татьяна желтышева
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию во второй младшей группе «Всё начинается с семьи…»
▼ Скачать
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу.
Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»
Д. С. Лихачев.
Участники проекта :
Дети 3-4 лет, воспитатели группы,
музыкальный руководитель, родители.
Вид проекта : познавательно-творческий, групповой.
Продолжительность проекта : долгосрочный
Срок реализации:
октябрь - апрель 2024г.
Публикация «Проект по нравственно-патриотическому воспитанию во второй младшей группе „Всё начинается с семьи…“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Семья. Проекты
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2024
Цель проекта :
Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду.
Задачи проекта :
Воспитывать любовь к родному дому, семье, детскому саду.
Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между людьми (взрослыми и детьми) построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным.
Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.
Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
Предоставлять детям возможность разнообразно и свободно проявлять свои интересы, иметь личное время для занятий любимым делом.
Соблюдать права ребенка на игру, на досуг, на свою территорию.
Способствование активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада
Актуальность проблемы:
С чего начинается Родина? Для каждого человека она прежде всего начинается с семьи. Для маленького ребенка Родина – это мама, папа, бабушки и дедушки; это те люди, которых он видит первыми, которые его окружают любовью и заботой, составляют основу мира в первые годы жизни. А с чего же начинается семья? С любви, взаимопомощи, взаимопонимания и с традиций, которые связывают все поколения, позволяют почувствовать единство. В младшем дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения. Детям этого возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет воспитывать в них любовь, добрые чувства и отношения к окружающим людям и, прежде всего, к близким, к своей семье.
В настоящее время в нашей стране в силу многих причин ослабевают родственные связи, уходят в прошлое традиционное семейное воспитание. Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей.
В настоящее время семья переживает не лучшие времена. Стремясь заработать на хлеб насущный, родители все меньше внимания уделяют детям, растет число неполных и неблагополучных семей. Ребенку все сложнее полюбить свой дом, семью, да и детский сад тоже. Поэтому необходимо создать условия для формирования у детей эмоционально-насыщенного образа родного дома, детского сада. Дети должны научиться не только брать, но и отдавать: заботиться о близких с детства, быть внимательными друг к другу, помогать словом и делом.
Наш проект – прекрасный повод поразмышлять о роли семьи в жизни каждого человека, о семейных традициях и их развитии в современных условиях. Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепление и развития детско-родительских отношений. Родители должны дать понятие ребёнку, что он часть семьи, что это очень важно. Мы взрослые должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать к детям чувство привязанности к семье и дому.
Ожидаемый результат:
• расширятся представления об отношениях в семье;
• появятся начальные представления о семейных традициях;
• обогатится словарный запас;
• появятся чувства: сострадание, внимание к родным и близким, взаимопомощи.
Этапы реализации проекта :
1 этап – Подготовительный
Определение темы проекта. Обоснование его актуальности.
Постановка целей и задач работы.
Определение уровня знаний детей о семье, доме, детском саде. (Наблюдение за общением детей в группе)
Опрос и беседа с детьми «Что такое семья?», «Моя семья»
Подборка художественной литературы по тематическим блокам: «Родная семья», «Детский сад», «Дома бывают разные».
Чтение художественной и познавательной литературы.
Создание картотеки дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию.
Конспекты познавательных занятий, бесед.
Подбор консультационного материала для родителей.
2 этап – Основной
Реализация проекта через разные виды деятельности.
Познавательное развитие:
настольные и дидактические игры: «Большие и маленькие», «Матрешки», «Найди тень», «Кто чем занят», «Контурное лото», «Мой дом», «Чей малыш», «Семья» и др.
просмотр театра «Репка», «Рукавичка»
Речевое развитие детей:
цикл бесед: «С кем я дружу» (Развивать элементарные представления о дружеских отношениях., «Что умеет делать мама?»(Дать представление о том, какая мама – добрая, нежная, хранительница очага., «Праздники моей семьи» (Воспитывать любовь и отзывчивость к своим близким, родителям, «С кем я живу?»(Дать представление о семейных обязанностях., («Хорошо у нас в саду» (Помочь понять, что играть вместе веселее, легче справиться с любым делом) и др.
