Юлия Макаренко
Проект по нравственно патриотическому воспитанию для детей подготовительной группы «Большие права маленького ребёнка»
▼ Скачать + Заказать документы
«Дети - не будущие личности; они уже личности. Дети – существа, в душах которых открываем зародыш всех мыслей и чувств, которые волнуют нас, и подрастанием этих зародышей надо руководить с нежностью»
(Януш Корчак)
Аннотация проекта
Дошкольное детство – это не просто уникальный период в жизни человека в процессе, которого формируется здоровье, осуществляется развитие личности, возникает доверие к себе, людям, миру, формируется характер, укрепляется чувство собственного достоинства и уверенности, это ещё и период, когда ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых родителей, педагогов. Многим взрослым трудно понять и принять, что ребёнок – равноправный с ними человек, имеющий право на собственные поступки и мнения. Его право, как и право любого человека, нужно уважать и не нарушать. Как изменить такое положение? Для решения этой проблемы и был разработан данный проект.
Публикация «Проект по нравственно патриотическому воспитанию для детей подготовительной группы „Большие права маленького ребёнка“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Подготовительная группа
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Права ребенка. Проекты, планы
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
Актуальность проекта
Дети – будущее каждого народа, каждого государства. От того, как государство заботится о своем подрастающем поколении, зависит завтрашний день общества.
Проблема
1. Недостаток знаний о собственных правах у детей дошкольного возраста.
2. Недостаточная информированность взрослых о правах ребенка и документах, в которых говорится об этих правах.
Цель: создание условий по формированию гражданско — правовых качеств у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Познакомить детей, в соответствующей возрасту форме, с основными документами по защите прав ребенка.
2. Познакомить детей с их правами и обязанностями, воспитывать уважение к правам другого человека, формировать эмоционально - положительное отношение к важнейшим нравственным качествам (доброта, милосердие, сострадание, сочувствие) и умение проявлять их при взаимодействии с окружающими людьми.
3. Формировать доброжелательность и чуткость к окружающим, уважительного отношения к ним, привлечение внимания ребенка к своим правам и обязанностям, формирование нравственных норм и правил поведения (в детском саду, семье, обществе).
4. Формировать чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, ответственности, закреплять полученные знания в повседневной жизни.
5. Воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека, формирование основ толерантности.
Объект:
Правовое воспитание, система работы с родителями и детьми, направленная на коррекцию и дальнейшее развитие основных направлений по овладению основами правовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Авторы проекта : Макаренко Ю. В., Лепёхина Е. В. (воспитатели подготовительной группы)
Участники проекта – дети, педагоги, родители, узкие специалисты ДОУ, мед. работник, работник полиции.
Тип проекта – познавательный, среднесрочный. Продолжительность - 4 месяца (февраль - май)
Этапы работы над проектом :
1 этап – подготовительный :
- Создание условий для проведения проекта.
- Подбор методической литературы.
- Составления плана реализации проекта.
- Мотивация родителей на сотрудничество в проекте : консультация для родителей с целью знакомства с темой, задачами проекта, содержанием работы.
2 этап – основной:
При реализации проекта использовали такие формы работы, как интегрированные занятия, беседы, игры, экскурсии, досуг, развлечение.
Методы работы:
- этические беседы;
- чтение художественной литературы (рассказы, стихи, сказки, пословицы, поговорки);
- рассматривание иллюстраций;
- составление рассказов;
- организация нравственно-правовых, педагогических, игровых ситуаций.
- организация игровой деятельности: сюжетно-ролевых, дидактических игр, игр- драматизаций;
- проблемное обучение, упражнение, повторение, прямое разъяснение отрицательных поступков;
- индивидуальная работа
3 этап – заключительный:
- Презентация альбома ребёнка «Я и мои права».
- Книжка - малышка : «Я ребёнок и я имею право».
- Родительское собрание «Права ребенка – это права взрослого» с презентацией проекта «Я и мои права».
- Постановка спектакля: «Волк и семеро козлят»
Ожидаемый результат:
1. Ознакомление и закрепление знаний детей и родителей о Декларации прав человека, Конвенции о правах ребёнка.
