мария леденева
Проект по здоровьесбережению «Здоровейка» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность: Проект направлен на становление ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни, способствует физическому развитию детей; определяет основные направления, цель и задачи, а также план действий по их реализации; раскрывает эффективные формы взаимодействия детского сада и семьи по формированию потребности детей в здоровом образе жизни.
Реализация данного инновационного проекта, в рамках которого исследуется педагогический аспект, предусматривает взгляд на ребенка как на полноправного партнера в условиях сотрудничества.
Публикация «Проект по здоровьесбережению „Здоровейка“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Сложность заключается, прежде всего, в возрастных особенностях ребенка, его опыте, который еще невелик. Несмотря на то, что это очень серьезный и сложный подход к развитию здоровой личности, мы считаем возможным и необходимым знакомить детей с основами правильного отношения к своему здоровью уже в дошкольном возрасте.
Таким образом, воспитание у ребенка – дошкольника навыков охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих вырабатывается через приобретенные навыки, полученный опыт и общее самочувствие. Все это является основой физического воспитания дошкольника.
Устный опрос родителей на начало учебного года показал, что необходимо организовать просветительскую работу среди родителей с дальнейшим сотрудничеством. Лишение свободы движения, которое относится к базовым физическим потребностям ребенка, большинством родителей всерьез не воспринимается. Только 50 % родителей понимают, что, системность и последовательность усвоенных правил и норм способны выполнить критерии: самосохранение, забота о здоровье, социальная адаптированность и пр.
Проведение данной проектной деятельности предполагает для педагога: освоение новых форм работы с детьми по сохранению и укреплению своего здоровья средствами физической культуры, внедрение инновационных форм работы с воспитанниками. Для детей :обязательное представление о себе и об образе жизни, научение правилам самосохранения, включение в активную жизнедеятельность. Для родителей: включение в активное образовательное пространство, расширение социальных связей.
Цель проекта : Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста, через систему знаний и представлений об окружающем мире, привлечение родителей к решению оздоровительных задач.
Задачи проекта :
Образовательные:
- формировать у детей представление о составляющих ЗОЖ и факторах, разрушающих здоровье;
- использование здоровьесберегающих технологий в режиме дня с учётом комплексно-тематического планирования;
- повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах ЗОЖ.
Оздоровительные :
- сохранение и укрепление здоровья детей;
- побуждать детей сознательно относиться к собственному здоровью;
- продолжать учить следить за своим внешним видом;
- совершенствовать культурно-гигиенические навыки.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к своему телу, своему здоровью, здоровью других детей.
--Воспитывать чувство самосохранения.
-Воспитывать уважение к профессии врача;
-Совершенствовать навыки поисково-исследовательской деятельности и речевую активность детей.
-Показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта.
-Вовлечь родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения.
Взаимосвязь образовательных областей в работе над проектом «Здоровейка» :
• Познавательное развитие;
• Речевое развитие;
• Социально-коммуникативное развитие;
• Физическое развитие;
• Художественно-эстетическое развитие.
Вид проекта :Практико – ориентированный.
Срок реализации проекта : Долгосрочный (01 сентябрь 2017- 30 ноябрь 2017).
Участники проекта : Воспитатели и дети старших групп №7 «Васильки» и №10 «Светлячки».
Партнеры проекта :
1. Педагоги
2. Воспитанники
3. Родители
В группе возникла необходимость осуществления работы по физическому развитию детей в связи с созданием совместных усилий педагогов по воспитанию здоровых граждан, по формированию у детей чувства правильного отношения к своему здоровью, способность сопротивляться негативным воздействиям, формировать новое здоровое поколение.
Проектная деятельность предполагает активное участие педагогов, специалистов, родителей, детей, направленная на атмосферу уважения, создание развивающих условий, воспитание здоровой, активной, созидательной личности.
Определяемый возраст воспитанников 5 – 6 лет.
Значимость данного проекта определяется как правильная организация воспитательно – образовательного процесса по физическому развитию дошкольников в условиях длительного пребывания в ДОУ, социокультурного окружения в образовательном учреждении и семьи.
Механизмы реализации проекта :
Реализация поставленных задач проходит в три этапа:
I этап – подготовительный
II этап – реализационный
III этап – итоговый (аналитический)
I этап – подготовительный
Введение в теорию и практику по физическому развитию является как определение уровня здоровье сберегающей компетентности ребенка, в основе которой лежит его поведенческий опыт и использование этого опыта в разных вариативных условиях, что и способствует социализации личности ребенка – дошкольника в современных социальных реалиях.
Изучение уровня осведомленности и мотивации родителей в вопросах формирования, укрепления и поддержания здоровья дошкольников.
Адаптационная работа включает в себя:
- Знакомство детей с выпускниками, участвовавших в спортивном движении, семейными династиями в разных видах спорта.
