ирина Васькина
Иинформационно-познавательный проект «Золотая хохлома»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : информационно – познавательный.
Вид проекта : групповой, краткосрочный.
Проблема: в настоящее время утрачена такая нравственная ценность, как патриотизм.
Цель: Формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры детей посредством ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством.
Задачи:
1. Познакомить детей с видами народного декоративно-прикладного искусства, с прекрасными творениями народных умельцев дымковской игрушки, хохломских и городецких изделий, гжельской посуды.
Публикация «Иинформационно-познавательный проект „Золотая хохлома“» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Проекты, планирование
- Темочки
2. Формировать у детей патриотические чувства: чувство любви и гордости к Родине на основе изучения народных промыслов России.
3. Развивать художественно-творческие способности в процессе восприятия произведений декоративного искусства и детской деятельности: рисование, лепка, аппликация.
4. Приобщить к культуре и традициям русского народа; воспитывать лучшие качества, присущие ему: трудолюбие, доброту, взаимовыручку, сочувствие.
5. Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, уважение к культуре, русским традициям и промыслам, мастерам народного творчества.
Формы и методы реализации проекта :
• Экскурсия на выставку изделий хохломской росписи (в детском саду) методический кабинет.
• Рассматривание хохломских изделий, репродукций, рисунков.
• Рассказ воспитателя об истории Хохломы, о хохломской росписи (о фоне, о цветах, о композиции, об элементах узора)
• Чтение и заучивание стихов, исполнение частушек о Хохломе.
• Беседа с детьми о Хохломском промысле.
• Выставка изделий Хохломских мастеров.
• Дидактическая игра «Народные промыслы».
• Роспись бумажных силуэтов – ложки, доски.
• План деятельности по достижению цели:
• Изучить материал по истории хохломского промысла.
• Уточнить методы и приемы, используемые при ознакомлении детей с хохломой.
• Подобрать иллюстративный материал, детскую педагогическую литературу по теме.
• Оборудовать уголок народного творчества.
• Подготовить практический материал: таблица с основными элементами узоров и орнаментов хохломской росписи, изделия мастеров хохломы.
• .
• Консультации для родителей «Хохлома»
Реализация проекта :
Деятельность детей.
1. Разучивание стихов о хохломе : «Роспись хохломская», «Хохлома, хохлома», «У красы точеной».
2. Заучивание пословиц, поговорок, загадок о хохломе.
3. Составление декоративных композиций из элементов хохломской росписи на силуэтах посуды
4. Рассматривание хохломских изделий.
5. Знакомство с элементами узоров и орнаментов хохломской росписи.
Совместная деятельность педагогов, родителей и детей:
1. Предложить родителям принять совместное участие в реализации проекта.
2. Оборудовать уголок народного творчества.
3. Совместные выставки работ детей и родителей.
4. Чтение и заучивание стихотворений, пословиц, частушек о хохломе.
5. Рисование по теме «Хохлома, хохлома».
Итоги проекта.
1. Оформление выставки детских работ.
Программное содержание:
• Познакомить детей с хохломской росписью, ее историей, дать понятие для чего служит роспись, показать предметы, расписанные этой росписью.
• Ориентировать детей видеть и выделять характерные элементы росписи: ягоды, цветы, завиток, травка, листики и т. д.
• Развивать у детей умение создавать композицию, гармонично размещать детали на заданной площади.
• Развивать умение, самостоятельно выбирать колорит росписи, в зависимости от основного тона, развивать чувство цвета, творчество, фантазию.
• Воспитывать интерес к русскому декоративно – прикладному искусству.
• Продолжать воспитывать в детях любовь к народным традициям, показывая народное изобразительное искусство нераздельно от народной музыки и устного народного творчества.
Демонстрационный и раздаточный материал: Хохломские изделия, аудиозапись русской народной музыки; разрезные картинки «Народные промыслы» по количеству детей; цветные карандаши; Тонированные заготовки – шаблоны хохломской посуды (по несколько штук на каждого ребенка); кисти; тычки; гуашь; баночки с водой; влажные салфетки.
Предварительная работа:
• Познавательный рассказ воспитателя о хохломских изделиях.
• Чтение.
