Плотникова Татьяна Петровна
Проект «Безопасное движение» для детей старшей группы ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Цель проекта : Сформировать у детей основы безопасного поведения на улице, уточнить и систематизировать знания о правилах дорожного движения.
Задачи проекта :
Образовательные
Углублять представления детей о Правилах дорожного движения, полученные ранее;
Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах;
Темочки:
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде;
Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды;
Расширять словарный запас детей по дорожной лексике;
Формировать у детей осознанного отношения к соблюдению ПДД, чувства ответственности.
Воспитательные
Воспитание нравственных качеств личности, необходимых для усвоения и выполнения правил дорожного движения : внимательность, наблюдательность, дисциплинированность;
Воспитывать привычку соблюдать правила дорожного движения;
Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.
Развивающие
Развивать умение ориентироваться в дорожно- транспортной обстановке и прогнозировать дорожную ситуацию;
Развивать у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения;
Развивать у детей чувства контроля и самоконтроля;
Развивать память, речь, логическое мышление, внимание, самооценку.
Актуальность проекта : проблема обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна, её решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожном движении, и как следствие – снижение дорожно - транспортных происшествий с участием детей.
Актуальность проекта связана еще и с тем, что у детей этого возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями, в частности на улицах.
Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что ДОУ является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, был создан проект по теме : «Всем ли знать положено правила дорожные?»
Продукт проектной деятельности :
Разработка картотек дидактических и подвижных игр;
Разработка консультаций для родителей;
Разработка НОД;
Создание картотек: дидактических игр, подвижнх игр, сюжетно - ролевых игр;
Подбор тематических плакатов, фотографий и иллюстраций;
Разработка бесед по темам ПДД;
Подборка произведений художественной литературы, загадок;
Конкурс рисунков «ПДД глазами детей»;
Создание коллективной аппликации «На перекрестке»;
Коллективное рисование «На перекрестке»;
Занятие по лепке «Путешествие в городе»;
Подбор пальчиковой гимнастики;
Посещение специально оборудованной площадки в ДО;
Целевые прогулки и экскурсии по улицам города, наблюдения за действиями пешеходов в условиях улицы;
Викторина: «Знаки дорожные помни всегда, чтобы с тобой не случилась беда»;
Выставка детских работ «Мы изучаем ПДД».
Этапы реализации проекта о ПДД в ДОУ
1 этап (постановка проблемы)
Создание проблемы перед детьми ««Всем ли знать положено правила дорожные?»
2 этап (обсуждение проблемы, принятие задач)
1. Составление перспективного плана работы.
2. Изучение методической литературы:
Н. В. Елжова «ПДД в детском саду»;
Э. Я. Степанкова «Дошкольникам - о правилах дорожного движения»;
Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. «Безопасность : Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста»;
Вдовиченко Л. А. «Ребенок на улице»;
К. Ю. Белая «Как обеспечить безопасность дошкольников»;
Авдеева Н. Н., Стеркина Р. Б., Князева О. Л., «Безопасность»;
В. А. Добряков «Три сигнала светофора»;
В. Э. Рубляк «Правила дорожного движения»;
Е. С. Смушкевич, А. Я. Якупов «Мы по улице идем».
3. Проведение предварительной работы:
Подбор материала по Правилам дорожного движения (новинки методической и детской литературы, современная познавательно - развивающая информация о ПДД для дошкольников и родителей)
Подбор раскрасок по ПДД для дошкольников, необходимого материала, пособий, оборудования,
Разработка конспектов мероприятий, презентаций;
Создание развивающей среды для изучения ПДД – центр ПДД;
Рассматривание рисунков, фотографий о дорожных ситуациях;
Просмотр видеоматериалов;
Изготовление дидактических игр по ПДД: «Разрезные картинки», «Смоделируй знак», «Виды транспорта», «Четвертый лишний»;
Проведение с детьми бесед по теме ПДД;
Проведение с родителями анкетирования, тестирования.
3 этап (работа над проектом)
Организовать работу по решению задачпроекта через :
Проведение НОД: «Путешествие по правилам дорожного движения», «Безопасность на дорогах», «Правила дорожные будем твердо знать», Игра - викторина «Пешеход»,«Путешествие в страну дорожных знаков».
Рассматривание тематических плакатов, фотографий и иллюстраций, разбор по ним дорожно-транспортных ситуаций.
Проведение бесед: «Мой друг-светофор», «Знаки дорожного движения», «Наша улица», «Путешествие на метро», «Правила пешехода», «Как у наших у ворот очень важный знак живёт», «Правила дорожного движения выполняй без возражения»;
Составление рассказов по сюжетным картинкам;
Инструктажи о безопасных маршрутах движения в садик и обратно, по правилам пользования общественным транспортом и правилам безопасного поведения на дорогах и улицах;
Знакомство с произведениями художественной литературы, отгадывание загадок.
Конкурс рисунков «ПДД глазами детей».
Создание коллективной аппликации «На перекрестке».
Коллективное рисование «На перекрестке».
Занятие по лепке «Путешествие в городе».
Проведение дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных игр.
Пальчиковая гимнастика.
