Ольга Данилкова
Проект по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Живая связь времен»
Паспорт проекта
Наименование проекта «Живая связь времен»
Основные разработчики проекта Данилкова Ольга Васильевна
Исполнители проекта и основных мероприятий Музыкальный руководитель, воспитатели, родители.
База реализации проекта Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №77»
Публикация «Проект по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста „Живая связь времен“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Цель и задачи проекта Цель : воспитание у детей патриотизма, заключающего в себе любовь к своей семье, уважение к истории родного края, его ценностям.
Задачи:
– воспитать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу через все виды детской деятельности;
– развивать чувство ответственности и гордости за достижения страны;
– развивать интерес к русским традициям, обычаям, промыслам;
– формировать толерантность, чувство уважения к другим народам, их традициям;
– формирование у родителей активную жизненную позицию по вопросам патриотического воспитания.
Сроки реализации С апреля 2020 года по октябрь 2020 года.
Перечень основных мероприятий 1-й — мотивационный: постановка цели и задач, определение направлений, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов, изучение патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста;
2-й — деятельностьный: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами; составление перспективного плана работы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста;
3-й — презентационный: обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций.
Результаты реализации проекта ДЛЯ ДЕТЕЙ :
- сформированы представления о стране, родном городе, семье;
- сформировано бережное отношение к культурным традициям своего народа;
- повысился уровень познавательного развития;
- развитие творческих способностей;
- развитие умения работать в коллективе, навыков коммуникативного общении.
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:
- обогащение знаний о воспитании патриотизма у детей;
- партнерские отношения родителей и педагогов в совместной организации выставок, праздников для детей.
ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ :
- активное тесное взаимодействие в процессе работы по реализации проекта.
Продукты по итогам реализации проекта Фотоколлаж «Мой мир – моя вселенная»
Аннотация проекта
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит цели перед дошкольными образовательными организациями на формирование представлений о социокультурных ценностях нашего народа, о малой родине и Отечестве, об отечественных традициях и праздниках. В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в обществе, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится воспитание любви к малой родине, возвращение к своим корням.
В каждом регионе нашей страны есть все необходимое для патриотического воспитания дошкольников. Окружающая среда дает богатый материал для познания своего края, общения и активной деятельности детей и взрослых, воспитания базовой культуры ребенка.
В возрасте до семи лет идет первоначальное становление личности, происходит процесс первичной социализации, приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям и культуре. В процессе духовно-нравственного развития происходит эволюция ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека сознательно выстраивать отношение к себе и к окружающему миру на основе моральных норм и нравственных идеалов.
Проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста представлена исследованиями таких ученых как Л. Н. Деркач, О. Л. Князева, Е. И. Комкова, М. Д. Махалева, Н. В. Микляева и др.
Патриотическое воспитание в дошкольных образовательных организациях осуществляется на основе отечественных традиций и современного опыта. Для решения этой проблемы необходимы и новые подходы – проектная деятельность как часть образовательного процесса.
Такие исследователи, как Н. В. Алешина, Т. А. Данилина, М. Д. Маханева и др. предлагают использовать его как средство развития важного для человека поискового поведения, тем самым давая возможность педагогу вложить в культуру личности такие качества, как: дружба, сотрудничество, диалог, созидание, толерантность и т. д.
Использование проектной деятельности, как средства воспитания патриотизма, наиболее эффективно в работе со старшими дошкольниками при условии, что активными участниками педагогического процесса будут не только педагоги, но и родители детей.
Технология проектирования способствует воспитанию у ребенка поискового поведения и дает педагогу возможность сделать первый шаг в воспитании культуры личности через сотрудничество, созидание, диалог, дружбу и т. д. Кроме того, проектная деятельность способствует приобретению дошкольниками необходимых социальных навыков – они становятся более внимательными друг к другу, придерживаются в общении и взаимодействии установленных норм.