Чтение художественной литературы: р. н. с. «Репка», «Волк и козлята»; Д. Габбе «Моя семья», «Мама», Л. Квитко «Бабушкины руки»; И. Муравейко «Я сама»; Е. Благинина «Солнышко», «Вот какая мама!»; О. Карышева «Подарок»; Ф. Фребеля «Вот дедушка»; Н. Артюхова «Трудный вечер".
загадки на тему «Семья», чистоговорки.
Решение проблемной ситуации «Что я буду делать, если мама заболеет. ?». «В гостях у кукол», «Свой, чужой, знакомый»
Художественно – эстетическое развитие:
аппликация, лепка, рисование: «Смотрит солнышко в окошко» (создать условия для овладения главными формообразующими движениями - изображение округлых форм и линий, «Матрешка»(продолжать знакомство детей с народной игрушкой - матрешкой, «Крендельки для друга» (воспитывать умение работать в коллективе), «Дом в котором я живу» (Воспитать бережное отношение к своему дому, «Букет для мамы» (Воспитывать стремление сделать красивую вещь (подарок, Рисование на новогодние темы (Учить детей отражать впечатления от новогоднего праздника)
Изготовление подарков для мам и пап.
Разучивание песен, стихов о маме.
подвижные игры: «Наседка и цыплята», «Мама-солнышко», «Костер», «Золотые ворота», «Юрта». (Знакомство с играми различных национальностей)
Социально-личностное развитие детей.
НОД
Тема «Моя семья».
Цель: формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе; воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью, активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье.
Тема: «О моем любимом папе».
Задачи: обучить навыкам пересказа небольших историй на основе личного опыта.
Тема: «Моя любимая мама».
Задачи: учить отвечать на вопросы воспитателя, составлять короткий рассказ (при педагогической поддержке) пользуясь алгоритмом.
Игровая деятельность:
физминутки и пальчиковые игры: «Любимой мамочке испеку я прянички», «Мы делили апельсин», «Семья», «Дружат в нашей группе девочки и мальчики».
сюжетно-ролевые игры: «Дом», «Семья», «День рождение», «В гости к бабушке мы едем», К нам пришли гости», Выходной день в семье».
Сотрудничество с семьей :
видеоролики: «Для мам и пап о жизни их ребят», «С Днем Матери», «Наши колядки» акция «Дорога добра»
фестиваль национальных культур «Таджикская семья», «Башкирская семья», «Татарская семья», «Русская семья».
Создание коллажа-альбома «Моя семья»
фотоколлаж «Я забочусь о своей семье».
конкурс «Беру пример с мамы»
Взаимодействие со специалистами:
Музыкальный праздник «8 Марта»
3 этап – заключительный
Итоги работы проекта для детей :
1. Изготовление подарков для членов семьи.
2. Праздник: «8 Марта», театрализованная досуг «Репка», «Рукавичка».
3. НОД «Моя семья».
4. Коллаж-альбом «Моя семья», «Мы друзья».
5. Фестиваль национальных культур.
Итоги работы проекта для родителей :
1. Праздник: «8 Марта».
2. Консультации для родителей.
3. Коллаж-альбом «Моя семья».
Итоги проекта для педагогов :
1. Создание патриотического уголка.
2. Картотека игр «Моя семья»
Вывод.
Мы считаем, что задачи, поставленные нами в начале проекта, мы выполнили. В совместной работе дети активно и дружно работали, доводили начатое дело до конца, тем самым развивая в себе коммуникативные, познавательные способности. Были разучены и освоены новые сюжетно-ролевые, подвижные и дидактические игры; загадки и стихотворения. Детьми были получены системные знания о семье, сформировано понятие значимости семьи в жизни каждого человека. Совместная творческая деятельность способствовала укреплению детско — родительских отношений. Активизирован словарный запас детей по теме проекта.