Инна Сасим
Проект по математическому развитию дошкольников «Круг, квадрат и треугольник».
▼ Скачать
Номинация проекта - «Младший дошкольный возраст».
Вид проекта : долгосрочный.
Участники проекта : группа детей второй младшей группы, воспитатель группы, родители.
Актуальность проекта :
Дети младшего дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям : количество, форма, время, пространство, величина, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий. В связи с этим меня заинтересовала проблема: как обеспечить ознакомление детей с формой предметов и геометрическими фигурами.
Публикация «Проект по математическому развитию дошкольников „Круг, квадрат и треугольник“,» размещена в разделах
- Квадрат. Геометрическая фигура
- Круг, овал. Геометрические фигуры
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Цель проекта :
Формирование представлений о геометрических фигурах у детей младшего дошкольного возраста.
Мой проект «Круг, квадрат и треугольник» направлен на решение следующих задач:
Воспитательные:
• Воспитывать у детей умение работать самостоятельно;
• Формировать навыки самоконтроля.
Развивающие :
• Развивать у детей внимание, память, глазомер.
• Развивать у детей моторику рук, логическое мышление.
Образовательные:
• Закрепить названия геометрических фигур, их некоторые свойства;
• Учить классифицировать геометрические фигуры по разным признакам: цвету, величине, форме;
• Учить соотносить формы предметов с геометрическими фигурами.
• Активизировать и обогатить словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме: «Геометрические фигуры».
Объект исследования – процесс формирования представлений о геометрических фигурах у детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – методы формирования представлений о геометрических фигурах у детей младшего дошкольного возраста.
Гипотеза: Процесс формирования представлений о геометрических фигурах у детей младшего дошкольного возраста будет осуществлять эффективно, если будут использоваться разнообразные методы обучения; развивающая среда; работа с родителями.
Ожидаемые результаты проекта :
Повышение уровня знаний о геометрических фигурах, умение отличать геометрические фигуры. Формировать умение классифицировать геометрические фигуры по разным признакам: цвету, величине, форме. Формировать умения соотносить формы предметов с геометрическими фигурами.
Новизна проекта :
Заключается в применении в педагогической практике современного детского сада систематизированного плана по внедрению разнообразных дидактических, подвижных игр, использование игрового набора «Дары Фрёбеля», математических сказок, рисовании, аппликации направленных на развитие представлений о форме предметов и геометрических фигур.
Описание проекта.
Этапы реализации проекта :
1 этап – аналитический.
Задачи этапа: анализ ситуации; определение основных его целей: формирование представлений у детей среднего дошкольного возраста о геометрических фигурах.
2 этап - организационный.
Задачи этапа: составление плана работы воспитателя с детьми по формированию представлений о геометрических фигурах через проведение исследовательской деятельности.
3 этап - практическая деятельность.
Задачи этапа: формирование представлений о геометрических фигурах у детей младшего дошкольного возраста, через проведение исследовательской деятельности.
4 этап – итоговый.
Задачи этапа: обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагога.
Формы работы по реализации проекта :
• дидактические упражнения и игры;
• рисование;
• аппликация;
• конструирование;
• подвижные игры, направленные на развитие представлений о форме предметов и геометрических фигур;
• художественная литература;
• использование игрового набора «Дары Фрёбеля»;
• презентация «Геометрические фигуры»;
• работа с родителями.
1. Игра «Почтальон принёс посылку».
Цель. Развитие восприятия цвета, формы и величины у детей 3-4 лет.
Воспитатель достаёт из посылки круг и выкладывает на фланелеграф: «Какая это фигура? (круг) Какого цвета круг?» Воспитатель предлагает детям рукой обвести круг по контуру.
Затем достаёт квадрат, кладёт рядом с кругом, называет фигуру, показывает стороны, углы квадрата и уточняет у детей : «Что есть у квадрата? Сколько сторон у квадрата? Сколько углов у квадрата?».
Воспитатель просит детей обвести квадрат по контуру, показать его стороны (углы).
2. Игра «Сосчитай, сколько каких геометрических фигур».
Цель. Развитие памяти, воображения, мышления.
Воспитатель раздает детям карточки с нарисованным человеком и спрашивает:
-Сколько кругов, треугольников, квадратов и прямоугольников в человеке?
Воспитатель просит выложить машину, дом используя геометрические фигуры.
3. «Найди такую же».
Цель. Развитие мышления, внимания.
Перед детьми на столе разложены геометрические фигуры – круг и треугольник.
Зайчик по очереди «показывает» фигуры, дети находят у себя такие же и называют их. Затем воспитатель предлагает обвести фигуры рукой и наложить круг на треугольник так, чтобы углы треугольника были видны. Дети выясняют, чем треугольник отличается от круга.
4. «Достроим домики для зайчиков».
Цель. Развитие памяти, воображения, восприятия формы предмета.
Воспитатель раздаё т детям карточки с наклеенными на них домиками и спрашивает: «Сколько домиков на карточке? Чего не хватает у домиков? Какую фигуру надо взять, чтобы сделать домику крышу? Положите столько треугольников, сколько их нарисовано на карточке. Сколько получилось крыш?
