Хасанова Регина
Проект по художественно-эстетическому развитию для детей дошкольного возраста «Театрализованная деятельность в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект.
Театрализованная деятельность в детском саду.
Цель:
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.
Задачи:
• развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;
• развивать воображение, фантазию, внимание, самостоятельность мышления;
Публикация «Проект по художественно-эстетическому развитию для детей дошкольного возраста „Театрализованная деятельность в детском саду“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция май 2018
• совершенствовать игровые навыки и творческую самостоятельность через театрализованные игры, развивающие творческие способности дошкольников;
• обогащать и активизировать словарь;
• развивать диалогическую и монологическую речь;
• воспитывать гуманные чувства у детей.
Ожидаемый результат проекта
1. Обогащённая среда в группе;
2. Развитие интереса к художественной литературе и драматизации
произведений.
3. Расширение словарного запаса, развитие связной речи;
4. Активизация творческих способностей детей;
5. Активное участие родителей в жизни группы;
Формы и методы работы:
• Чтение художественной литературы;
• Беседы;
• Игры – драматизации;
• Слушание музыкальных произведений;
• Просмотр сказки;
• Рассматривание иллюстраций к сказкам;
• Заучивание стихов;
• Театрализованная деятельность.
• Участники проекта :
• - Воспитатели группы, музыкальный руководитель;
• - Дети 5-6 лет;
• - Родители;
Продолжительность проекта : (в течение года).
• Материально-технические ресурсы:
• - Сказки, иллюстрации;
• - Видеоматериалы;
• - Костюмы для театрализованной деятельности;
• - Атрибуты для разных видов театров.
Детское творчество – основа для гармоничного развития ребенка. Одним из эффективных видов развития творческой активности детей является театрализованная деятельность в детском саду.
Театральные постановки близки и понятны детям, потому что в их основе лежит игра – основа детской сущности. Дети в детском саду принимают участие в театрализованных представлениях с большим энтузиазмом.
Кроме того, театр способствует всестороннему развитию ребенка, помогая решать многие проблемы современной педагогики. Также развивает интеллект, формирует художественное и эстетическое восприятие.
В чем заключается польза от театрализованных занятий в детском саду?
Благодаря подобным занятиям происходит:
• расширение знаний об окружающей среде;
• формирование самостоятельности и творческой активности;
• обогащение словарного запаса;
• развитие памяти, образности мышления и фантазии;
• улучшение координации движений, плавности и гибкости;
• повышение выразительности речи и дикции;
• приобретение навыков внешнего выражения чувств героев через мимику, жесты и интонацию;
• умение работать в коллективе.
Театрализованная постановка в детском саду способствуют нравственному воспитанию дошкольников. Ведь каждое представление основывается на определенном литературном произведении или сказке, которое несет духовно-нравственную составляющую.
Через эмоциональное восприятие, ребенок постигает такие важные понятия как дружба, честность, смелость, предательство, добро, зло и т. д.
Театрализованная сказка в детском саду помогает ребенку преодолеть робость и застенчивость. Постепенно ребенок приобретает уверенность в своих силах, и его самооценка неуклонно растет.
Дети старшего дошкольного возраста уже могут принимать непосредственное участие в спектаклях. Первые выступление на сцене перед зрительным залом – непростое испытание для ребенка. Важно, чтобы родители верили в своего ребенка и всячески его поддерживали и подбадривали. И тогда страх и застенчивость постепенно сменится уверенностью и радостью от игры.
Театр для детей – это веселье и множество позитивных эмоций. А так как театрализованная деятельность неразрывно связана с музыкой и танцами – это еще больше усиливает детские впечатления и делает игру еще более привлекательной.
В то же время, театрализованная деятельность в детском саду может принести немало хлопот родителям. Ведь очень часто юному актеру или актрисе необходимо изготавливать или брать в прокат костюмы для игры. Также нужно постоянно помогать и поддерживать любимое дарование. Но, несмотря на все возможные трудности, результат превзойдет их ожидания. Глаза ребенка будут светиться от счастья, а родители будут испытывать чувство радости и гордости за подрастающее чадо. В плане работы с родителями над театральной деятельностью, организуются также беседы и консультации для родителей.
Театрализованная деятельность развивает и помогает детям увидеть красоту окружающего мира. Кроме того, театр вызывает интерес у детей к своей культуре, театру и литературе. А в ходе театрализованной игры, происходит постепенное раскрепощение ребенка, которое помогает развить творческую активность и умение импровизации.
Основная цель, которую я ставлю, занимаясь с детьми театрализованной деятельностью - это развитие творческих способностей средствами театрального искусства.
Ведь, театральная деятельность в ДОУ помогают всесторонне развивать ребенка. Поэтому, не случайно в современных требованиях к содержанию и методам работы в ДОУ выделен специальный раздел: «Развитие ребенка в театрализованной деятельности», в критериях которого подчеркивается, что музыкальный руководитель обязан:
Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество;
Развивать способность свободно и раскрепощенно держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонаций и т. д.
