Любовь Владимировна Павленко
Проект по обучению плаванию дошкольников 3–7 лет «Дельфиненок»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание проекта
Пояснительная записка….4
Введение…. …. 5
Методические рекомендации к проведению занятий…. ….10
Содержание образования по плаванию…. 11
Планируемые результаты освоения …. 18
Учебно-методическое и информационное обеспечение ….21
Смета необходимого инвентаря и оборудования для реализации проекта….…. 22
Список используемой литературы….….….….24
Приложения….…. 26
Пояснительная записка
Публикация «Проект по обучению плаванию дошкольников 3–7 лет „Дельфиненок“» размещена в разделах
- Дельфин
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Плавание, бассейн в детском саду
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
Очень важно с первых лет жизни использовать свой мышечный аппарат и соответствующие ему центральные образования для того, чтобы не привыкать к трафаретам, организационным формам движения, а иметь возможность тренировать все естественные способности, которые природой заложены. (Орбели Л. А. Вопросы высшей нервной деятельности, 1949г.)
Система обучения плаванию в МБДОУ детский сад №76 «Капелька» рассчитана на 4 года.
К концу первого года обучения, выявляются дети, наиболее склонные к плаванию, которым становится неинтересно рядом с основной массой детей и для полного раскрытия способностей данных детей одного занятия в неделю – мало. Эти дети готовы воспринять и научиться большему, нежели предлагает основная программа. Анкетирование родителей показало, что многие желали бы, чтоб их ребенок продолжал заниматься плаванием и после окончания детского сада.
Данные причины подтолкнули к организации дополнительных занятий в бассейне. Таким образом, в МБДОУ организовывается кружок «Дельфин», предназначенный для дошкольников и рассчитанный на 4 года обучения. При разработке программы использовались:
-образовательная программа «Послушные волны» (А. А. Чеменева, Т. В. Столмакова);
-современные программы обучения дошкольников плаванию (Т. И. Осокина, Е. К. Воронова);
-литература, касающаяся различных аспектов содержания и методики
преподавания плавания (Н. Ж. Булгакова, Л. Ф. Еремеева, Ю. Ф. Курамшин и др.)
Введение
Актуальность и новизна проекта :
Необходимость введения дополнительных занятий по плаванию определяется высокими требованиями к состоянию здоровья дошкольников, проживающих в условиях воздействия на них неблагоприятных климатоэкологических факторов ХМАО - Югры. Исследования, проведенные в городе Сургуту в 2011 году показали, что состояние здоровья детей и подростков ухудшилось за последние 10 лет. По данным углубленного медосмотра, на сегодняшний день лишь 27-28 % осмотренных в дошкольных и школьных учреждениях детей можно отнести к первой группе здоровья. По сравнению с 1994 годом этот показатель снизился, в среднем, на 17 % по городу Сургуту.
Различают плавание оздоровительное, лечебное, статическое, синхронное (художественное) и спортивное.
В этой программе охвачено два направления, которые неразрывно связаны между собой: спортивное и оздоровительное плавание. К спортивной подготовке допускаются все дети, желающие заниматься плаванием и не имеющие медицинских противопоказаний. Спортивное плавание направлено на обучение детей всеми способами: дельфин, на спине, брасс, кроль, а также стартов и поворотов; на развитие физических качеств (выносливости, быстроты, скорости, силовых и координационных возможностей); на формирование устойчивого интереса, мотивации к занятиям плаванием и здоровому образу жизни.
Оздоровительное плавание направлено на профилактику и коррекцию деформаций позвоночника и грудной клетки, улучшение осанки, формирование правильного дыхания, повышение тонуса мышц - разгибателей позвоночника, брюшного пресса, а также улучшение деятельности сердечно - сосудистой системы. Лечебное плавание также решает задачи закаливания организма, укрепления общего физического состояния. Занятия плаванием способствуют утверждению себя как личности. Ранее боявшийся воды ребенок, преодолевая подсознательное стремление к самосохранению, приобщается к активным действиям в воде и приобретает уверенность в своих силах. Необходимость создания данной программы вызвана тем, что практически здоровые дети сегодня составляют 1-5% от всего детского населения. Количество детей с нарушением осанки постоянно растет.
Слабое физическое развитие ребенка ведет к нарушениям осанки, а нарушение осанки затрудняет работу внутренних органов, что приводит к дальнейшему ухудшению физического развития. В такой круг попадают многие дети. Разорвать его можно, только обеспечив правильное физическое воспитание и адекватный двигательный режим для конкретного ребенка.
Новизна программы заключается в том, что она направлена на решение ни одной задачи обучения, а комплексного подхода обучения и оздоровления дошкольников.
Отбор детей в группу осуществляется с учетом их желания и способностей, антропометрических показателей, результатов ежегодной диагностики, анкетирования родителей.
Данная программа осуществляется параллельно с основной, что дает возможность для более углубленного и детального обучения. Программа включает в себя материал, освоение которого дает возможность добиваться хороших показателей не только в плавании, но и по физической культуре вообще, развивает творческое воображение, фантазию, знание некоторых вопросов физиологии. Дети, посещающие кружок, являются активными участниками открытых спортивных и интеллектуальных мероприятий, праздников на воде.
