Туринцева Валентина
Проект по кубановедению для Детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №8 поселка городского типа
Черноморского муниципального образования Северский район
ПРОЕКТ
По теме:
«СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПРИОБЩЕНИЯ ИХ К КУБАНСКИМ ТРАДИЦИЯМ И ИСТОРИЧЕСКИМ ЦЕНОСТЯМ».
Подготовил воспитатель:
Туринцева В. В.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Вид: информационно - творческий
Публикация «Проект по кубановедению для Детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Участники: дети, родители, воспитатели, логопед.
Возраст участников : 5-6 лет
Сроки реализации – с июля по сентябрь 2017 года (долгосрочный).
Проект направлен на воспитание культуры, любви к родной Кубани, пополнение знаний о быте, обычаях, традициях, фольклоре, формирование стремления к сохранению памяти и опыта предков. Развитие двигательного, речевого творчества через познавательную деятельность.
Актуальность
Интерес к прошлому родной земли всегда существовал в людях. Какой была страна в давние времена, как жили и трудились люди, чем занимались, как появилось казачество, какая была одежда, предметы домашнего обихода, мебель, какие существовали народные ремёсла. К сожалению, в нашей жизни утрачиваются народные традиции: любовь к родным и близким, уважение, почитание старших, любовь к Родине. А ведь соблюдение традиций предков, любовь к Родине, к своему родному краю прививается с раннего возраста.
Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает традиции и обычаи казаков. Но, за годы лихолетья и уничтожения казачества изрядно выветривались и исказились под чуждым влиянием традиции, нравы и обычаи казаков. Даже наши старики, родившиеся уже в советское время, не всегда правильно трактуют неписаные казачьи законы, не говоря о молодом поколении, живущим на Кубани.
Без прошлого нет настоящего и будущего. Смогут ли наши дети ответить на вопросы, связанные с историей и культурой казачества.
Тема данного проекта является актуальной. Так как представленный материал способствует знакомству старших дошкольников с историей нашего края, национальными особенностями, помогает повысить интерес к народным истокам, познакомить с культурой Кубани.
Мы считаем, что прививать чувство любви к своей Родине, к краю, к дому, где родился, вырос и живешь, надо в дошкольном возрасте. Тогда, когда закладываются основы, формируются в процессе воспитания любовь к своим родным людям и к своей стране. Необходимо разбудить у детей чувство любви к своей малой Родине, дать понять, что это их земля, их страна. Все богатства природы, бескрайние степи и поля, сады, реки – гордость нашего края – все принадлежит им, как потомкам первых переселенцев-казаков, приемникам их традиций.
Мы часто замечаем в нашей современной молодежи бездуховность, безнравственность, потерю интереса к культуре. Поэтому мы считаем, что именно культура прошлого должна войти в душу каждого ребенка, положить начало возрождения интереса ко всему, что его окружает. Знакомство с историей нашего края, национальными особенностями помогают повысить интерес к народным истокам, познакомить с культурой Кубани. Все, что нас окружает в настоящем, имеет свои корни в прошлом. Это наша история, наша культура.
Цель и задачи проекта.
Цель. Познакомить дошкольников с историческим прошлым своего народа, воспитать их в лучших традициях уважения и любви к предкам и родному краю. Углубить и уточнить представления о родном крае – Кубани, воспитывать чувство гордости за ее достижения.
Задачи:
- формировать представления об историческом прошлом родного края, через знакомство с обычаями и традициями кубанских казаков;
- познакомить старших дошкольников с промыслами предков, продолжать прививать любовь к народному творчеству;
- познакомить с творчеством писателей, поэтов и композиторов станицы Брюховецкой и Кубани, прививать любовь к музыке, умение видеть красоту малой родины в стихах поэтов;
- дать элементарные представления об этническом составе населения Краснодарского края;
- продолжать знакомить с символикой Кубани и станицы Брюховецкой;
- способствовать воспитанию в детях чувства гордости за свой край;
- закладывать основы толерантного отношения к представителям других национальностей.
Планируемый результат
Повышение уровня знаний в области кубановедения.
Воспитание бережного сохранения исторических ценностей в области кубановедения.
Получение эмоционально - положительный откликов у детей.
Эмоциональное развитие ребёнка в целом, развитие творчества, воображения и памяти через музыкальную и познавательную деятельность.
Повышение уровня роста, положительной динамики в развитии речевой и двигательной активности.
Формирование представлений о кубанских традициях, обычаях, быте и культурно – исторических ценностях.
Этапы реализации проекта :
1 этап: подготовительный
Подборка программно – методического обеспечения для реализации проекта.
Подготовка материала устного народного творчества (Кубанские пословицы, поговорки, заклички, колядки).
Подбор фольклора (песни, танцы, игры, обряды, театрализованные действа).
Подбор книг, картин и иллюстраций с изображением символики Краснодара и Краснодарского края, Кубанского быта, костюмов, памятников, исторических культурных ценностей.
Пополнение предметно – развивающей среды.
Оформление кубанского уголка в группе.