Приобщать детей к театральной культуре (знакомит с устройствами театра, театральными жанрами, с различными видами кукольных театров)
Обеспечить взаимосвязь театральной игры с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.
Создавать условия для совместной театральной деятельности детей и взрослых.
На своих музыкальных занятиях даю детям возможность учится слышать в музыке различное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой. Дети слушают музыку к определенному спектаклю, отмечая ее разнохарактерное содержание, занимаются упражнениями по ритмопластике, разучивают игры на развитие дыхания, голосового аппарата, на артикуляцию и т. д.
Результатом занятий становятся музыкально-театрализованные представления в виде спектаклей, театрализованных сценок к музыкальным утренникам и развлечениям, игр - драмматизаций. Раз работа музыкального руководителя основывается в проведении утренников, развлечений, мероприятий художественно-эстетического цикла то моя работа, как музыкального руководителя, над театрализованной деятельностью просто «необходима».
Театрализованная деятельность, как правило, проводится совместно музыкального руководителя с воспитателем.
Первый этап: Воспитатель проводит предварительную работу:
1. Чтение сказки с акцентированием внимания детей именно на тех чертах характера, с которыми их необходимо познакомить.
2. Анализ сказки на основе наводящих вопросов воспитателя с целью выделения детьми героев с различными чертами характера.
3. Выполнение детьми заданий по словесному описанию внешности героев сказки, их одежды.
4. Выполнение детьми заданий по передаче речи (манеры разговора и произношения) героев сказки на примере отдельных реплик.
5. Выполнение детьми заданий по созданию «предлагаемых обстоятельств» для описания обстановки и ситуаций, в которых развиваются события.
6. Выполнение упражнений на изображение различных эмоциональных состояний на основе имеющегося экспрессивного репертуара детей с целью его дальнейшего расширения (удивление, радость, испуг, гнев, усталость, заботу и др.)
7. Проигрывание отрывков из сказок, передающие различные черты характера героев сказки.
8. Проигрывание этюдов (сценки из жизни, передающие черты характера различных знакомых людей.
9. Проигрывание этюдов с неопределенным концом («Как бы ты поступил в этой ситуации?»)
10. Разыгрывание импровизаций, передающих различные жизненные ситуации (уборка комнаты, сборы в гости, прощание перед разлукой, забота о больном и др.)
Второй этап: На этом этапе музыкальный руководитель работает над мимикой, над голосом, над жестом и движением.
1. Работа над мимикой, заключается в том, чтобы научить детей передавать эмоциональное состояние героев с помощью мимики. Прием: «работа с иллюстрациями на эмоциональное состояние».
2. Задача работы над голосом, заключается в развитии речевого аппарата детей и совершенствование интонационной выразительности. Прием: «Интонационная выразительность».
3. Работа над жестом и движением. Основная задача- научить детей двигаться в соответствии с характером персонажа. Прием: «Запоминание различных действий: игра «Повторяйка».
Правила игры:
- Совместно выбрать конкретный образ.
- Первый участник показывает одно движение, присуще выбранному образу.
- Задача каждого последующего участника игры, воспроизвести движение, или жест предыдущего участника и добавить свой элемент, дополняющий образ.
- Игра проводится под музыкальное сопровождение.
Таким образом, игры на память различных действий способствуют развитию двигательной активности детей через координацию «жест-образ».
Третий этап: проводится совместно воспитателем и родителями детей. Главная задача этого этапа- заучивание ролей. С Детьми разучивается текст конкретной роли, также родители помогают в оформлении реквизитов и в шитье костюмов. Из многообразия средств в занятиях также включаются:
1. Специальные театральные этюды и упражнения;
2. Игры на превращения;
3. Игры на действия с воображаемыми предметами или на память физических действий;
4. Ритмопластика;
5. Игры на развитие двигательных способностей;
6. Ритмический этюд;
7. Музыкально-пластические импровизации;
8. Жесты;
9. Артикуляционная гимнастика;
10. Зарядка для губ;
11. Зарядка для шеи;
12. Зарядка для языка;
13. Упражнения на дыхание;
14. Скороговорки.
Анализируя, свой собственный опыт работы, можно сделать Вывод, что правильно организованная театральная деятельность в детском саду позволяет решить, все необходимые задачи художественно-эстетической направленности в соответствии с ФГОС ДО, а главное четко и целенаправленно, развивает личность каждого ребенка, путем обогащения его воображения и развития талантливости, ведь дошкольный возраст является наиболее благоприятным для вовлечения ребенка в театрализованную деятельность.
Литература.
1. Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду. -
М. : ТЦ Сфера, 2006.
2. Иванова Г. П. Театр настроений. Коррекция и развитие эмоционально-нравственной сферы у дошкольников. - М. : “Скрипторий 2003”, 2006.
3. Гуськова А. А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2011.
4. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия, игры. – М. : АРКТИ, 2001.
5. Лаптева Е. В. 1000 русских скороговорок для развития речи. – М. : Астрель, 2013.