Джамиля Каибжанова
Проект «Зимующие птицы» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта: познавательно-творческий.
Срок реализации проекта: краткосрочный (3 недели (22.01.2018-09.02.2018)
Участники проекта: воспитанники группы, их родители, воспитатель группы.
По целевой установке: информационно - практикоориентированный проект: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы
Публикация «Проект „Зимующие птицы“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
Актуальность: В холодное время года зимующим птицам жизненно важно прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. Проведя диагностическую беседу, предложив детям демонстрационный материал (карточки с изображением зимующих птиц, удалось установить, что из 20 опрошенных воспитанников меньше половины группы (8 детей) узнали и назвали правильно почти всех предъявленных птиц, каждый третий (6 детей) смог узнать и уверенно назвать 6 птиц, а каждый восьмой (4 детей) смог вспомнить и назвать только 4 птиц, а 2 детей вообще не смогли назвать ни одну зимующую птицу. Из этого следует, что дети имеют малый опыт наблюдения за птицами в природе. У большинства опрошенных детей не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой.
Поэтому я, педагог, совместно с родителями, решили углубить знания детей о зимующих птицах, об их повадках, образе жизни, создать условия для общения ребёнка с миром природы. Очень важно пробудить в детях интерес к живой природе, воспитать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Установочные цели:
• формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
• развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
• формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
• развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной деятельности. Расширение и обогащение знаний о зимующих птицах.
Основная цель проекта - нравственное воспитание:
1. Воспитание дружеского взаимоотношения между детьми, формирование умения помогать друг другу, общаться друг с другом, стремление радовать старших хорошими поступками;
2. Формирование у детей представлений об окружающем мире, чтобы мир стал источником познания и умственного развития ребенка. Продолжать воспитывать уважительное отношение к окружающему миру.
3. Формировать такие качества, как отзывчивость, доброжелательность, любовь к природе, животным, птицам, желание помогать им, заботиться о них.
4. Формировать самооценку своих поступков, учить доброжелательно оценивать поступки других людей.
Задачи проекта:
1. формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним
2. Пополнить предметно-развивающую среду по теме проекта.
3. Развивать творческие и интеллектуальные способности детей.
4. Привлечь воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях.
Основные методы реализации проекта:
• определение темы, постановка цели и задачи;
• определение методов и приёмов работы;
• подбор методической и художественной литературы, демонстрационного материала;
• подбор материалов, игрушек, атрибутов для игровой деятельности;
• подбор материала для творческого труда;
• составление перспективного плана.
Основные формы реализации проекта:
• игровая;
• познавательная;
• продуктивная;
• работа с родителями.
Продукт проектной деятельности:
Рисунки, поделки детей, кормушки.
Обеспечение:
Материально-техническое:
• Лэпбук «Зимующие птицы»;
• картинки, иллюстрации с изображением птиц;
• маски птиц;
• художественные произведения.
Этапы проекта.
Подготовительный этап.
1. Выявление первоначальных знаний детей о зимующих птицах.
2. Обсуждение цели, задач с детьми и родителями.
3. Подбор методической и художественной литературы по теме проекта, наглядных пособий, иллюстраций, плакатов по теме.
4. Перспективное планирование проекта
5. Разработка и накопление методических материалов по проблеме.
Основной (практический) этап.
Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах. Осуществляется в процессе организации совместной деятельности детей и педагогов с учетом интеграции образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО.
Перспективное планирование проекта «Зимующие птицы»
Дата Содержание работы Цели
22.01-26.01
1. Прогулка по территории детского сада.
2. Беседа: «Почему зимой птиц стало меньше?». Научить различать и называть зимующих птиц. Выяснить причину отлёта птиц, подвести к установлению причинно-следственной связи – пищи стало меньше, поэтому птицы улетают туда, где её много.
3. НОД по познавательному развитию «Зимующие и перелетные». Формировать представление о зимующих и перелетных птицах; учить различать их по существенному признаку: возможности удовлетворения потребности в пище. Углублять представление о причинах отлета птиц (исчезновение основного корма, замерзание водоемов, земли и т. д., классифицировать птиц на зимующих (ворона, сорока и т. д.) и перелетных (ласточка, грач и т. д.) на установление связи между характером корма и возможность его добывания.
4. Изготовление кормушек для птиц совместно с родителями. Учить детей изготавливать кормушки, прививать любовь к птицам.
5. Оригами «Птицы». Обогащать знания детей о птице, о строении птиц, учить выполнять технику оригами, воспитывать бережное отношение к ним.
29.01-02.02
1. НОД по речевому развитию «Зимующие птицы» с использованием ИКТ. Закрепить знания детей о зимующих птицах, повторить название и строение птиц, конкретизировать представления детей о месте обитании зимующих птиц, обогатить словарный запас слов по данной теме.
