Татьяна Витальевна Татаринцева
Проект по изобразительной деятельности для старшей группы «Золотая хохлома»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : познавательно – творческий.
Вид проекта : групповой
Продолжительность проекта : краткосрочный
Вид проекта : групповой
Продолжительность проекта :5 июня 2015 г. по 10 июня 2015г.
Участники проекта : воспитатель, родители, дети старшей группы, музыкальный руководитель.
Предмет исследования: нетрадиционное рисование как фактор развития творческих способностей у детей.
Темочки:
- ИЗО. Проекты, проектная деятельность
- Народные промыслы. Рисование
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Конспекты занятий
- Хохлома. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2015
Интеграция образовательных областей:
Художественно-эстетическое развитие
Коммуникативно - личностное развитие;
Познавательно-речевое развитие;
Физическое развитие.
Актуальность проекта :
Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте наиболее благоприятные условия для художественно – эстетического воспитания и творческой деятельности детей.
При выполнении творческих заданий у ребенка возникает необходимость комбинировать свои впечатления, создавать новые произведения, широко использовать свой прошлый опыт.
Опыт работы с детьми дошкольного возраста показал, что некоторые дети боятся рисовать традиционным способом (кистью, им кажется, что у них ничего не получится, так как имеют недостаточный опыт работы с материалом. Рисование нетрадиционным способом снимает эту боязнь, раскрепощает ребенка.
ПРИЧИНЫ ПРОБЛЕМЫ:
• Недостаточность нетрадиционного дидактического материала для рисования.
• Недостаточное внимание к проблеме на раннем этапе развития детей со стороны родителей.
• Недостаточность знаний, опыта работы у детей дошкольного возраста по проблеме изобразительного творчества по средствам нетрадиционного рисования.
ЦЕЛЬ:
Познакомить детей с одним из народных промыслов России - хохломской росписью; закрепить умение детей выполнять декоративные узоры хохломской росписи на разных шаблонных формах.
ЗАДАЧИ:
• привлечь внимание детей к русской народной культуре;
• познакомить детей с народными промыслами;
• познакомить детей с традициями хохломской росписи ("кудри", "завиток", "ягодка", "травка", "листочек");
• развивать эстетические чувства, воображение;
• воспитывать инициативу, самостоятельность, активность;
• знакомить детей с историей возникновения народного промысла - Хохлома;
• обучить детей элементам хохломской росписи;
• закрепить умение выполнять декоративные узоры хохломской росписи на плоскостных формах (ложки, вазы, бочонки, утицы, балалайки).
Ожидаемый результат:
1. Повышение активности каждого ребёнка - участника проекта в использовании нетрадиционных техник и материалов в самостоятельной деятельности.
2. Проявление устойчивого интереса к изобразительной деятельности у детей группы.
3. Развитие сенсорных умений, мелкой моторики.
План реализации проекта
1 этап - РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА (подготовительный).
Цель: подбор иллюстраций, картинок, наглядных пособий о народных промыслах; подбор литературы, посвященной народным промыслам России (стихи, рассказы, загадки, прибаутки, потешки, песенки); подбор фильмов о хохломе. Консультация для родителей (папка-передвижка) на тему: «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста»; «Художественно – эстетическое воспитание детей в семье».
2 этап - РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА (практический).
Цель: знакомство детей с народным промыслом России - Хохлома.
3 этап – Выставка детских работ.
Вывод
Наблюдая за эффективностью применения нетрадиционных техник рисования на занятиях, привели меня к выводу, что данные работы рисования создают ситуацию успеха у детей, формируют устойчивую мотивацию к рисованию, позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества.
ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ:
1. «Возникновение деревянной посуды на Руси». Программное содержание: - расширить представления детей о разнообразии видов посуды; - познакомить детей с разными промыслами; - обобщить знания истории посуды на Руси; - воспитывать бережное отношение к культурному наследию родного края; - воспитывать любовь к истории; - воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире, чувствовать красоту слова; - развивать речь, память, воображение, дисциплинированность, кругозор и творческие способности.
2. «Рисование элементов хохломской росписи на полоске». Программное содержание. Знакомить с красивым искусством хохломской росписи, воспитывать уважение к труду народных мастеров, воспевающих красоту русской природы в изделиях, созданных руками человека. Учить хохломской росписи, используя основные элементы узора “травки”, узора “ягодки”. Расписать разделочную доску по своему эскизу, ритмично располагая элементы узоров “травки” и “ягодки”.
4. Три занятия по рисованию на готовых шаблонных заготовках (ложка, утица, ваза, птица, балалайка). «Роспись. Хохломские ложки». Программное содержание. Продолжать знакомить детей с народным искусством. Учить рассматривать хохломские изделия и выделять в росписи отдельные элементы: реснички, травники, усики, завитки, капельки, кустики. Обращать внимание детей на связь декоративной росписи с реальной действительностью окружающего природного мира. Учить отражать элементы окружающей действительности в стилизованной народной росписи. Формировать умение работать концом кисти. «Роспись. Сувенир балалайка». Программное содержание: Художественное творчество: - учить основным приемам кистевой росписи объемной модели, совершенствование свободного владения кончиком кисти, - закреплять умения создавать узоры по мотивам народной росписи Хохлома, - формировать умения выделять и передавать цветовую гамму, - развивать фантазию и творческое воображение. Познание: - развитие зрение, слуха, - совершенствование координации руки и глаза, - развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности, - закреплять умения выделять в процессе восприятия несколько качеств предметов. Коммуникация: - совершенствовать речь, как средство общения, - совершенствовать умения точно характеризовать объект, высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.
Роль родителей в реализации проекта :
• Чтение и заучивание стихов.
• Загадывание загадок о народных промыслах, росписях.
• Рассматривание иллюстраций.
• Подбор иллюстрации, информации для оформления альбома по декоративно – прикладному искусству.
• Изготовление поделок, картин.
• Помощь родителей в изготовление атрибутов для занятий.
Продукт проектной деятельности :
1. Альбом «Декоративно – прикладное искусство».
2. Выставка детских рисунков по декоративно – прикладному искусству.
3. Проведение викторины на тему " Что я знаю о хохломе? "
4. Оформление стенда "Золотая Хохлома".
Список литературы:
1. Аверьянова А. П. Изобразительная деятельность в детском саду (занятия). Мозаика – Синтез, 2010.
2. Издательский дом «Первое сентября». Методическая газета для учителей «Здоровье детей» №6 – 2011.
3. Алехин А. Д. Матрешки. Книжка-картинка. Москва. 2012.
4. Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. Москва, 2010.
5. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду : обучение и творчество. Москва, 2013.
6. Жалова С. Росписи хохломы. Москва. Детская литература, 2012.
7. Жигалова С. Росписи Хохломы. Москва. Детская литература, 2011.
8. Комарова Т. С. Как научить ребенка рисовать. Москва, Столетие, 2013.
9. Шибанова Н. Я. Народное искусство в творчестве детей. Хохлома. Пермь. Пермский институт повышения квалификации работников образования, 2011.
10. Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Учебно-наглядное пособие для 1-го класса. Альбом. Москва. Мозаика-Синтез, 2010.