Мария Чикирева
Конспект ООД по подготовке к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы «Звук [щ]. Буква Щ»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель – Сформировать у детей необходимую готовность к обучению грамоте.
Задачи:
- закреплять понятие «согласный звук», познакомить со звукам Щ, буквой Щ;
- развивать навык языкового анализа слов с новым звуком;
- воспитывать внимание, интерес детей к занятию посредством включения в него игровых и занимательных моментов;
- развивать мелкую моторику и ориентировку на листе бумаги;
Оборудование: касса, тетради, синие ручки, картинки с буквой Щ, домик, сигнальные карточки, предметные карточки по выбору воспитателя, простые и цветные карандаши.
Ход НОД
Организационный момент.
Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами вновь отправимся в страну «Буквария».
Повторение пройденного материала.
Воспитатель. Но прежде чем мы отправимся, давайте вспомним, у каких звуков мы были в гостях в прошлый раз. Дети должны дать полную характеристику звуку Ш.
Дети по очереди достают из корзины слово-изображение. Произносят его по частям, деля на слоги и называют ударный слог.
Сообщение новой темы.
Воспитатель. А сегодня мы с вами познакомимся с еще одним жителем нашей волшебной страны – согласным звуком Щ.
Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.
В этой сказке, всем знакомой,
Ведра ходят сами к дому,
Едет печка по дороге,
Сами в пляс пустились ноги.
Что это за сказка? («По щучьему веленью».) А кто совершил все эти чудеса? (Щука.) Какие волшебные слова произносит Емеля? («По щучьему веленью, по моему хотенью…»)
Какой первый звук слышится в слове «щука»? (Звук Щ.) На что похож этот звук? (На шипение масла на сковородке, на шипение змеи)
Наверное, за это звучание звук Щ называют шипящим. Какой это звук – гласный или согласный? (Согласный звук.)
Давайте попробуем его пропеть: щ-щ-щ-щ! Получается не пение, а лишь одно шипение. Значит, вы правильно определили, что этот звук – согласный. А еще запомните, что звук Щ во всех словах всегда бывает только мягким и у него нет парного звонкого звука.
Закрепление нового материала
Игра «Составь слово».
Детям предлагается составить слово из слогов: щи, щу, ща, ще, нок, кА, кле, гол. (Щегол, щенок, клещи, щека, щука.)
Игровое упражнение «Подумай и назови»
Хищная рыба с острыми зубами. (Щука.)
Дикая роза с ярко-красными ягодами. (Шиповник.)
Инструмент для прокладывания отверстий. (Шило.)
Жвачное животное с очень длинной шеей. (Жираф.)
Густой частый лес. (Чаща.)
Педагог произносит чистоговорку, интонационно выделяя звук Щ и поощряет интонированное произношение детей.
Ща-ща-ща – мы несем домой леща.
Ащ-ащ-ащ – мы наденем плащ.
Игра «Доскажи словечко»
Капризные сандалии
Однажды мне сказали:
- Боимся мы щекотки
Сапожкой строгой … (щетки).
У меня пропал носок,
Утащил его… (щенок).
Медведица рыщет,
Медвежат под елкой… (ищет).
Игра «Слушай и запоминай»
-Услышали слово со звуком [Щ], загнули пальчик.
Шея, ущелье, угощенье, ошейник, шёпот, плащ, щёки, шелест, щавель, шёлк, шептать, щелкунчик, цапля, щепка, щипцы.
-Посчитайте, сколько слов вы услышали? Сколько пальчиков загнули?
Физкультминутка.
Мы работали, устали.
А сейчас, ребята, встали.
Руки вверх скорей подняли, в стороны, назад.
Повернулись влево, вправо, поднимите дружно плечи,
Чтоб работать было легче.
А сейчас вперед прогнитесь и носка рукой коснитесь.
Сели мы за парты смело, надо нам продолжить дело.
Знакомство с буквой.
-Воспитатель пишет на доске в клетку большую букву Щ и маленькую букву щ через клетку.
-Внимательно рассмотреть букву на доске и назвать, из скольких элементов она состоит.
На что похожа буква Щ?
На расческу щ похожа.
Три зубца всего?
Ну что же! Е. Тарлапан
Буква Щ поможет нам
Чистить зубы по утрам. В. Степанов
Обратить внимание детей на ориентировку в клетке.
Работа с кассой. (дети отыскивают букву в кассе). Выкладывать слова по заданию воспитателя.
Звукобуквенный разбор слова.
Слово «щука». Сначала делаем разбор фишками, затем в тетрадях.
Формирование навыков чтения и печатания.
Печатание в тетради буквы Щ и слогов ща, щу, щи.
Печатание слов : щука, ищу, овощи.
Подводится итог занятия.
Что вы сегодня узнали на занятие? С какой буквой и звуком мы сегодня познакомились?