-Знакомство детей со здоровым образом жизни и методами работы по соСбор и систематизация информации по теме «Здоровье-это здорово».
- Проведение опроса среди детей «Что такое здоровье?».
- Изучение методической литературы по теме «Здоровье-это здорово».
-Сообщение на родительском собрании: «Роль родителей в укреплении здоровья детей и приобщение их к здоровому образу жизни».
-Подготовка методического материала: рассказов, стихов, загадок, кроссвордов, мультфильмов.
- Подбор иллюстраций, сюжетно-ролевых игр, дидактических игр по данной теме.
- Подбор художественной литературы по данной теме.
II этап – реализационный
На данном этапе дети старшей группы в процессе обучения и воспитания учатся думать и заботиться о своем здоровье, приемам ухода за телом, открытой демонстрации правильного отношения к своему здоровью.
Выполнение заданий – упражнений, игровых ситуаций, творческих заданий, использование компьютерного пространства по физическому развитию, способствующие формированию у детей правильного представления о здоровом образе жизни.
На этом этапе применяются разнообразные формы и методы работы с детьми:
• Спорт – залог здоровья
• Я и моя семья
• Я – человек
• Я и окружающий мир
С детьми проводятся:
- беседы о здоровье;
- практические занятия;
- экскурсии;
- игры – упражнения;
- минутки здоровья;
- аналитическая деятельность.
При необходимости, с учетом возникающих затруднений, в план работы вносятся необходимые коррективы.
Оздоровительные мероприятия (ежедневно) :
-Утренняя гимнастика;
-Дыхательная гимнастика;
-Гимнастика для глаз;
-Подвижные и спортивные игры;
-Пальчиковая гимнастика с проговариванием стихотворных форм;
Профилактические мероприятия
-Профилактика плоскостопия (хождение по коррекционным дорожкам);
-Сюжетно – ролевые игры
«Больница», «Аптека», «Соберем куклу на прогулку», «Семья».
-Дидактические игры и упражнения
«Сто шагов к здоровью»
Цель: закрепляем знания о здоровом образе жизни.
«Что у нас внутри?»
Цель:познакомить детей с внутренними органами человека.
-Беседы с детьми «Что я знаю о спорте», «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу!», «Правила гигиены», «Правила поведения во время еды».
- Подвижные игры «Солнышко и дождик», «С кочки на кочку», «Прыгай выше», «Кот и мыши», «Кто дальше?».
-После сна: Гимнастика в постелях, ходьба по коррекционным дорожкам, самомассаж ушей, закаливающие процедуры. Цель: снять вялость, пробудить организм ото сна, продолжать укреплять и закаливать растущий организм.
Социально-коммуникативное развитие:
Создание игровых ситуаций:
- Сюжетно-ролевые игры: «Больница», «Поликлиника», «Вылечим куклу», «Мишка заболел», «Научим куклу мыть руки», «Доктор Айболит в гостях у ребят», «Аптека».
- Дидактические игры: «Полезные и вредные привычки», «Собери картинку», «Съедобное-несъедобное», «В страну здоровяков», «Азбука здоровья», «Магазин», «Полезно-неполезно».
Познавательное и речевое развитие:
- Беседа с детьми по темам: «Что такое режим дня и из чего он состоит?», «Чтоб здоровым быть всегда, нужно закаляться», «Гигиена тела», «Гигиена рта», «Грязные руки грозят бедой», «Береги зрение с детства», «Чтобы зубы не болели», «Движение вместо лекарств», «Режим дня», «О полезных и вредных привычках», «Почему люди болеют», «Гуляем и играем», «Закаляемся», «Почему случаются опасные травмы», «Опасные домашние предметы».
- Беседа-размышление с детьми «Что такое здоровый образ жизни»
- Чтение рассказов Т. А. Шорыгиной «Про девочку Таню и о её режиме дня», «Кто с закалкой дружит, никогда не тужит», «Чистота-залог здоровья», «Полезные и вредные привычки».
-Чтение произведений К. И. Чуковского «Мойдодыр», «Айболит».
- Чтение стиха А. Барто «Девочка чумазая».
- Рассматривание иллюстраций о здоровом образе жизни.
Мультсеансы:
- «Мойдодыр», «Айболит»;
- «Смешарики» из серии «Азбука здоровья» : «Распорядок», «Быть здоровым здорово», «Личная гигиена», «Кому нужна зарядка», «Горький вкус справедливости», «Скажи микробам «Нет!», «Если хочешь быть здоров»;
- «Королева зубная щётка», «Здоровый образ жизни», «Митя и микробус».
Разгадывание кроссворда «Что помогает нам быть здоровым».
Художественно-эстетическое развитие:
- Рисование «Овощи и фрукты, полезные для здоровья», «Осенние витамины».
- Аппликация «Витамины в банке».
