Наталья Ивченко
Проект по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Почемучки»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта : «Почемучки».
Вид проекта :
-по продолжительности, краткосрочный;
-по количеству участников-фронтальный.
Участники: дети средней группы, родители, воспитатели.
Тип проекта : поисково-исследовательский.
Сроки реализации проекта : 22-26 мая 2017г.
Актуальность:
Публикация «Проект по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе „Почемучки“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Проекты
- Средняя группа
- Темочки
В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс. А так как дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, то проблема развития познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников очень актуальна.
Познавательно-исследовательская деятельность на протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, имеет огромное значение в развитии личности ребёнка. Она способствует становлению целостной картины мира дошкольников, позволяет организовать обучение так, чтобы ребёнок смог задавать вопросы и самостоятельно находить на них ответы, что способствует развитию самостоятельности и инициативы у ребенка. Одним из перспективных методов развития познавательно-исследовательской деятельности является детское экспериментирование. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации и обобщения.
Понимая, какое значение имеет экспериментирование для развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей, я решила разработать проект, который посвящен данному вопросу.
Цель проекта : Создание условий для развития познавательно-исследовательской деятельности детей.
Задачи проекта :
-Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира.
-Знакомить детей со свойствами различных предметов, природных материалов (бумага, песок, магнит, почва, вода и т. д.)
-Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.
-Стимулировать развитие самостоятельности и ответственности,
-Поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности.
-Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
-Привлекать родителей к совместной деятельности.
Методы проведения: словесные, практические, наглядные.
Предполагаемый результат:
1. Созданы необходимые условия для развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.
2. Воспитанники имеют представления об окружающем мире, о свойствах различных предметов.
3. У дошкольников развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.
4. Дети проявляют самостоятельность и инициативу при выполнении заданий.
5. Расширение педагогической грамотности родителей по вопросам детского экспериментирования.
Этапы проекта :
1 этап: «Подготовительный»
-Изучение методической литературы, формулирование целей и задач, определение средств, форм и методов работы.
-Разработка плана мероприятий по реализации проекта.
-Пополнение предметно-развивающей среды группы для детского экспериментирования
-Знакомство родителей с проектом, вовлечение в работу по пополнению предметно-развивающей среды.
2 этап «Основной»
Вся работа по реализации проекта строится по следующим направлениям:
-работа с детьми;
-работа с родителями;
Перспективный план реализации проекта :
Понедельник.
1. НОД «Помощница вода».
Цель: познакомить со свойствами воды.
2. Опыты с водой.
3. Д. и. «Для чего нужна вода»
4. Чтение стихотворений о воде.
5. беседа «Как получить мыльные пузыри»
Вторник
1. Беседа «Для чего нам солнце»
Цель: познакомить детей с значением солнца для живых организмов.
2. Художественно-эстетическое развитие (рисование)
Тема: «Такое разное солнце».
3. Опыт «Солнечные зайчики»
Цель: Познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются;
развивать смекалку, любознательность.
4. Придумываем сказку о солнечном зайчике.
Среда
1. Опытно-экспериментальная деятельность «Бумага и её свойства»
Цель: познакомить детей со свойствами бумаги, показать бумагу разных видов.
2. Художественно-эстетическое развитие (оригами)
Тема: " Бумажный кораблик"
3. Д. и «Что лишнее»
Цель: закрепляем свойства бумаги.
Четверг.
1. Беседа «Что такое магнит»
2. Опыт «Испытание магнита»
Цель: Дать представление о магните и его свойстве притягивать предметы, выявить предметы, которые могут стать магнетическими, используя магнит
3. Д. и. «Хорошо-плохо».
Пятница.
1. Просмотр серий мультфильмов «Фиксики» об опытно-экспериментальной деятельности.
2. Беседа «Что такое песок». Опыты с песком.
Цель: познакомить со свойствами песка.
3. Оформление альбома по экспериментированию
Работа с родителями:
-ознакомление родителей с задачами опытно-экспериментального проекта;
-беседа «Экспериментальная деятельность дошкольников»;
-консультация «Как правильно организовать экспериментальную деятельность дома».
-ознакомление родителей с экспериментальным уголком в ДОУ;
-комплектование фонда справочных пособий и информационного материала для родителей в рамках проекта.
3 этап «Заключительный»
-Анализ, оценка и обобщение результатов реализации проекта;
-Создание альбома по экспериментированию.
Результаты проекта :
-Дети умеют проводить простейшие эксперименты, соблюдая технику безопасности.
-В группе созданы необходимые условия для экспериментирования.
-Укреплена взаимосвязь между участниками образовательного процесса.
Список литературы:
1. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром (экспериментирование). - СПб. : «Детство пресс», 2016.
2. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. – СПб. : «Детство-пресс», 2015.
3. Поддьяков Н. Н. «Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект» — Волгоград: Перемена, 1995.
4. Рыжова Н. А. «Игры с водой и песком», Обруч,№ 2.
5. Интернет ресурсы.