Юлия Афанасова
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Брянск глазами детей» в старшей группе
▼ Скачать
+ Заказать документы
Проект
по нравственно-патриотическому воспитанию
на тему «Брянск глазами детей»
старшая группа «Незнайка»
Подготовила:
воспитатель
Афанасова Ю. В.
Брянск – 2020 г.
Актуальность
Патриотическое воспитание детей – это очень трудный педагогический процесс, в основе которого лежит формирование нравственных чувств дошкольников. Чувство Родины зарождается у детей с отношения к семье – родителям, бабушке и дедушке. Эти корни связывают ребенка с ближайшим окружением и родным домом. Проникновение в историю своей семьи, как правило, вызывает у ребенка сильные эмоции, которые заставляют сопереживать и с вниманием относиться к памяти прошлого.
Публикация «Проект по нравственно-патриотическому воспитанию „Брянск глазами детей“ в старшей группе» размещена в разделах
- Брянская область, Брянск
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
Наша задача – углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении. Расширить круг представлений о родном крае, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения.
Тип проекта: познавательно – исследовательский
Сроки реализации проекта: краткосрочный, 2 месяца (с 02.09 по 01.10.2020г.
Участники проекта:
Дети старшей группы, воспитатели, родители.
Проблема:
В настоящее время родители не уделяют внимание знакомству детей с родным городом, его достопримечательностями, известными людьми.. Наблюдается слабая педагогическая компетентность родителей по нравственно-патриотическому воспитанию. Зачастую мы сталкиваемся с пренебрежительным отношением к памятникам. Нередко родители сами являются примером такого отношения. Соответственно дети не владеют достаточной информацией, имеют только поверхностные знания и представления о героях В. О. В., их подвигах, в честь которых установлены памятники. Дети не проявляют познавательный интерес к истории и традициям своего родного края.
Цель:
Познакомить детей с памятниками города Брянска, их историей
Задачи:
• Способствовать развитию познавательной активности и формированию личностных качеств старших дошкольников в процессе ознакомления с родным краем.
• Расширить представления детей о героях В. О. В., их подвигах, в честь которых установлены памятники; об охране памятников государством;
• Воспитывать патриотические чувства, гордость за свою малую родину и ее историческое прошлое.
• Содействовать развитию педагогической компетентности родителей по воспитанию нравственно – патриотических чувств детей.
• Обогащать развивающую предметно – пространственную среду группы по нравственно – патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
Формы взаимодействия с родителями:
• Анкетирование: «Знает ли ваш ребенок свою малую Родину?»
• Индивидуальные беседы
• Выступление на родительских собрании по данной проблеме.
Консультации:
-«С чего начинается Родина?»
-«Семья глазами ребёнка»
-Совместные экскурсии в музей.
-Открытые просмотры занятий
-Совместные праздники и развлечения
Ожидаемые результаты:
• У детей появится интерес к событиям, происходящим в городе, и эмоциональный отклик на них;
• Наличие у детей системных знаний и представлений об истории возникновения, особенностях, достопримечательностях родного города, знаменитых людях города.
• Понимание детьми значимости памятников в жизни людей.
• Данная работа поможет воспитать чувство национальной гордости, патриотизма, нравственных ценностей, любви к своей малой Родине и ее историческому наследию.
Продукты проекта:
- фотовыставка «Брянск глазами детей».
- выставка детского творчества: «Моя малая Родина - Брянск».
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный этап
Обогащение предметно - развивающей среды.
• Подбор методической и художественной литературы.
• Подбор иллюстративного материала и фотографий по данной теме
• Сбор информации по теме педагогами и родителями.
• Разработка плана работы взаимодействия с семьями.
• Разработка конспектов занятий.
2. Основной этап
Занятие «Брянск – город воинской славы»
Задачи:
Расширить представления детей о родном крае, о памятниках тем, кто защищал родной город в разные времена.
Продолжать развивать чувство сострадания и гордости к героям, которые защищали родную Брянщину.
Воспитывать интерес и любовь к малой Родине.