- Лепка «Витаминный клад»
- Конструирование «Стадион», «Каток», «Больница для кукол».
Физическое развитие:
-Физкультминутки, музыкальные минутки, релаксация;
- Утренняя гимнастика, гимнастика пробуждения, пальчиковая гимнастика;
- Закаливание: воздушное и обширное умывание, ежедневное полоскание горла травами, принятие воздушных ванн, хождение босиком по полу и гимнастическому коврику, обмывание ног;
- Физкультурные занятия, комплексы по профилактике плоскостопия и нарушения осанки, подвижные игры и игровые упражнения по желанию детей;
- Спортивные досуги и развлечения с участием родителей: «Ловкие и умелые», «Забавы Бабы Яги», «Весёлые старты», результативное участие родителей с детьми в районном мероприятии, посвящённом Всемирному
дню снега.
- Организация детского спектакля о здоровом образе жизни, с участием приглашённых артистов.
Консультации для родителей:
- «Красивая осанка-здоровая спина», «Значение физической культуры в жизни ребёнка», «Позаботимся о здоровье детских ног», «Роль физических упражнений в развитии детей», «Воспитание навыков здорового образа жизни в семье», «Физическая готовность ребёнка к школе», «Роль физкультурно-игровой среды в психическом воспитании ребёнка»;
- Сообщение на родительском собрании «Преемственность детского сада и семьи по физическому воспитанию детей»;
- Оформление приёмной группы папками-передвижками по теме ЗОЖ.
III этап – итоговый (аналитический)
Определение роли физического воспитания в формировании личности каждого воспитанника, развитие моральных качеств: уважения к достижениям других, принятие личных неудач.
Физкультурный праздник «МАМА»
Конкурс рисунков о здоровом образе жизни.
Мастер-класс «Фито чай»
Театрализованная постановка «Деревня Неболейкино»
Таким образом, выявлено, что основой физического воспитания дошкольников является формирование знаний, понимание своих возможностей, умение сдержанно выражать свои чувства, свое отношение к личным результатам и результатам сверстников.
Заключение
Наша работа не ставит целью достижение высоких результатов за короткий отрезок времени. Главное в ней – помочь детям проявить их собственные потенциальные возможности, чтобы, взрослея, были готовы вести здоровый образ жизни, ценили своё здоровье и здоровье окружающих.
Дальнейшее развитие проекта
Составление перспективы дальнейшей работы с воспитанниками по образовательным областям - «Здоровье», «Физическая культура», «Социализация», «Коммуникация», «Познание» в контексте ФГТ поможет педагогам реализовать комплексно – тематический, личностно – ориентированный, интегрированный, информационно – коммуникативный подходы, включиться в современное образовательное пространство. Насколько отношение воспитанников к участию будет целостным, насколько сами воспитанники и будут удовлетворены своей деятельностью, умением развивать себя и свое тело, настолько и будет притягательна агитационная сила «здоровья». Обязательное получение продукта, который в дальнейшем будет использоваться детьми в своей же жизнедеятельности, в становлении дальнейшего жизненного пути, даст выход на прогнозируемый результат. Таким образом, здоровье и физическое развитие должно быть реализовано через систему работы и стать связующим звеном полноценного здоровья.
Список литературы:
1. Голицына, Н. С., Огнева, Л. Д. Ознакомление старших дошкольников с Конвенцией о правах ребенка [Текст] : метод. пособие / Н. С. Голицына, Л. Д. Огнева М. : ООО Изд-во Скрипторий 2003, 2006. – 91 с.
2. Киселева, Л. С., Данилина, Т. А., Лагода, Т. С., Зуйкова, М. Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения [Текст ] : метод. пособие / Авт. – сост. : Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. – М. : АРКТИ, 2006. – С. 6 – 11, 22 – 27.
3. Микляева, Н. В., Микляева, Ю. В. Правовые основы управления ДОУ [Текст] : метод. пособие / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева М. В. : АЙРИС ПРЕСС, 2008. – 187 с.
4. Микляева, Н. В. Инновации в детском саду [Текст] : метод. пособие / Н. В. Микляева. М. : «АЙРИС ПРЕСС», 2008. – 160 с.
5. Прохорова, Л. Н. Опыт методической работы в ДОУ по развитию креативности дошкольников [Текст] : метод. пособие. / Л. Н. Прохорова. М. : 5 за знания, 2007. – 256 с.
6. Штанько, И. В. Воспитание искусством в детском саду [Текст] : метод. пособие. / И. В. Штанько. М. : ТЦ Сфера, 2007. – 140 с.
7. Харитончик, Т. А. Правовое воспитание. Организация работы с педагогами, детьми и родителями: семинары – практикумы, занятия, игры [Текст] : практ. пособие. / Т. А. Харитончик. Волгоград: Изд-во Учитель, 2009. – 222 с.