Алевтина Ларина
Проект «Родной свой край люби и знай»
▼ Скачать + Заказать документы
“Ты вспоминаешь не страну большую,
которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую,
какой её ты в детстве увидал”
Симонов
Актуальность.
Родина, Отечество. … В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
Публикация «Проект „Родной свой край люби и знай“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Знакомство детей с родным краем : с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
В связи с тем, что проблема воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпала из поля зрения ученых и практиков на многие годы, то перед нами, педагогами дошкольного образования, стоит задача – углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого - в ближайшем окружении. Расширить круг представлений о родном крае, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показав всё, что свято чтут люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине.
С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.
Основные задачи нравственно-патриотического воспитания в системе образования:
1. обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
2. воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества;
3. формирование межличностных отношений и т. д.
Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но необходимо усилить работу в данном направлении, наполнить ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями города и края. Решением данной проблемы стала реализация проекта : «Мой родной Ивановский край!»
В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного города и его влияние на патриотическое воспитание дошкольников и их родителей. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Гипотеза.
Если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, края, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил край, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Цель: Приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, местным достопримечательностям.
Задачи:
• Дать знания детям о родном крае, городе: история, символика, достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза, экологическая ситуация в крае.
• Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город Родники.
• Познакомить с культурой и традициями города.
• пробудить в детях чувство любви к своему городу, краю, уважение к его традициям и обычаям
• Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.
• Пополнить знания педагогов и родителей об Ивановском крае, о своём городе.
• Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края
Предполагаемый результат:
1. У детей будут сформированы знания о родном городе, крае.
2. Дети и родители примут активное участие в выставках, конкурсах, дискуссиях, других видах деятельности.
3. Дошкольники приобретут навыки социального общения с взрослыми.
4. Дети проявят внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, будут способны оказать им посильную помощь.
5. Педагоги и родители пополнят знания об Ивановском крае, о своём городе.
Продукт проекта : пополнение материалом уголка по краеведению
Участники проекта
• дети
• воспитатели
• специалисты ДОУ
• родители
Сроки реализации
Сентябрь – декабрь
1 этап Информационно-накопительный:
o Изучение интереса детей для определения целей проекта.
o Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.
o Обращение к специалистам.
2 этап. Разработка проекта
1. Анкетирование педагогов. Цель: выявить знания о родном крае, их готовность пополнить эти знания, поделиться с коллегами; уровень готовности педагогов к проблеме.
2. Создание творческой группы (включаются педагоги, заинтересованные в данной теме; педагоги, имеющие опыт работы по данной теме)
3. Довести до участников проекта важность данной проблемы. Заинтересовать каждого педагога темой проекта.
4. Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала по данной теме.
5. Составление плана работы над проектами. Учитывается мнение всех педагогов.
3 этап Выполнение проекта
Формы и методы работы с педагогами
1. Лекторий «Историческое и настоящее название улиц и площадей города» (музей)
2. Семинар-практикум «Игры и занятия наших дедушек и бабушек»
3. Открытый просмотр образовательной деятельности в группах ДОУ.
4. Консультация о поэтах, писателях, художниках (библиотека)
5. Консультации «Красная книга Ивановской области», «Символика города Родники», «Экология», «Ископаемые», «Природа», «Климат», «История освоения».
6. Аукцион форм работы по ознакомлению с родным городом. Цель: выявить интерес к проблеме методов активного обучения; обмен опытом работы
7. Знакомство педагогов с программой нравственно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста Е. В. Пчелинцевой «Непреходящие ценности «Малой Родины»
8. своё
Формы и методы работы с детьми
Игровая деятельность
• Дидактические игры «К нам гости пришли», «Кто что делает», «Вежливый разговор по телефону» и т. д.
• Сюжетно-ролевые игры.
• Оформление дидактических игр по краеведению:
“Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Бабушкин сундучок», «Карта моего города», «Город будущего», «Мой край родной», «Я - фотограф», «Вот моя улица, вот мой дом родной»
• своё
Познавательное развитие
• Экскурсии по городу.
• Экскурсия в библиотеку. Рассказ библиотекаря об образовании нашего города»
• Игры, песни и костюмы наших бабушек и дедушек
• Проведение цикла познавательной образовательной деятельности, на темы: “Родники – прошлое и настоящее», «Моя Родина –Ивановский край!», «Возникновение города Родники. Его история», «Родниковцы – участники ВОВ», «Моё имя, его значение», «О чём рассказали старые фотографии», «Семья. Родословное древо моей семьи»
• Просмотр видеофильма «Мой детский сад», «Наша Родина – Россия», «Кукла – скатка», «Народная игрушка».
• Посещение музея. Встреча в музее – родители, дети.
• своё
Продуктивная деятельность
• Роспись Ивановского края
• Народное творчество Ивановского края
• Лепка «Животные и птицы Ивановского края»
• Создание папки рисунков «Родники глазами детей и родителей»
• Изготовление макетов «Наша улица», «Наш детский сад», «Город мой в будущем»
• Оформление фотоальбома «Родники – капелька России»
• своё
Развитие речи
• составление творческих рассказов «Мой любимый уголок Родников»
• беседы с детьми «Я люблю свою маму», «Моя бабушка самая хорошая», «Мы – дружная семья»
• своё
Ознакомление с художественной литературой
• знакомство с творчеством детских писателей Родников (библиотека)
• Разучивание стихов, песен об Ивановской области, г. Родниках.
• своё
Музыка
• занятие – игра «Знакомство с играми бабушек и дедушек Ивановской области»
• «Пришла коляда накануне Рождества»
• «Мы играем в оркестр народных инструментов»
• Оформление музыкального уголка в русских традициях
• своё
Формы и методы работы с родителями
1. Беседы с родителями о важности данной проблемы
2. Оформление папки-передвижки «Люби и знай свой край родной»
3. Изготовление семейных альбомов
4. Привлечение родителей к пополнению уголка краеведения предметами русского быта
5. Словотворчество с родителями «Сочини частушку о крае, городе»
6. Выставка «Сделаем наш город чище» (совместно с родителями)
7. Оформление альбомов “Достопримечательности моего города”, “Красная книга Ивановской области”, «Хлеб – всему голова!», «Птицы родного края», «Природа нашего края»
8. Информация для родителей «История родного города», и т. д.
9. своё
4 этап. Презентационно - завершающий
1. Представление своих проектов в форме, выбранной педагогами
2. Оформление уголка краеведения «Мой любимый город»
3. Открытое занятие “Моя Родина – Ивановский край”
4. Выставка продуктов детской деятельности.
5. Оценка этапов реализации проекта детьми.
6. Презентации проектов, видеороликов.
7. своё
5 этап. Контрольно-рефлексивный
1. Подведение итогов.
2. Беседа “Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?”
3. своё