Презентация:
«Наша Брянщина родная»,
Экскурсии:
в художественный музей ДК имени Медведева
Беседы: о символике города Брянска, о героическом прошлом родного края, о памятных местах партизанской славы;
Чтение художественной литературы на военную тематику,
Рассматривание альбома «Герои-партизаны Брянщины».
Дидактические игры: «Сложи флаг России», «Экскурсия к памятным местам Брянщины», «Путешествие по городу».
Заключительный этап:
- фотовыставка «Брянск глазами детей»
Приложение 1
Анкета для родителей «Знает ли ваш ребенок свою малую Родину?»
1. Считаете ли вы необходимым приобщать ребенка дошкольного возраста к культуре родного края?
___
2. Как вы думаете, с какого возраста необходимо развивать у детей интерес к природному и культурному наследию родного края?
___
3. Знает ли ваш ребёнок названия улиц города и в честь кого они названы? ___
4. Обращаете ли внимание на растительный и животный мир города и района?
___
4. Посещаете ли Вы с ребенком музеи, выставки, культурные мероприятия в районе?
___
5. Рассказываете ли Вы ребёнку о знаменитостях и о героях республики?
___
6. Какие места нашей республики вы можете предложить как маршрут семейного похода выходного дня?
___
7. На ваш взгляд, обладаете ли вы достаточной информацией о культуре, истории и природе родного края, чтобы ответить на возникшие у ребенка вопросы?
___
8. Как вы считаете, ребёнок узнал в детском саду что-то новое, интересное об истории, культуре, природе родного края?
___
9. Нужна ли вам помощь специалистов в получении информации о природе, истории, культуре района, города, области, в чем – то ещё?
___
10. Как вы думаете, что могут и должны сделать родители по краеведческому воспитанию ребенка?
___
Спасибо за сотрудничество!
Приложение 2
Консультация для родителей
«С чего начинается Родина?»
С чего начинается Родина?
С картинки в твоём букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать,
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.
М. Л. Матусовский.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени.
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, родному городу и родной стране.
Наиболее сложной является работа по воспитанию любви к родному краю и родной стране. Любовь к родному городу, поселку, гордость за свою страну имеют огромное значение для развития личности ребенка. Без любви к Родине и уважения ее истории и культуры невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительные качества личности.
Дети должны понять, что они являются частью народа огромной и богатой страны, что они граждане России, маленькие россияне. Для этого лучше всего знакомить детей с малой родиной – местом, где они живут. Дети должны знать тот район, в котором они живут, видеть красоту тех улиц, по которым проходят каждый день. Затем нужно подводить к пониманию того, что город – часть большой страны, а дети – жители России, ее граждане. Гражданин – житель страны, который признает ее законы (правила поведения, потому что он любит свою страну.
Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной. Именно эти чувства необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению детей с родным городом и родной страной.
Такие чувства не могут возникнуть сами по себе. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Знакомство дошкольника с родным городом и родной страной - процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю.
Чувство патриотизма включает в себя следующие параметры:
- чувство привязанности к местам, где человек родился и вырос;
- уважительное отношение к языку своего народа;
- заботу об интересах родины;
- гордость за социальные и культурные достижения своей страны;
- уважительное отношение к историческому прошлому своего народа, его обычаям и традициям;
- стремление посвятить свой труд на благо могущества и расцвета родины.
Любой край, область, город имеют свои особенности. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Родной город. Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками.
Какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить дети?
Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад.
Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т. д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.
Диапазон объектов, с которыми знакомят дошкольников расширяется — это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники.
Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Объясните детям, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к Отечеству", "ненависть к врагу", "трудовой подвиг" и т. д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Родину.
Не случайно К. Д. Ушинский подчеркивал, что ". воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным".
Задача родителей — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т. д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес.
Консультация для родителей
«Семья глазами ребёнка»
Что значит семья в жизни ребёнка?
Семья – единый организм.
Об этом мы можем узнать из разговоров с детьми, рисунков и детских сочинений, а можно вспомнить своё детство, вспомнить родительский дом. У каждого из нас он свой, но есть и то общее, что связывает нас всех: здесь сказали свои первые слова, сделали первые шаги и совершили первые в своей жизни открытия. Дом – начало начал. Здесь рождается Любовь и Ненависть, Добро и Зло, Хамство и Порядочность; Невезение и Успех берут своё начало тоже здесь. Во всех испытаниях и бедах родной дом – убежище для души. Каждый дом похож на своих создателей.