• Рассматривание альбомов декоративно – прикладного искусства: «Хохлома», Рассматривание изделий декоративно – прикладного искусства.
• Заучивание потешек, стихов о русских народных промыслах.
• Загадывание загадок.
• Изготовление с детьми заготовок – шаблонов для хохломской росписи.
Познавательный рассказ воспитателя.
Родина искусства Хохломы – Лесное Заволжье. По берегам рек Керженец и Узола издавна жили умелые мастера. Они изготавливали деревянную расписную посуду.
Происхождение названия промысла связано с местом продажи изделий. Хохлома – это крупнейшее торговое село, откуда поставляли золотистую расписную деревянную посуду на Макарьевскую и Нижегородскую ярмарки. Со временем и сами изделия стали называть Хохломой.
Изначально хохломская посуда изготавливалась при монастырях и предназначалась для царского двора. Позже, она стала любимой, популярной и среди простого народа.
Хохломские изделия изготавливают из липы. Перед использованием древесину предварительно выдерживают на открытом воздухе не менее года. Сначала из липы вытачивают на токарном станке формы изделий. Их просушивают, а потом покрывают жидким слоем местной жирной глины. Изделия становятся похожими на глиняные. Это делают для того, чтобы дерево не впитывало масло. Затем изделия смазывают льняным маслом и просушивают, потом три – четыре раза покрывают олифой. В последний раз сушат не до конца, а так, чтобы пристал порошок алюминия, который заменяет дорогие серебро и олово, которыми пользовались раньше. От алюминия изделия становятся блестящими, похожими на металлические. Теперь заготовки можно расписывать.
Расписывают изделия масляными красками. А кисточки для работы мастера делают из хвоста белки. Такими кисточками можно выполнять и очень тонкие и широкие мазки. Хохломские узоры наносят кистью без предварительной прорисовки орнамента карандашом. Каждый раз мастера создают дивные узоры, никогда не повторяя в точности предыдущий орнамент. Известный хохломской мастер Степан Павлович Веселов говорил своим ученикам: «Учитесь у стариков, да и у природы, а пишите свои узоры, что близки сердцу. Это и будет настоящее творчество».
В хохломской росписи с золотым фоном сочетаются красный и черные цвета. Иногда их дополняют зеленый, коричневый, желтый и оранжевый. Но фон является главным.
После росписи изделия покрывают лаком, а потом закаливают в печах. Под влиянием высокой температуры лак желтеет, а слой алюминия под лаком отливает золотым блеском. И вот деревянное изделие на наших глазах стало драгоценным, золотым.
Хохломская посуда не только красива, но и прочна. По словам хохломских мастеров, она не боится «ни жару, ни стужи».
Сегодняшняя хохлома, можно сказать, получила второе рождение. Художники не только сохранили лучшие традиции росписи, но и развили их, обогащая новыми приемами.
Хохломские краски. Алых ягод россыпь,
Отголоски лета в зелени травы.
Рощи. Перелески, солнечные всплески
Солнечно-медовой золотой листвы
У красы точеной сарафан парчовый
По волнам узора яхонты горят.
Что за чародеи хохлому одели
В этот несказанный, праздничный наряд.
Роспись хохломская, словно колдовская,
В сказочную песню просится сама.
И нигде на свете нет таких соцветий,
Всех чудес чудесней наша хохлома!
Как же появилось это диво дивное – «Золотая Хохлома»? Старинное предание рассказывает: жил когда-то в нижегородских лесах, на берегу тихой реки, человек. Кто он и откуда пришл, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чаши да ложки и так их расписывал (раскрашивал, что казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера! Ко мне его! Немедленно!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но сколько ни искали, не смогли найти чудо-мастера. Ушл он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать «золотую» посуду. В каждой избе сверкали «золотом» чашки до ложки. Много «золотой» посуды продавалось на ярмарке в селе Хохлома. Так и родилось название «Золотая Хохлома».
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Учреждение Комбинированного вида ДОУ № 22 г. Липецка.
ПРОЕКТ «Золотая Хохлома»
Воспитатели: Бочарова И. Ю.
Свиридова Н. В.
Г. ЛИПЕЦК 2015