Организация выставки поделок «Кубань – наша родина!».
Пополнение групповой библиотеки книгами и методическим материалом в соответствии с темой.
Изготовление картотек игр и устного народного творчества.
2 этап: Рефлексивно - диагностический
Содержание работы: Выявление интереса и уровня знаний детей по теме проекта, создание комфортной эмоциональной атмосферы.
Составление вопросников для детей на тему : «Что мы знаем о Кубани?», «Что хотели бы узнать?»
Составление анкеты для родителей на тему компетентности и уровня знаний в данной теме.
Консультации для родителей.
3 этап: - Практический
Реализация проекта через взаимодействие с родителями; активное внедрение нетрадиционных методов и форм работы с детьми, в том числе творческую и игровую деятельность детей.
Проведение цикла образовательной деятельности, выставок и мероприятий «Знакомство с родной Кубанью». (аппликация, рисование, лепка, развитие речи, ознакомление с окружающим миром; праздники и развлечения такие, как «Кубань – край родной», «Казачата», «Мы – будущее Кубани», «Краснодарский край - плодов урожай», «Кубанская ярмарка»).
Целевые экскурсии к Кубанскому уголку на территории детского сада, а также вне территории – в библиотеку, в музей.
Беседы о Кубани по под темам (быт, традиции, обычаи, костюмы, памятники, великие личности, фольклор).
Составление рассказов и театрализованных действий «Кубань – матушка».
Кубанские подвижные игры («Кубанка», «Завивайся плетень», «Моргушки», «Петушок», «Хлибчик», «Калачи»).
4 Этап: Заключительный
Анализ достигнутых целей и полученных результатов.
Составление и проведение мониторинга с целью выявления полученных знаний у детей по теме «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе приобщения их к кубанским традициям, фольклору, культурно – историческим ценностям».
Проведение анкетирования родителей на тему «Что нового вы узнали, участвуя в «Проекте по кубановедению».
Перспективный план
Виды деятельности Содержание работ
Социально коммуникативное развитие Конструирование: «Чеканка». «Золотые подсолнухи» «Веночки». «Сплетем коврик».
С/ р игра: «Традиции и быт Кубанских казаков», «Кубанская семья».
Беседы: «Историческое прошлое Кубани, история заселения, жизнь, быт казаков»
«Ознакомление с символикой: гербом, гимном, флагом Краснодарского края»,
«Жизнь, традиции и обычаи кубанских казаков»,
«Различные виды исторических промыслов и ремесел на Кубани»,
«Писатели, поэты, композиторы Кубани»,
«Национальная одежда кубанского казака и казачки».
Познавательное развитие Д/ игры: «Выложи фигуру Казака», «Кавуны», «Челночок», «Народные праздники на Кубани».
«Собери флаг Кубани, России, Северского района»
«Назови животных края»
Рассматривание иллюстраций и картин:
1. Рассматривание изображений животных края.
2. Ремесла на Кубани
3. Рассматривание карты Краснодарского края,
карты Северского района.
4. Что растет на полях Кубани
5. Рассматривание иллюстраций с изображением природы края.
6. Портреты кубанских поэтов, композиторов и писателей.
7. Рассматривание иллюстраций «Хлеб - всему голова» (Уборка хлеба)
Посещение музея:
1. История заселения казаками станицы.
2. Животные, рыбы и птицы края
Разучивание народных кубанских игр : «Баба Кыця»,
«Золотые ворота», «Краду кавуны», «Лымкач», «Зевака»
Просмотр мультфильмов: «Быт казаков» «Волк и пёс»
НОД: «Подсолнухи»
Речевое развитие Р/ игры: «Скажи наоборот», «Раздели на слоги»
НОД: «Наша Кубань» (логопед)
Гимнастика для глаз: «Подсолнухи и солнце»
П/ г: «Подсолнух»»
Чтение произведений: В. Б. Бакалдин «Вагон» Отрывок из сборника «Русский порт Новороссийск», «Стихи о хлебе» «Песня о родной земле», «Высокие травы муравы», «Родина».
В. П. Бардадым «Жизнь реки», «Колодец».
И. В. Беляков «Горная легенда», «Ива».
Художественно эстетическое развитие Лепка: «Украшение крышки шкатулки»
Аппликация: «Украшение заколки драгоценными камнями». «Лоскутное одеяло». «Укрась мамину сумку». «Украшение разделочной доски». «Украшение браслета драгоценными камнями».
Ручной труд: «Ниткография» «Золотые подсолнухи».
Рисование: «Кувшин» «Платок для бабушки Авдотьи». «Хлебница» «Украшение фартука». «Декоративная тарелка».
Физическое развитие П/ игра: ««Зевака», «Старые лапти», «Летучий мяч» «Тополек», «Петушиный бой», «Здравствуй, сосед!» «Попрыгунчики» «Пустое место» «Курочки»
Взаимодействие с родителями Консультации: Книжка – передвижка с информацией «Что мы знаем о Кубани?», «Вспомним традиции казаков», «О быте казака». Выставка: «Люби свой край»