2. Повышение уровня правовой культуры родителей.
3. Сформированная организационно - правовая основа взаимодействия родителей, детей, педагогов.
4. Активизация интересов детей и родителей в области прав и обязанностей. Знакомство с понятием «ответственность», «достоинство» и «доброжелательность».
Перспективы: Участие проекта в конкурсах различного уровня (городского, краевого, всероссийского, международного). Издательская деятельность в журналах научно — методического характера.
Какая работа проводилась?
«Право на жилье, пищу, личное имущество» (февраль)
- Интегрированное занятие «Мой дом – моя крепость!»
- Игры: «Назови свой адрес», «Кто имеет право жить в этом доме?»
- Рассказывание сказок «Три поросёнка», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят»
- Сюжетно – ролевая игра «Мы построим дом для вас».
- Составление родителями генеалогического древа своей семьи.
«Право ребёнка на имя и семью» (февраль)
- Интегрированное занятие «Конвенция о правах ребёнка. Имею право жить!»
- Игры: «Если дома ты один», «Мы спасатели», «Назови ласково».
- Игра – ассоциация «Мама, папа и я – это моя семья».
- Чтение и обсуждение пословиц и поговорок о семье.
- Рисование «Моя дружная семья».
- Презентация детей : «Что моё имя означает».
- Спортивное развлечение с папами «Вместе с папой мы сильны»
«Право на культурную и национальную самобытность, родной язык» (март)
Интегрированное занятие «Мы дети разных национальностей».
Концерт «Для милой мамочки!»
Чтение произведений разных народов.
Подвижные игры разных народов.
Прослушивание музыкальных произведений разных народов.
Ручной труд «Пого – хакасское украшение».
"Право на гражданство" (март)
Интегрированное занятие «Я человек».
Чтение художественных произведений: «Дядя Стёпа» С. Михалкова, «Рассказ о неизвестном герое» С. Я. Маршака, стихов из книги «Моя Родина - Россия» В. Степанова
Рисование «Флаг и герб РФ».
Прослушивание гимна России.
"Право на медицинскую помощь и охрану здоровья" (март)
Интегрированное занятие «Здоровье - наше богатство».
Словесная игра «Закончи предложение».
Ролевые игры – имитация «Вызов врача», «Письмо больному другу».
Экскурсия в медицинский кабинет детского сада.
Чтение: «Приключение Незнайки и его друзей» (глава “В больнице”) Н. Носова; «Человек заболел» И. Турчина; «Айболит» К. Чуковского.
Памятка для родителей «Растём здоровыми».
"Право на защиту " (апрель)
Консультация для родителей «Наказывая, подумай: «Зачем!», «Не бей меня мама»
Чтение художественной литературы: «Золушка» Ш. Перро, «Чипполино» Д. Родари, «Золотой ключик» А. Н. Толстой.
Игры «Опасно, безопасно», «Убери на место», «Друг-враг» и другие.
Рассматривание плакатов «Мои права».
Выступление инспектора по правам и защите детей.
"Право на дружбу и собственное мнение (апрель)
Разучивание песен о дружбе.
Интегрированное занятие «Жизнь дана на добрые дела».
Игры : «Поводырь», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Весёлые ребята» и др.
Беседа о хороших поступках и волшебных словах (с использованием картин).
Чтение произведений В. Осеевой «Волшебное слово», «Просто старушка».
Творческое задание «Подарок другу».
"Право на образование" (май)
- Интегрированное занятие «Грамоте учиться, всегда пригодиться».
- Игры: «Собери портфель», «Отгадай загадки Буратино?» и другие.
- Схема маршрута от дома до детского сада (создаётся родителями).
- Разучивание стихотворений о школе.
- Аппликация «Первый раз в первый класс»
Экскурсия в школу, на стадион.
«Право на отдых» (май)
Игры, этюды, тренинги: «Насосы и мячи», «Я так устал», «Я на солнышке лежу», «Мы устали так сидеть».
Создание фотоальбома: «Мы умеем отдыхать!».
Составление рассказов на тему: «Как мне нравиться отдыхать», «Отдых с родителями».
Проблемные ситуации с использованием иллюстраций.