План мероприятий
Дата Мероприятия Участники Ответственные
Апрель Тема «Моя семья»
Беседа «Моя семья» Дети Воспитатель
Беседа «Семейные праздники и традиции» Дети Воспитатель
Фотовыставка «Моя семья» Родители, дети Воспитатель
Чтение художественной литературы по теме «Семья» : Е. Благинина «Посидим в тишине», Л. Н. Толстой «Бабушка и внучка» Дети Воспитатель
Ситуативный разговор «Как я помогаю дома» Дети Воспитатель
Дидактическая семья «Составь семью» Дети Воспитатель
Составление генеалогического дерева семьи с последующим составлением альбома «Древо семьи» Родители, дети Воспитатель
Буклет для родителей «Как воспитывать маленького патриота» Родители Воспитатель
Май Тема «Этот день Победы»
Рисование на тему «Салют в честь дня Победы» Дети Воспитатель
Конкурс чтецов «Этих дней не смолкнет слава» Дети, родители Воспитатель
Экскурсия к памятнику павшим в годы ВОВ воинам. Возложение цветов. Дети, родители Воспитатель
Чтение произведений А. Митяева: «Почему Армия всем родная», «Дедушкин орден» Дети Воспитатель
Слушание музыки Б. Мокроусов «Марш защитников Москвы» Дети Музыкальный руководитель
Июнь Тема «Я люблю свой город»
Создание и рассматривание альбома «Места моего любимого города» Родители, дети Воспитатель
Рисование на тему «Город в котором я живу» Дети Воспитатель
Дидактическая игра «Сложи памятник» Дети Воспитатель
Июль Просмотр ролика «Музеи родного города» Дети Воспитатель
Консультация для родителей «Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста» Родители Воспитатель
Создание папки рисунков «Новокузнецк глазами детей и родителей» Дети, родители Воспитатель
Август Тема «Природа родного края»
Создание альбомов «Красная Книга», «Животные нашего края» Дети, родители Воспитатель
Папка-передвижка «Береза – символ России» Дети Воспитатель
Чтение В. Бианки «Лесная газета» Дети Воспитатель
Создание плаката «Животные и растения Красной книги» Родители, дети Воспитатель
Сентябрь Тема «Народные промыслы»
Беседа «Русские матрешки» Дети Воспитатель
Подвижная игра «Горелки с платочком», Дети Воспитатель
Дидактическая игра «Народные промыслы» Дети Воспитатель
Презентация «Народные промыслы России» Дети Воспитатель
Лэпбук «Народная игрушка и роспись» Дети Воспитатель
Октябрь Тема «Богатыри славной Руси»
Рассматривание картины «Богатыри» В. Васнецова. Составление рассказа по картине. Дети Воспитатель
Рассматривание альбома «Богатырское оружие» Дети Воспитатель
Рисование «Богатырский конь» Дети Воспитатель
Подвижные игры: «Поймай хвост Змея Горыныча», «Перетягивание каната» Дети Воспитатель
Строительная игра «Застава» Дети Воспитатель
Просмотр мультфильмов: «Илья Муромец и соловей разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч». Дети Воспитатель
Негативные последствия, риски, издержки
1) отсутствие поддержки и заинтересованности в реализации проекта со стороны педагогического коллектива и родителей;
2) поиск финансовой поддержки в обогащении развивающей пространственной среды со стороны администрации ДОО, родителей.
Средства контроля и обеспечения достоверности результатов
Методика «Диагностика уровня патриотического воспитания дошкольников», С. Ю. Афанасьева, Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева, М. Ю. Новицкая.
Инновационный потенциал проекта
Реализуя педагогический проект создаются условия патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста, способствуя их нравственному воспитанию, воспитанию патриотизма
Обеспечение проекта
Материально-техническое обеспечение проекта
Специальное помещение, технические средства, предметы народного быта, символика страны, области, города, карта области, материал, знакомящий детей со славой и достижениями, тематические папки
Кадровое обеспечение проекта
Воспитатели, музыкальный руководитель, старший воспитатель.