В семье ребёнку нужны оба родителя – любящие отец и мать. Они как две ноги, на которых он идёт по жизни. Как же идти по жизни ребёнку, если у него нет одного из родителей? Ребёнок должен знать своих родителей, даже если они не живут вместе. А нерешённые супружеские проблемы, хотя и спрятанные под семью замками, способствуют появлению психологических проблем у ребёнка. Нарушение эмоционального состояния ребёнка, его “плохое” поведение, является симптомом других семейных болезней. Самая хорошая профилактика – оздоровление, улаживание супружеских отношений, решение собственных проблем. Они не изолированы, а прямо вплетены в ваши отношения с ребёнком. Ваши супружеские и собственные проблемы – не только ваше личное дело, но важный фактор развития личности вашего ребёнка.
Считается, что дети – это маленькие взрослые, просто размером поменьше и с опытом покороче. Веками к ним так и относились: растили, воспитывали, иногда баловали, но в целом исходили из правил “ты должен” и “делай, как я”, поэтому многие поколения родителей растили детей так же, как растили их самих - по стандарту, по трафарету. Дети терпели и росли. Находились правда такие, которые упорно выбивались из этой наезженной колеи. Но судьба большинства из них оказалась незавидной: их брали в оборот, и так или иначе приводили к общему знаменателю. Те, которые не перевоспитались, уже вполне самостоятельно шли двумя путями: или опускались на дно, или становились первопроходцами (в науке, в искусстве, в семейной жизни). Но наступили времена, когда взрослые вдруг с изумлением обнаружили, что дети – другие, у них интересы другие, потребности другие, и вообще –голова у них работает как –то иначе. Человек не бывает так деятелен, пытлив и инициативен, как в детстве.
“Необходимо больше быть с детьми”, - пишут в многочисленных педагогических статьях. Однако, если спросить ребёнка, сколько времени в выходной он провёл с мамой или папой, он вряд ли будет точен. Зато он подробно расскажет, что именно он делал с родителями и было ли ему приятно.
Ребёнку важно не количество проведённого в с ним времени, а как оно проведено.
Иногда десять минут, проведённые в сердечной беседе, для ребёнка значат гораздо больше, чем целый день, проведённый вместе с вами. Ребёнок получает удовольствие от совместного общения, он чувствует, что вы его любите, и сам начинает испытывать к вам более тёплые чувства.
Великое искусство - жить вместе, любя друг друга нежно. Это должно начинаться с родителей.
Существует притча:
Притча “Богатство, Удача и Любовь”
Глухой ночью в дом, находящийся в лесной глуши, где жил лесник с женой и дочерью, постучали. Жена лесничего открыла дверь и увидела на пороге трёх дам. Их лица закрывали тёмные вуали.
- Мы Богатство, Удача и Любовь, - сказали они. – Вы можете впустить в свой дом только одну из нас. Решите, кого вы хотите видеть в своём доме. Жена лесничего попросила их немного подождать: “Я должна с семьёй посоветоваться”. Во время семейного совета она сказала:
- Я впустила бы Удачу, ведь она нам поможет наладить наши дела.
Лесничий изъявил желание впустить в дом Богатство:
- Оно решит все наши финансовые проблемы, ведь нам так трудно живётся. Услышав это, дочь взмолилась:
- Давайте впустим любовь! Это – моя мечта!
Отец и мать, пошептавшись, решили, что они своё уже отжили, и если уж дочь мечтает о любви, то пусть хотя бы она будет счастлива. Жена лесничего открыла дверь дома и объявила дамам своё решение:
- Пусть войдёт Любовь.
Любовь вошла в дом, и в нём стало невероятно светло, как днём. А вслед за ней, взявшись за руки, в дом вошли Богатство и Удача.
Я желаю вам всем, чтобы в вашем доме навсегда поселилась любовь!
Приложение 3
Приложение 4
Фотовыставка "Брянск глазами детей"