Любовь Комарова
Проект по патриотическому воспитанию «Русская изба» в логопедической подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Тип проекта:- групповой
- информационно – познавательный
- творческий
Продолжительность проекта: краткосрочный, 6 дней.
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, педагоги.
Цель проекта:
Формирование представлений о русском крестьянском быте, уважения к русской народной культуре.
Публикация «Проект по патриотическому воспитанию „Русская изба“ в логопедической подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты
- Работа логопеда. Логопедия
- Русская изба
- Русская изба. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июнь 2023
Задачи проекта для детей:
Познакомить с детей с устройством русской избы, предметами домашнего обихода;
Познакомить с традициями русского народа;
Расширять словарный запас: изба, кровля, сруб, ушат, зыбка, прялка, лавка, сундук и т. д. ;
Воспитывать любовь и уважение к истории своего народа.
Задачи проекта для педагогов:
- оказывать детям помощь в выявлении проблем, в поиске их решений;
- привлекать родителей к участию в проекте;
- разъяснить родителям важность знания детьми русских традиций, русской истории.
Задачи проекта для родителей:
- принимать, по возможности, участие в реализации проекта, оказывать помощь детям в создании и оформлении макета русской избы.
Актуальность проекта.
Одной из задач по нравственно – патриотическому воспитанию является – развитие интереса к русским традициям. Но в наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. Нашим детям следует хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры. Мы хотим, чтобы дети выросли любящими свою Родину, свой народ и культуру. С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формируют основы самосознания и индивидуальности. К. Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…». Именно поэтому мы серьезно задумались над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры.
Проблема.
При чтении русской народной сказки по «Щучьему велению» у детей возникли вопросы:
-Что такое русская печка?
- Что такое изба?
- Кто же жил в таком доме?
- Зачем нужна в доме печка?
- Какую люди носили одежду? И много других.
Поэтому мы посчитали необходимым донести до сознания детей историю русского быта, устройства деревенской избы, разнообразие старинных предметов домашнего быта.
Гипотеза.
Дети дошкольного возраста получат первые представления о культуре русского народа. Предметы национального быта пробудят в душах детей любознательность, чувство прекрасного, что позволит ощутить себя частью русского народа. У детей появится возможность наглядно увидеть, как жили русские люди и как они работали, отдыхали, какие они соблюдали обычаи и чем украшали свой быт. Изготовление макета «Русская изба» даст возможность детям не только рассмотреть предмет со всех сторон, освоить его, но и поможет восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности.
Формы работы с детьми в процессе реализации проекта:
- Беседы с детьми.
- Рассматривание иллюстраций на тему жизни в деревне.
- Чтение художественной литературы.
- Продуктивная деятельность.
- Театрализованные игры.
- Рассматривание предметов быта и посуды.
- Просмотр видеороликов, мультфильмов.
- Использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности.
- Рассказ о народных обычаях и традициях.
Формы работа с родителями по реализации проекта:
- Консультации;
- Обогащение предметно-развивающей среды.
Формы работы с педагогами по реализации проекта:
- Презентация проекта вместе с детьми.
Условия реализации проекта:
- Принцип интеграции образовательных областей;
- Активное включение детей в различные виды деятельности: продуктивную, игровую, художественно – эстетическую, коммуникативную;
- Учет индивидуальных предпочтений, склонностей, интересов детей;
- Использование разнообразных методов и приемов работы с детьми;
Ожидаемый результат с детьми:
Дети получат знания об истории крестьянского жилища – избы, о её устройстве.
Дети познакомятся со старинными предметами домашнего обихода.
Словарный запас обогатится названиями предметов русского быта: «чугун», «ухват», «кочерга», «печь», «прялка», «веретено» и др.
Создание макета «Русская изба».
Этапы проведения и реализации проекта:
1 Этап: Подготовительный (1 день)
- сбор информации, подготовка наглядного материала;
- опрос детей: «Что мы знаем?», «Что хотим узнать?», «Что будем для этого делать?»;
- изготовление с детьми карточек «методы исследования»;
- консультации для родителей;
- подбор дидактических игр.
2 Этап: Основной (4дня)
Работа с детьми: организация совместной деятельности, проведение бесед, чтение художественной литературы, просмотр видеороликов, мультфильмов, научных фильмов, подготовка к постройке избы.
Работа с родителями (организация совместной деятельности родителей и детей).
3 Этап: Заключительный (1 день)
Оформление макета «Русская изба» в группе с детьми.
Презентация проекта.
План реализации проекта:Подготовительный этап:
Изучение познавательной литературы на тему «Русская изба». Подбор и изучение экспонатов, информации, литературы собранных родителями.
Консультации для родителей:
Основной этап
Рассматривание старинных предметов домашнего быта.
Досуг: загадки о предметах быта.
Изготовление «брёвен», деталей дома для оформления макета в группе.
Сюжетно-ролевая игра: «Семья».
НОД (Лепка) «Домик из брёвен».
Дидактические игры: «Подбери мебель для избы», «Собери посуду», «Построй избу», «Составь узор». «Что было раньше, что сейчас» с просмотром презентации.
Беседы и просмотры научно – популярных фильмов для детей по теме проекта: «Что такое русская изба?», «Как люди на Руси жили?», «Изба – жилище русского человека».
Рассматривание демонстративного материала «Славянская семья: родство и занятия».
Работа с этнокартами из пособия «В гостях у русских людей».
Постройка домиков из настольного ЛЕГО, конструктора
Просмотр мультфильмов «Простоквашино», «Машенька и медведь», «3 медведя», «Лиса и заяц».
Заключительный этап:
- Оформление макета «Русская изба» в группе с детьми.
- Показ презентации для педагогов и родителей «Русская изба.»
Результат проекта:
В ходе данного проекта дети познакомились с особенностями жизни русских людей в старину, получили знания об истории крестьянского жилища – избы, о её устройстве, познакомились со старинными предметами домашнего обихода. Обогатился словарный запас названиями предметов русского быта.
Сплотился коллектив родителей и воспитателей.