Татьяна Каменева
Проект по познавательно-интеллектуальному развитию «Мы познаем мир»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по познавательно-интеллектуальному развитию
«Мы познаем мир»
II младшая группа
Составила:
Воспитатель Каменева Т. В.
Актуальность проекта
В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребность детей, и что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, познавательному, эмоциональному развитию.
Темочки:
Мир вокруг ребенка удивителен и бесконечно разнообразен. Поэтому у него постоянно существует потребность в новых впечатлениях. Ежедневно дети получают новые представления о живой и неживой природе, их взаимосвязях. Задача взрослых – расширять кругозор детей, развивать их познавательную активность, поощрять стремление самостоятельно разбираться в интересующих вопросах и делать элементарные умозаключения. Но кроме формирования познавательных интересов и обогащения сознания детей новыми сведениями взрослые должны помогать им упорядочивать и систематизировать полученную информацию. В процессе постижения новых знаний у детей должно развиваться умение анализировать различные явления и события, сопоставлять их, обобщать свои наблюдения, логически мыслить и составлять собственное мнение обо всем наблюдаемом, вникая в смысл происходящего. Как же развить в процессе ознакомления с природой такие мыслительные способности у детей младшего дошкольного возраста?
Один из самых эффективных способов – экспериментирование, в процессе которого дошкольники получают возможность удовлетворить присущую им любознательность, почувствовать себя учёными, исследователями, первооткрывателями. Несложные опыты с воздухом, водой, песком неизменно вызывают восторг детей и желание понять – почему же именно так происходит! А, как известно, возникающий вопрос и стремление найти на него ответ являются основой творческого познания и развития интеллекта.
Цель проекта : развить познавательный интерес к деятельности в форме экспериментальных действий и овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой.
В младшем дошкольном возрасте основной задачей в поисково-познавательской деятельности является сенсорно-моторное развитие.
Задачи проекта :
• Образовательные: способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. Обогащать чувственный опыт ребёнка, развивать мелкую моторику рук.
• Развивающие : развить любознательность, понимание простейших причинно – следственных, отношений в системе «действие – результат».
• Воспитательные: продолжать воспитывать у детей познавательный интерес к окружающему миру. Воспитывать познавательную активность малыша, желание узнавать новое, наблюдать, запоминать, сравнивать, экспериментировать.
• Расширить представление детей о физических свойствах окружающего мира; (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.);
• Расширить представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные для удовлетворения своих потребностей;
• Развить эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
Вид проекта : познавательно-исследовательский, краткосрочный.
Участники проекта : дети (3-4 лет, воспитатели, родители.
Работа с родителями
• Памятка для родителей. «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников - проводим с детьми дома».
• Варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей в ходе использования естественных ситуаций дома.
• Анкетирование родителей по теме:
«Ребенок в познавательно-исследовательской деятельности».
Ожидаемый результат:
Дети узнают, что:
• Вода в природе существует в различных формах: водоёмы, осадки (дождь, снег, сосулька, туча и т. д. ;
• Основные свойства воды – жидкая, льётся, прозрачная, бесцветная, без запаха и вкуса, не имеет формы, растворяет некоторые вещества;
• Вода в природе может переходить из одного состояние в другое (лёд – вода);
• Песок в природе бывает: белым, жёлтым, серым;
• Основные свойства песка – сыпучий, сухой, сырой/мокрый, состоит из маленьких крупинок, лепится, когда влажный;
• Воздух в природе бывает: разный в зависимости от времени года;
• Основные свойства воздуха – без цвета, без запаха, прозрачный
Научатся:
• определять основные свойства воды, песка, воздуха
План работы
Подготовительный этап:
- Изучить и проанализировать методическую литературу по теме;
- Составление планирования детской экспериментальной деятельности в рамках проекта;
Подбор основного оборудования и материала для оснащения центра экспериментальной деятельности
Основной этап:
Проведение работы с детьми по экспериментальной деятельности;
Привлечение родителей в экспериментальную деятельности детей;
Итоговый этап:
Определить эффективность проведённой работы
Перспективный план работы с детьми:
Понедельник:
Беседа о воде;
Игра-эксперимент «Вода – чудо природы».
- выявить свойства воды, подвести к пониманию, что вода прозрачная (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес; вода принимает форму сосуда, в которой она налита; лед – твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды; определить, что лед, снег тает от тепла, от надавливания, что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму емкости, в которой находится.
Чтение художественной литературы: рассказ «Как Костя не умывался».
Вторник:
Беседа о воздухе;
Игра-эксперимент «Воздушные чудеса».
- знакомить детей с воздухом; знакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух, помочь обнаружить воздух с помощью воздушного шарика; помочь в обнаружении воздуха в окружающем пространстве с помощью пакета; воздушный поток имеет различную силу.
П/и «Пускание мыльных пузырей».
Среда:
Беседа о песке;
Игра-эксперимент «Фокусы с песком».
- выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого - можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка;
Просмотр иллюстраций о песке.
Четверг:
Игра-эксперимент «Разноцветные шарики».
- получить путем смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой;
Игра «Сделай радугу»;
Д/ и: «Чудесный мешочек».
Пятница:
беседа о солнышке;
Чтение стихотворение Г. Бойко «Солнышко».
- ознакомить с новым стихотворением, помочь в понимании содержания;
Игра-ситуация «Солнечные зайчики»
- способствовать развитию воображения, побуждать к двигательной активности;
«У солнышка в гостях»
- учить наблюдать за солнышком.
Литература:
1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Мозайка- Синтез, Москва, 2015-366с.
2. «Занятия по ознакомлению с природным и социальным миром» во второй младшей группе детского сада Дыбина О. В. Мозайка- Синтез, 2015-72 с.
3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: метод. Рекомендации/под общ. ред. Л. Н. Прохоровой. -3-е изд., доп. -М. : АРКТИ,2008. – 64 с.