Конструирование: строительство из кубиков и игрушек перекрестка и улицы.
Посещение специально оборудованной площадки в ДО.
Чтение художественной литературы: Е. Житков «Светофор», С. Михалков «Моя улица», «Дядя Степа» Н. Калинин «Как ребята переходили улицу» В. Сиротов «Твой товарищ светофор», И. Серяков «Законы улиц и дорог», А. Иванов «Как неразлучные друзья дорогу переходили», Азбука дорожной безопасности Анатолия Линёва «Если Емеля едет на печке…»;
Целевые прогулки: «Знакомство с улицей и дорогой», «Наблюдение за светофором», «Пешеходный переход», «К остановке пассажирского транспорта», «Правила поведения на дороге»;
Дидактические игры: «Угадай, какой знак?», «Светофор», «Водители», «Кто отличник-пешеход?», «Путешествие на машинах», «Найди нужный знак», «По дороге», «Учим дорожные знаки», «Законы улиц и дорог», «Дорожная азбука», «Светофор и регулировщик», «Говорящие дорожные знаки», «Разрезные знаки», «Подбери знак», «Я грамотный пешеход», «Дорожное лото», «Найди нужный знак»;
Подвижные игры : «К своим знакам», «Зебра», «Глазомер», «Грузовики», «Сигналы светофора», «Трамваи», «Добеги до знака», «Ловкий пешеход», «Светофор», «Цветные автомобили», «Стоп – Идите»;
Сюжетно-ролевые игры: «Пешеходы», «Пассажиры», «Службы спасения», «На дорогах города», «Правила движения»;
Составление творческих рассказов: «Что случилось бы, если бы не было правил дорожного движения?», «Если бы все знаки перепутались?», «Истории в транспорте».
Работа с родителями:
консультация: «Как научить ребенка соблюдать правила дорожного движения»
практикум: «Как поступить в данной ситуации»
оформление папки-передвижки : «Самые важные правила - правила дорожного движения!»
информация в родительский уголок: «Памятка по правилам дорожного движения», «Это надо знать»,
дискуссия «Легко ли научить ребенка правильно вести себя на дороге».
4. Заключительный этап
Анкетирование родителей и сравнительный анализ полученных результатов;
Презентация лепбука «Машина»;
Выставка детских работ «Мы изучаем ПДД».
Викторина: «Знаки дорожные помни всегда, чтобы с тобой не случилась беда»
Результат проекта
Использование данного проекта способствует более глубокому усвоению детьми правил дорожного движения, закреплению знаний и умений, формированию осознанного отношения к их соблюдению, развитие чувство контроля, самоконтроля, ответственности и предпосылок готовности отвечать за свои поступки.
Дети ориентированы в том, что машины движутся по проезжей части улицы, а пешеходы по тротуару. Знают о назначении светофора. Хорошо ориентируются в пространстве справа, слева, вперёд, назад, вверх, вниз. Имеют представление о видах транспорта, об особенностях их передвижения. Знают, какие правила безопасного поведения необходимо соблюдать на дороге.
Дети знают, в каком городе живут и какой у них адрес, безопасный путь от детского сада домой. Ориентированы в том, что на дорогах расположено много дорожных знаков. Знают, называют и объясняют назначение этих знаков.
Литература
Майер А. А., Проекты во взаимодействии ДОУ и семьи. // Управление Дошкольным образовательным учреждением. 2008. N3.
Арнаутова Е. П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. – М., 1994.
Арнаутова Е. П. Педагог и семья. – М., 2002.
Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие. – М., 2004.
Белая К. Ю., Зимонина В. Н., Кондрыкинская Л. А. Как обеспечить безопасность дошкольников. Конспекты по основам безопасности детей дошкольного возраста. Книга для воспитателей детского сада. – М. : Просвещение, 2004.
Бочкарева О. И. Взаимодействие ДОУ и семьи. – Волгоград: ИТД
Бутырина Н. М., Боруха С. Ю., Гущина Т. Ю. Технология новых форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей: учебно-методическое пособие. – М., 2004.
Вдовиченко Л. А. «Ребенок на улице», «Детство-пресс», 2008
Данилова Т. И. Программа "Светофор" Обучение детей дошкольного возраста ПДД. – СПб., издательство “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2009.
Данилова Т. И. Программа “Светофор” Обучение детей дошкольного возраста ПДД. – СПб., издательство “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2009.
Деркунская В. А. Сотрудничество детского сада и семьи в воспитании культуры здоровья дошкольников // Дошкольная педагогика. 2006. N5.
Занятия по правилам дорожного движения/ Сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева и др. ; под ред. Е. А. Романовой, А. Б. Малюшкина. – М. : ТЦ Сфера, 2008.
Зенина Т. Н. Родительские собрания в детском саду. – М., 2006.
Козлов А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. – М., 2000.
Козловская Е. Дорожно-транспортные происшествия с участием детей дошкольного возраста. Причины и условия, способствующие их возникновению // Дошкольное воспитание. 2011. №10.
Лиханов А. А. Письма в защиту детства. Издание второе, дополненное. – М. : ОО “Издательский образовательный и культурный центр "Детство. Отрочество. Юность", 2002.