса и запаха.
-Вода может быть: «Теплая и холодная»
Для этого опыта наливали теплую воду в одну чашечку и холодную воду в другую. Ребята по очереди опускали руки и определяли, какая вода в одной и другой чашечке.
-Вода жидкая, ее можно лить, переливать из одной емкости в другую. Развиваем глазомер, тактильные ощущения, мелкую моторику рук.
-Также вода не имеет формы, вода жидкая и принимает форму того сосуда, в который ее налили. Для этого мы взяли емкости разной величины и формы и провели наблюдения.
-На следующем эксперименте мы увидели, что вода прозрачная, не имеет цвета. Для этого взяли стакан с молоком и стакан с водой, в стакане с водой видны предметы, а в стакане с молоком нет. Вывод: вода прозрачная, а молоко нет.
- Для следующего эксперимента ребята размешивали акварельную краску в стаканчике с обычной бесцветной водой.
И мы получили целый набор разноцветной воды. Почему вода стала цветной? Акварельная краска в обычной воде растворилась.
-Испытывали предметы на плавучесть. Легкие предметы сделанные из дерева, пластмассы, бумаги могут плавать, а тяжелые из железа - тонут. Поиграли в игру: «Достань из воды». Развиваем внимание, координацию движений, знакомимся со свойствами различных материалов.
-Провели экскурсию по саду в уголок живой природы.
Расширяем знания детей о природе, прививаем трудолюбие, чувство ответственности, любовь к живой природе. Ребята с увлечением проявили желание заботиться о растениях (учились поливать цветы, рыхлить землю, аккуратно протирать листочки от пыли).
-Прививали культурно-гигиенические навыки: учились правильно мыть руки, намыливать их, мыть круговыми движениями и смывать водой. Сопровождая действия словами потешки: «Водичка, водичка…» . Чтение стихотворения: «Мойдодыр».
-Провели дидактическую игру: «Подбери заплатку по цвету». Закрепили знания формы, цвета.
-Ребята проявили свои творческие способности, используя нетрадиционные методы рисования пальцем на тему: «Снег кружится, снег ложится».
-С удовольствием поиграли в подвижную игру: «Солнышко и дождик»
-Рассматривали иллюстрации на тему: «Времена года». «Озёра, реки и моря». Провели беседу с детьми на тему: «Как вести себя вблизи водоёмов».
Познакомились со сказками : «Мыльные пузырьки»,
«Сказка о камешке», «Сказка о том, как радуга в воде купалась». Повторяли потешки о воде, читали К. Чуковского «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая».
Провели с нашими детьми беседы о воде:
«Зачем нужна человеку вода?», «Кто живет в воде?», «Кому нужна вода?».
Вывод:
Вода нужна всем и человеку, и растениям, и птицам, и животным, без нее они погибнут. К сожалению, запасы воды ограничены. Воду нужно беречь и охранять.
Я выбрала объектом воду, потому что: это просто, доступно, но в то же время интересно и многогранно.
Опытно – экспериментальная деятельность необходима для наших детей, т. к она способствует положительному эмоциональному восприятию окружающего мира, развивает образное мышление и воображению.
4. Заключительный:
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРОЕКТА :
- дети достигли развития мыслительных способностей;
- дети познакомились со свойствами воды (тёплая, холодная, может менять цвет через экспериментальную деятельность)
ИТОГ:
В ходе реализации проекта дети приобрели знания: о воде и её свойствах, о выпадение различных видах осадков; начали проявлять интерес к экспериментальной деятельности.
Из чего следует, что цель и задачи проекта выполнены.