Татьяна Ноздрякова
Арт-терапия как метод художественного творчества в коррекционной работе психолога с детьми младшего школьного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Арт-терапия как метод художественного творчества в коррекционной работе психолога с детьми младшего школьного возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Ноздрякова Татьяна Анатольевна
Педагог – психолог
ГОУ «Черновская специальная
(коррекционная) школа-интернат»
Забайкальский край,
Петровск – Забайкальский район,
с. Малета
Темочки:
- Арт-терапия в детском саду
- ИЗО, творчество. Консультации для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Психология школьников
- Темочки
Для человека творчество – одна из возможностей проникнуть в свой внутренний мир и узнать себя. Оно обращается к лучшим аспектам нашей души, к самым светлым, богатым и искренним. Когда человек пишет, рисует, лепит из глины или выражает себя в других видах искусства, это позволяет ему расслабиться, раскрыться и хотя бы ненадолго оказаться в гармонии с собой. Кроме того, творчество является эффективным методом по исцелению психики, который сегодня нашел широкое применение в практической психологии под названием арт-терапия. Одним из основных преимуществ арт-терапии является то, что исцеление, развитие собственного потенциала и обретение внутренней гармонии доступно для каждого – этот метод не требует специальной подготовки, навыков и талантов.
Арт-терапия сегодня считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов, используемых в работе психологами в школе. Кроме того, арт-терапия – это еще и способ самовыражения личности. Арт-терапию благополучно применяю в занятиях для всестороннего развития детей с умственной отсталостью. Доступность занятий различными видами творческой деятельности популярна среди всех возрастных категорий. Исходя из физического и психологического состояния ребёнка, подобрать творческую терапию можно для каждого индивидуально. Арт-терапия помогает успешно диагностировать психологические проблемы, вывести в соответствующей форме враждебность и другие отрицательные проявления, а также то, что чувствует и ощущает ребенок. Эта методика позволяет детям сосредотачиваться на своих чувствах и впечатлениях, а также развивать самоконтроль.
Цель всех этих необычных занятий — помочь справиться с проблемами, негативными эмоциями, которые он чаще всего не может выразить словами, и дать выход этому негативу посредством творчества.
На своих занятиях часто использую несколько методик для детей различной возрастной категории. Эти упражнения подходят для любого ребенка, они для него безопасны и доступны.
Методика рисования пальчиками и ладошками.
Польза от рисования пальчиками и ладошками заключается в развитии познавательных процессов, привязанности и доверии между ребенком и взрослым, воспитании усидчивости, старания и терпения.
Главное – задать тон к творчеству, заинтересовать ребенка, создать приятную атмосферу.
При работе с ребенком техникой рисование пальчиками и ладошками, можно решить массу проблем. Убрать тревожность, выработать усидчивость, старание, способствовать развитию мелкой моторики и т. д.
Для ребенка любого возраста важно участие взрослого в совместном творчестве, его слова поддержки.
Рисование мыльными пузырями
Это тоже одна из методик арт-терапии, которая очень нравится и детям и взрослым. Мыльные пузыри – переливающиеся всеми цветами радуги, всегда вызывают улыбку и восторг. Можно не только дуть пузыри, но и делать их цветными, переносить на бумагу. Рисование мыльными пузырями позволяет развить творческие способности, воображение, образное и пространственное мышление.
Эта техника помогает ребенку открыть для себя новые возможности для решения изобразительных задач. Рисунки получаются самобытными, ни на что не похожими. А творческое занятие проходит всегда весело. Цветные лопающиеся шары и обилие пены вызывают у детей неописуемый восторг!
Кляксография
Отдельное внимание заслуживает кляксография. Кляксография — это техника рисования для детей кляксами, пятнами, каплями и разводами. Суть такого рисования заключается в том, чтобы разглядеть в расплывчатом изображении какой-то образ и дополнить его деталями. Кляксография — это одна из самых увлекательных нетрадиционных техник рисования. Она не только вызывает интерес у детей, но и помогает им выразить свою личность, проявить фантазию и находчивость. Также она позволяет выплеснуть на бумагу накопившиеся эмоции. Основная цель кляксографии — избавление от страха неудачи, который часто присутствует у детей. Рисование в технике кляксографии оказывает большое влияние на развитие ребенка: повышает уверенность в себе; способствует развитию самовыражения, креативности и творческого мышления.
Методики арт-терапии предоставляют нам возможность творить собственную жизнь в прямом смысле этого слова: рисовать грусть, лепить счастье, писать о трудностях и танцевать настроения. Реализовать внутренние возможности и в итоге оказаться в гармонии с самим собой и окружающим миром может каждый, и для этого не нужна специальная подготовка. Один из основных принципов арт-терапии гласит, что творчество целительно уже само по себе, оно не только позволяет нам снова прожить и разрешить внутренние конфликты, но так же обогащает нашу душу.