Основные отличия программы кружка «Дельфин» от остальных программ обучения плаванию дошкольников представлены наличием в ней:
-обучения плаванию в ластах;
-использования современных видов оздоровительной гимнастики на воде (в данном случае – аквааэробика под музыку);
-использования элементов лечебной физической культуры;
-использования упражнений дыхательной гимнастики;
-занятий по «сухому плаванию» в сухом бассейне с применением современного плавательного и хореографического инвентаря;
-теоретических занятий по каждому стилю плавания, по правилам безопасности на воде.
Цель проекта заключается в гармоничном физическом и психическом развитии личности дошкольника, развитии способностей к плаванию, воспитании морально-волевых качеств, необходимых дальнейшему обучению спортивным способам плавания, охране и укреплению здоровья дошкольника, формированию необходимых знаний, умений и навыков необходимых не только в сфере спортивного плавания, но и в повседневной жизни детей.
Основные задачи реализации проекта :
Задачи:
Оздоровительные:
• Укрепить здоровье детей, содействовать их гармоничному психофизическому развитию;
• Содействовать расширению адаптивных возможностей детского организма;
• Совершенствовать опорно-двигательный аппарат, формирование правильной осанки, повышение работоспособности организма;
• Осуществлять профилактику двигательного дефицита в специфических климатических условиях Крайнего Севера.
Образовательные:
• Прививать культурно - гигиенические навыки, способствовать осознанию значения плавания в жизни человека, формировать потребность в регулярных занятиях физической культурой и плаванием в частности;
• Формировать теоретические и практические основы освоения водного пространства;
• Обучить всем стилям плавания; плаванию в ластах, современным видам оздоровительной гимнастики на воде (аквааэробика под музыку).
Развивающие:
• Содействовать гармоничному развитию организма дошкольников;
• Совершенствовать состояние функционального здоровья дошкольников;
• Расширять спектр двигательных умений и навыков в воде;
• Развивать творческое самовыражение в игровых действиях в воде.
Воспитательные:
• Формировать устойчивый интерес к занятиям по плаванию, обеспечить эмоциональное благополучие при выполнении упражнений в водной среде;
• воспитывать силу воли, смелость, уважение к товарищам, способность прийти на помощь, умение работать в коллективе – сообща; умение достойно не только побеждать, но и проигрывать своим соперникам.
Ожидаемые результаты:
• Повысится уровень здоровья детей, понизится уровень заболеваемости;
• Произойдёт расширение адаптивных возможностей детского организма;
• Повысятся показатели физического развития детей;
• Расширится спектр двигательных умений и навыков в воде;
• Усовершенствуется творческий потенциал и личностный рост ребёнка;
• Усовершенствуется эмоциональное и двигательное раскрепощение в воде, будут наблюдаемы чувства радости и удовольствия от движения;
• Сформируются нравственно-волевые качества.
Проект опирается на общепедагогические принципы:
• систематичности - занятия проводятся в определённой системе, регулярные занятия несравненно больший эффект, чем эпизодические;
• доступности, сознательности – формирование устойчивого интереса детей, как к процессу обучения, так и к конкретной задаче на каждом занятии;
• наглядности – создание у детей полного представления о разучиваемых движениях и способствование лучшему их усвоению;
• комплексности и интегрированности – решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса;
• личностной ориентации – учёт разноуровневого развития и состояния здоровья каждого воспитанника, умение адаптировать содержание к категориям разного возраста;
• сопровождения – систематическое наблюдение за развитием ребёнка и оказание ему своевременной помощи в случаях опережения и отставания в развитии.
Содержание материала каждого занятия направлено на решение нескольких задач, которые взаимосвязаны и взаимообусловливают друг друга, объединяясь в одну общую. Содержание занятий строится в порядке возрастающей трудности, постепенного увеличения нагрузки, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. При повторении упражнений, используются задания одного типа, но разного содержания. Упражнения должны опережать имеющийся у детей в данный момент уровень умений и навыков, хотя индивидуальные данные каждого ребёнка могут внести свои коррективы.
Методические рекомендации к проведению занятий
Физкультурно-оздоровительный кружок «Дельфин» является одной из форм работы по оздоровлению и укреплению детского организма, гармоничного психофизического развития.
Деятельность физкультурно-оздоровительного кружка осуществляется на основе программы «Послушные волны» А. А. Чеменевой и Т. В. Столмаковой.
Программа по плаванию адаптирована к условиям МБДОУ №76 «Капелька», рассчитана на 4 года обучения для детей групп младшего, среднего, старшего дошкольного возраста и подготовительной к школе группы. Формирование групп детей для занятий плаванием осуществляется путём заключения договора с родителями об оказании платных дополнительных услуг по плаванию на основе учёта индивидуальных и возрастных особенностей, состояния их здоровья и уровня освоения плавательных умений и навыков.
Занятия проводятся по подгруппам (до 10 человек) во вторую половину дня, продолжительностью 30 - 40 минут. Структура занятий традиционная и состоит из вводной, основной, заключительной частей. Занятия проводятся с октября по май месяц. Количество занятий: в неделю – 2; в месяц – 8; в год – 64; за весь период обучения – 256; их количество в год, а также за весь период обучения может варьироваться в зависимости от праздничных и карантийных дней. Один раз в месяц проводятся полностью игровые занятия: это могут быть и подвижные игры, и эстафеты и различного рода соревнования.
Обязательно проводится табелирование детей. В конце каждого месяца данные о посещении детей предоставляются в бухгалтерию учреждения для начисления оплаты. Перед каждым занятием медицинская сестра бассейна осматривает детей и ведёт контроль за самочувствием каждого ребёнка.