2. Лепка «Снегирь на ветке рябины» Обогащать знания детей о птицах, лепить птиц, используя различные приемы: скатывание, сплющивание; учить передавать движение.
3. Разучивание стихотворения «Снегири» с помощью приемов мнемотехники. Развивать у детей мышление, память, связную речь с опорой на картинки.
4. Просмотр обучающих видео «Птицы зимой».
Прослушивание аудиозаписи голосов птиц (синица, воробей, ворона, сорока) из серии П. И. Чайковского «Времена года». Закреплять знания детей о зимующих птицах, птицах средней полосы России. Научить детей различать голоса птиц через музыкальное произведение.
5. Рисование «Зимующие птицы». Развивать у детей воображение, творчество; учить их рисовать фигурки птиц, используя геометрические формы.
05.02-09.02
1. Наблюдение за синицами, воробьями на прогулке. Познакомить с синицами, воробьями; учить различать синичек и воробьев по размеру, внешним особенностям. Расширять представления об особенностях питания этих птиц зимой, познакомить с их повадками. Воспитывать сочувствие, понимание проблем птиц в холодное время года.
Дидактические игры: «Четвертый лишний», «Разрезные картинки», «Накорми птицу», «Какая птица спряталась», «Сосчитай птиц», «Узнай птицу по контуру». Закреплять знания о птицах через дидактические игры, развивать внимание, мышление, речь, интерес к птицам.
2. Чтение и обсуждение стихотворений А. Яшина «Покормите птиц зимой», В. Звягиной «Воробей»(С. А. Есенина «Поёт зима, аукает»(В. Токмаковой «Сизари»(А. Прокофьева «Снегири»( 8, Н. Рубцова «Ворона» и др. : продолжать совершенствовать художественно-речевые навыки детей при чтении стихотворений, развивать память, логику мышления, воспитывать любовь к зимующим птицам, эстетические чувства.
3. Подвижные игры:
«Воробьи и вороны», «Совушка-сова», «Снегири и Кот». Закрепить знания детей о характерных движениях птиц, научить имитировать их голоса; знакомство детей с образом жизни сов (ночью совы летают и ведут активный образ жизни, а днем спят, развитие общей моторики, слухового внимания. Смена вида деятельности. Эмоциональная и двигательная разгрузка.
4. Составление описательного рассказа об одной из зимующих птиц: «Сравнительное наблюдение снегиря и свиристели» (с опорой на мнемотаблицу) Учить составлять рассказ о зимующих птицах, использовать слова: зимующие, корм, кормушки.
5. Итоговое мероприятие – викторина: «Знатоки зимующих птиц». Закрепить знания детей о зимующих птицах, их строении, корме, помощи в зимние месяцы. Развивать быстроту действий в ответах, формировать умения договариваться, работать командой.
Заключительный этап
• Организация выставки кормушек (совместная работа детей и родителей)
• Викторина: «Знатоки зимующих птиц» Цель: Закрепить знания о зимующих птицах, умение их различать.
• Оформление результата проекта в виде презентации.
Наглядная информация
• оформление папки передвижки «Зимующие птицы».
• Работа с картинами «Зима», «Зимующие птицы», «Зимние забавы»
Взаимодействие с родителями
• Рекомендации на совместные прогулки (наблюдение за птицами, обсудить внешний вид, окраску, почему не улетели; рассказать, где живут и чем питаются; вместе покормить птиц)
• Совместно с ребенком сделать кормушку и повесить во дворе или принести в детский сад
• Подсыпая корм, развивать словарный запас ребенка (синичку угостим салом, воробья угостим крошками и т. п.)
• Заучивание стихотворений про зимующих птиц
• Отгадывание загадок про зимующих птиц.
• Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.
• Консультации: «Покормите птиц зимой», «Экологическое воспитание дошкольников».
• Выставка-конкурс «Кормушка для птиц».
Результаты реализации проекта
Дети
• сформировалась система знаний о зимующих птицах, гуманное отношение к природе, интерес и любовь к родному краю;
• дети научились самостоятельно решать экологические задачи и находить решения в сложных ситуациях;
• Развит интерес к наблюдению за объектами и явлениями природы.
Родители
• Повысился уровень экологической воспитанности родителей.
• Проводят с детьми наблюдения в природе и пресекают попытки жестокого обращения с объектами природы.
• Привлекают детей к совместному труду в природе, заботе о птицах.
Педагоги
• Ведут активную работу по экологическому воспитанию детей.
• Используют различные формы работы, интеграцию образовательных областей.
• Распространяют и обобщают опыт.
Перспективы проекта: В дальнейшем планирую разработать весенний проект «Перелётные птицы».