Татьяна Паркина
Проект по математическому развитию для детей 4–5 лет «Математика для малышей»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта
Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требование к обновлению, содержание дошкольного образования очерчивает ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию дошкольников. В связи с этим меня заинтересовала проблема: как обеспечить математическое развитие детей, отвечающее современным требованиям и подготовить к обучению в школе.
Публикация «Проект по математическому развитию для детей 4–5 лет „Математика для малышей“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математика. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2015
Непременным условием развития математических представлений детей является обогащённая предметно – пространственная среда. Это, прежде всего, наличие интересных развивающих игр, разнообразных игровых материалов, занимательный математический материал. Основная цель использования занимательного материала – формирование представлений и закрепление уже имеющихся знаний. При этом непременном условии является применение воспитателем игр и упражнений для активного проявления познавательной самостоятельности у детей (стремление и умение познавать, осуществлять результативные мыслительные операции). Занимательные по содержанию, направленные на развитие внимания, памяти, воображения, эти материалы стимулируют проявления детьми познавательного интереса. Естественно, что успех может быть обеспечен при условии личностно ориентированного взаимодействия ребёнка со взрослым и другими детьми.
Воспитатель должен уметь подавать материал воспитанникам, чтобы вызвать в них заинтересованность и познавательную активность. Особое внимание следует уделить эмоциональному комфорту ребёнка в процессе познавательной деятельности. Положительное подкрепление успехов и достижений детей, эмоциональное невербальное общение взрослого с детьми – таков фон, на котором должно строиться обучение дошкольников.
Постоянное повышение заинтересованности детей мотивирует игровую деятельность, активность в самовыражении, поиске и нахождении ответа, проявлении догадки, раскрытии секрета игры и создаёт положительный эмоциональный настрой, способствующий интеллектуальной деятельности и повышающий её результативность. Таким образом, развитию познавательного интереса к математике способствует организация обучения, при которой ребёнок вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает задачи проблемного характера в ходе работы с занимательным материалом.
Цель: формирование элементарных математических представлений у детей посредством использования занимательного материала с математическим содержанием в различных видах деятельности.
Задачи:
1. Развивать интерес к математике в дошкольном возрасте.
2. Способствовать развитию мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, логического мышления и креативности мышления (умение гибко, оригинально мыслить);
3. Способствовать стремлению к достижению положительного результата, настойчивости и находчивости;
4. Формирование базисных математических представлений, речевых умений.
Вид проекта: познавательно-игровой.
Продолжительность: долгосрочный (сентябрь – май 2014 г)
Участники проекта: дети 4-5 лет, родители, воспитатели.
Предполагаемый результат:
1. Оформление уголка «Занимательная математика».
2. Развитие у детей интереса к математическим знаниям, самостоятельности и творческого воображения, гибкости мышления, доказывать правильность суждений.
3. Активация позиции родителей как участников образовательного процесса.
Новизна: усовершенствование форм и методов формирования элементарных математических представлений детей, посредством использования занимательного математического материала во всех видах образовательно-воспитательной деятельности.
Виды образовательной деятельности: познавательная, социально-коммуникативная, физическая, художественно-эстетическая.
Практическая значимость: предлагается система разработок занимательного материала с математическим содержанием (дидактические и подвижные игры, формы народного и художественного слова, занятий, развлечений, который педагоги и родители могли бы использовать в работе с детьми.
План реализации проекта
1 этап – подготовительный (сентябрь-октябрь).
1. Изучение теоретической части проекта.
2. Выявление уровня формирования математических знаний у детей.
3. Разработка плана работы над проектом.
4. Создание соответствующей развивающей среды.
2 этап – основной (ноябрь - апрель)
1 блок. Работа с детьми
Направления работы
1. Количество и счет.
2. Величина.
3. Геометрические фигуры.
4. Ориентировка во времени.
5. Ориентировка в пространстве.
Реализуемые мероприятия
1. Дидактические игры:
«Один-много», «Лево-право», «Какой цифры не стало», «Федорка», «Что изменилось», «Рики-тики», «Катится-не катится», «Самолеты», «Когда это бывает», «Мы художники».
Игры со счетными палочками:
«Сделай фигуру», «Читаем и считаем», «Счетная мозаика», «Сделай как на рисунке».
2. Подвижные игры:
«Найди свой домик», «Что мы делали - покажем», «Правильный счет», «Куда пойдешь и что найдешь».
3. Лепка фигур и цифр из пластилина.
4. Логические задачи в стихах.
5. Потешки, загадки, физкультминутки, крылатые выражения, ребусы
(смотреть приложение).
6. Чтение математических сказок: «Сказка первая, в которой солнышко сравнивает круг и квадрат», «Сказка вторая, в которой квадрат помогает выбраться другу из оврага».
7. Занимательные задания на печатной основе.
8. Математический КВН. Занятие «В гостях у сказки - в поисках братца Иванушки».
2 блок. Работа с родителями.
1. Помощь в изготовлении игры «Кармашки с секретом».
2. Родительское собрание «Занимательная математика».
3. Картотека занимательных игр «Это можно взять с собой».
4. Консультации: «Математика - это интересно», «Математика дома», «Компьютерные игры» (для одаренных детей).
3 этап – заключительный (май).
1. Итоговая диагностика детей.
2. Спортивное развлечение вместе с родителями «Спортивная математика».
3 Презентация проекта на педсовете ДОУ.
Используемая литература
1. Веракса Н. Е. и др. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Издательство: Мозаика-Синтез, 2010г.
2. Венгер Л. А., Дьяченко О. М. "Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста". - М. : Просвещение 1989 г.
3. Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет. - Под ред. А. А. Столяра. - М. : Просвещение, 1991).
4. Аникин В. П. К мудрости ступенька. О русских песнях, сказках, пословицах, загадках, народном языке: Очерки. - М. : Дет. лит., 1988.
5. Михайлова, З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. - М. : Просвещение, 1985
6. Михайлова 3. А., Носова E. Д., Столяр А. А., Полякова М. Н., Вербенец А. М. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. «Детство-пресс»// СПб, 2008, стр. 392.
7. Носова Е. А. "Предлогическая подготовка детей дошкольного возраста. Использование игровых методов при формировании у дошкольников математических представлений". -Л. : 1990г. стр. 47-62.
8. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения. Т-2.-М. : Учпедиз, 1954г. стр. 651 -652.
9. Федлер М. "Математика уже в детском саду". -М. : Просвещение 1981г. стр. 28-32,97-99.
10. Шаталова, Е. В. Использование математических загадок в детском саду / Е. В. Шаталова. - Белгород, 1997. - стр. 157
11. Словарь литературных терминов /Под ред. Л. И. Тимофеев, С. В. Тураев. – М. : Просвещение, 1974.
12. Илларионова, Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки / Ю. Г. Илларионова. – М. : Просвещение, 1985.
13. «Знакомим дошкольников с математикой», авторы-составители Л. В. Воронина, Н. Д. Суворова, Творческий Центр СФЕРА Москва 2011.
14. «Игры по математике для дошкольников», Л. Ю. Козина, Творческий Центр СФЕРА Москва 2008.
15. «Математика – учимся играя», М. Ю. Стожарова, Ростов-на-Дону «ФЕНИКС» 2008.
16. «Конспекты занятий по математике», Н. Л. Куваева, Ю. В. Микляева, АЙРИС ПРЕСС Москва 2008.
17. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях, В. В. Данилова, М. : Просвещение, 1987.
18. Математика для дошкольников: Кн. Для воспитателя дет. сада, Т. И. Ерофеева, Л. Н. Павлова, В. П. Новикова, М. : Просвещение, 1992.