5. Игровое упражнение «Украсим ёлочку».
Цель. Развитие внимания, наблюдательности, логического мышления и воображения.
Воспитатель раздаёт детям плоскостные изображения ёлочек и предлагает украсить их цветными игрушками – «льдинками» (геометрическими фигурами). В процессе выполнения упражнения уточняется форма, величина, цвет и пространственное расположение игрушек на ёлке.
6. «Какой фигуры не стало?».
Цель. Развитие внимания.
Воспитатель выбирает четыре плоские фигуры (круглую, прямоугольную, треугольную) и кладет на стол. Водящий убирает одну фигуру, остальные дети должны отгадать, какой фигуры не стало. Игра может быть усложнена за счет того, что фигуры подбираются разного цвета, разной величины.
7. «Найди свой домик».
Цель. Развитие представлений детей о геометрических фигурах.
Ход. Детям раздают геометрические фигуры, отличающиеся по цвету и величине. В трех обручах в разных углах комнаты на полу лежат круг, квадрат и треугольник.
«В этом домике живут все круги, - говорит воспитатель, - в этом-все квадраты, а в этом - все треугольники». Когда все найдут свои домики, детям предлагают «погулять» : побегать по группе. По сигналу воспитателя все находят свой домик, сравнивая свою геометрическую фигуру с той, что находится в домике. Игра повторяется несколько раз, при этом воспитатель каждый раз меняет домики местами.
8. Аппликация «Шарики воздушные, ветерку послушные…».
Цель: Развивать чувство формы и цвета.
9. Аппликация с элементами рисования «Грибная полянка».
Цель: Учить составлять из готовых форм образы. Развивать чувство формы, величины и композиции.
10. Аппликация «Птицы».
Цель: Применять геометрические фигуры в изображении птиц.
11. Рисование «Мой весёлый, звонкий мяч…».
Цель: Формировать умение изображать круглые предметы (мяч).
12. Конструирование.
Цель: Сравнивать строительные детали и геометрические фигуры. Развивать фантазию и воображение детей.
«Ворота», «Домик для мишки», «Гараж».
13. Игры на прогулке «Найди свой домик».
Цель: Развивать внимательность, сообразительность, восприятие формы предмета.
Воспитатель кладёт на пол два обруча на большом расстоянии друг от друга. Внутри первого обруча он помещает вырезанный из картона квадрат, внутри второго – круг.
Детей надо разделить на две группы: у одних в руках квадрат, у других – круг. Затем воспитатель объясняет правила игры, которые заключаются в том, что ребята бегают по площадке, а когда он ударит в бубен, должны найти свои домики. Те, у кого круг, бегут к обручу, где лежит круг, а те, у кого квадрат, - к обручу с квадратом.
14. Игра с мячом «Отгадай».
Дети становятся в круг, в центре которого находится воспитатель с мячом. Он говорит, что сейчас все будут придумывать, на что похож тот предмет, который будет показан. Вначале воспитатель показывает жёлтый круг и кладёт его в центр. Затем предлагает подумать и сказать, на что этот круг похож. Отвечает тот ребёнок, которому воспитатель покатит мяч. Ребёнок, поймавший мяч, говорит, на что похож круг. Например, на блин, на тарелку, на мяч…
Далее педагог показывает большой красный круг. Дети фантазируют: яблоко, помидор…
В игре принимают участие все.
15. Использование игрового набора «Дары Фрёбеля».
Цель: Реализация самостоятельной изобразительной и конструктивной деятельности; развитие воображения, восприятия, мышления, расширение кругозора.
«Украшаем ёлочку»,
«Бабочки»,
«В лес»,
«В лесу родилась ёлочка»,
16. Домашняя работа детей и родителей для выставки «В мире интересного».
Цель: Заинтересовать родителей в сотрудничестве с детским садом.
17. Показ презентации на тему: «Знакомство дошкольников с геометрическими фигурами».
Выводы:
В результате проведенной работы с детьми, цель, поставленная ранее, была достигнута.
Дети стали классифицировать геометрические фигуры по разным признакам: цвету, величине, форме; формировать умения соотносить формы предметов с геометрическими фигурами.
Родители оценили значение формирования представлений о геометрических фигурах, и заинтересовались в сотрудничестве с детским садом по данному вопросу.
Преобразовалась картотека игр дидактических и подвижных игр направленных на развитие представлений о форме предметов и геометрических фигур.
Список литературы:
1. В. П. Новикова. Математика в детском саду. – М. «Мозайка-Синтез», 2005.
2. И. А. Помораева, В. А. Позина. Формирование элементарных математических представлений. М. «Мозайка-Синтез», 2016.
3. Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. – М. «Мозайка-Синтез», 2016.
4. И. А. Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду. – М. «Сфера». 2007.
5. Л. В. Куцакова. Конструирование и ручной труд в детском саду. – М. «Мозайка-Синтез», 2010.
6. Программа воспитания и обучения в детском саду. /Под ред. Н. Е. Веракса - М. «Мозайка-синтез», 2012.